Что осуждает куприн в произведении белый пудель. История создания рассказа “Белый пудель” А

Система уроков изучения рассказа

1. Учебник: , Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.

2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection. *****/

УРОК 1

Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

I. Оргмомент.

II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

III. Рассказ о писателе

Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

IV. Знакомство с экспозицией рассказа

Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:

· С какими героями рассказа знакомит нас автор?

· Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?

· Какое отношение к себе они вызывают?

· Где происходят описанные события?

· Какой предстает природа Крыма в рассказе?

V. Итоги урока

УРОК 2

. Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З

Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

Примерный план:

1. Бродячая труппа артистов

2. Неудачный день

3. «Хочу! Собаку-у-у!»

4. «Не всё… продаётся, что покупается»

5. Арто украден

6. Спасение собаки

III. Анализ рассказа

Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

- Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »

Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

- Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т. к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

IV. Итоги урока

Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»

УРОК 3

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

Выводы:

Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных : мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

Тренажёр

III. Анализ роли пейзажа в рассказе

Работа в группах

Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

Выступления групп

Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

IV. Письменная работа

Рассказ о реальной основе сюжета.

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

Вспомогательный план:

1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Примерный ответ:

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет
Кафедра литературы

КУРСОВая работа
тема: Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

По дисциплине: методика преподавания литературы.

Благовещенск 20____

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель».
2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….........
1 ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА……………......
1.1. Приемы литературоведческого характера..................... ...................
1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя...................... .........
5
2 Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»
2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»... .........................
2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель»....................... .............................. ......
2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»...........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

(сделать табличкой, потом стереть границы и тогда номера страниц не будут «скакать».
Каждый раздел, чтобы он не перемещался, отделяйте командой «разрыв страницы» В разметках странницы ишите команду «разрывы»)
5

ВВЕДЕНИЕ

Основой уроков литературы является работа с текстом. При этом главным в литературном воспитании и развитии учеников является не только хорошее знание текста и умение его пересказать, а настоящее понимание того, что хотел автор донести до читателя в произведении. Таким образом, главная задача учителя – избрать для урока такой метод, включающий в себя приемы анализа текста, которые окажутся наиболее эффективными при изучении данного произведения.
Педагог высказывает в классе не только свои впечатления от прочитанного, но и призван раскрыть научную позицию литературоведения. Художественный текст влияет на ученика не изолированно, ведь обоснования, данные учителем, мнения товарищей и собственное восприятие вкупе определяют отношение ученика к литературному произведению и его понимание.
Из всего вышесказанного следует, что учитель призван определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста. Учителю важно понять, когда и почему он избирает определенный прием анализа, а также при изучении какого конкретного произведения он это делает.
Тема нашего исследования: «Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». На примере анализа конкретного произведения мы убедимся, что одно и то же авторское творение может рассматриваться с разных сторон, в зависимости от варианта анализа – именно поэтому исследование наше актуально. Тем более, что сама по себе вариативность в преподавании ориентирует преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.
Таким образом, цель перед нами стоит следующая – определить, какой из приемов анализа наиболее плодотворен и целесообразен при изучении данного произведения. Найти приёмы анализа, которые, с одной стороны, помогут глубоко изучить произведение, а с другой, – будут способствовать всестороннему развитию читателя-школьника.
В соответствии с этим определим задачи исследования:

    ознакомиться с теоретической основой вопроса – существующими приёмами анализа литературного произведения;
    раскрыть особенности каждого из приемов анализа литературного произведения; Зачем?
    проанализировать текст рассказа «Белый пудель», используя
при изучении вариативность приемов анализа
Объектом исследования являются приемы анализа,
предметом – рассказ А.И. Куприна «Белый пудель».
    ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
Чтение и анализ художественного произведения представляет собой последовательные ступени восприятия словесного искусства. Анализ в условиях школы – это деятельность коллективная и потому, что изучение литературных произведений совершается в условиях общения классного коллектива, вбирает в себя читательский и жизненный опыт всех учеников данного класса, и потому, что школьный анализ, как и всякая учебная деятельность, предполагает обогащение индивидуальных впечатлений ученика опытом других читателей и толкований текста, которое представляет учитель. Анализ – важнейший метод научного постижения литературного произведении. 1
      Приемы литературоведческого характера.
    Маранцман – приемы с.151
    Анализ композиции 154
    Анализ стиля 155
    Устное рисование185
    Киносценарий 191
    Инсценирование 196
    Пересказ 199
С.133 РЕЗАрсенал школьных приемов работы над литературным произведением разнообразен. Учителю требуется выбрать способы рассмотрения текста, необходимые для развития учеников и учитывающие особенности каждого конкретного произведения. Почему нет указания, на чью классификацию Вы ссылаетесь, и сносок на источник?
1. Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения.
Как указывает, (КТО?) Методика преподавания литературы, используя в школьном анализе постижение авторской позиции, опирается на современные достижения литературоведения. Приемы преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя.
а) Изучение композиции. Композиция помогает ученикам увидеть авторский замысел, постичь его жизненную позицию. Основные приемы изучения композиции – сопоставление частей и элементов художественного текста, выявление сюжетов и образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста.
б) Изучение стиля писателя. Приемы изучения разнообразны. Наблюдение над ним начинается с элементарных упражнений: найти эпитеты, метафоры, глаголы действия и так далее. Возможны и следующие задания: вставить слово, пропущенное учителем преднамеренно, а затем назвать его и объяснить целесообразность его употребления писателем. Большую роль играет работа с деталью.
в) Комментарии исторического, тстис апмичы общественно-культурного или литературного типа. Они восстанавливают в глазах учеников реальную действительность, изображенную писателем, проясняют его намерения. Учителю необходимо воссоздавать и ситуации, послужившие поводом для написания произведения.
2. Приемы сравнения и его виды.
а) Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом. Во-первых, такая работа обнаруживает, что художественные произведения – это отражение жизни. Во-вторых, она позволяет убедиться, что это отражение не зеркальное, что писатель соединяет в произведении и жизнь, и свое отношение к этой жизни. Маранцман с.158
б) Сравнение произведений разных писателей, близких по тематике.164
в) Сравнение героев, эпизодов, сцен внутри одного произведения.164
г) Сопоставление произведения с другими произведениями писателя.с.162
д) Сравнение разных вариантов одного текста, выявление развития авторской мысли в процессе создания произведения (работа с черновиками и каноническим текстом).158
е) Сравнение литературного текста с произведениями других видов искусства. с179Включение смежных видов искусства при изучении художественного текста преследует цель – обострить эстетическую восприимчивость, развивать у школьников ассоциативное и образное мышление и расширять представления об искусстве: живопись, графика, прикладное искусство, музыка, кино и так далее. Могут вызвать при столкновении с первыми впечатлениями от прочитанного произведения желание его проанализировать.

1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя.

По мнению (КОГО?) Задачи школьного анализа текста: пробуждение сопереживания, активизация воображения школьников, формирование читательских качеств и другое. Все эти задачи не позволяют ограничиться в школьном разборе только приемами литературоведческого анализа.
1. Оживление жизненных впечатлений. Многие методисты советуют учителю предварять чтение живыми впечатлениями. Такой прием создает личное отношение к читаемому, привлекает к работе над текстом эмоциональный опыт ученика. Например, перед чтением стихотворения о природе можно предложить вспомнить, рассказать или написать о самых запомнившихся днях весны, лета, осени или зимы, о впечатлениях о походе, экскурсии на природу, поездке, а затем сравнить сочинение школьников с изучаемым произведением. Эта работа обостряет интерес к изучаемому тексту, создает эмоциональный тон. Оживление личных впечатлений может не только предворять анализ, но и вплетаться в него и даже завершать работу. Главное в этом приеме – найти связь между мыслями и представлениями учеников с образами писателя. Вам компьютер указывает на ошибки, исправляйте!
2. Выразительное чтение. По тому, как ученик прочел текст можно судить о характере его первоначального восприятия. Задача, поставленная перед классом: как прочитать данное произведение? – может являться скрытой формой анализа. Найти точную интонацию можно лишь приблизившись к авторскому голосу в произведении и одновременно ощутив, какое эхо рождает мысль писателя в собственной душе. Выразительное чтение ведет к эмоциональному пробуждению в произведении и будит творческую фантазию. Например, работа над стихотворением Лермонтова «парус». Можно предложить составить учащимся партитуру стихотворения, а затем, опираясь на нее, работать над эмоциональность. Выразительное чтение важно не только в учебном, но и в педагогическом плане. Чтение вслух приучает к культуре выражения чувств, оказывается одним из путей к искусству общения.
3. Пересказ. Пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения. Существует несколько видов пересказа, каждый из которых помогает обратить внимание учеников на тот или иной элемент текста.
а) подробный пересказ. Его цель – передать содержание прочитанного как можно подробнее с целью выработки навыков логически построенного изложения, формирования памяти, обогащения речи учащихся.
б) сжатый (краткий) пересказ. Его цель- найти главное, уметь содержательно и без многословия передать основное.
в) пересказ-извлечение – это пересказ материала, разбросанного в разных частях текста, хотя и связанного единством сюжета и персонажей. Это может быть извлечение материала, изображающего действующее лицо или группу лиц, определенную тему, пейзаж и так далее. Например, история Татьяны в повести И.С. Тургенева «Му-му», настоящий и механический соловьи в сказке Г. Х. Андерсена «Соловей», природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Разве это приёмы, развивающие сотворчество?
г) пересказ с изменением лица рассказчика. Это рассказ о событиях, происходящих в произведении, от лица одного из героев или, наоборот, передача личных воспоминаний и впечатлений от третьего лица, реже от второго в обобщенном значении.
д) пересказ с элементами сочинения. Это передача содержания текста с включением элементов творчества учащихся, их отношение к описываемому, дорисовка деталей сюжета и так далее.
е) художественное рассказывание – это самый сложный вид пересказа. Он требует основательного знания текста и мастерства его изложения, отражает особенности стиля изучаемого произведения в искусном исполнении рассказчика, в его выразительности.
4. Словесное рисование. Реализация образов возникает при чтении, способствует углублению субъективного начала разбора. Предполагает, что человек, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит. Уместно предложить ученикам начинать эту работу с описания портрета (только внешность героя). При этом следует помнить, что нельзя давать портрет героя в неконкретной ситуации. В устном рисовании эмоции ученика очень активны. Формы его (рисования) должны класс от класса усложняться, видоизменяться.
5. Составление киносценария. Кинематограф близок детскому сознанию. Динамизм – это неотъемлемый признак киноискусства, а ученик видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает ребенка. В ходе создания киносценария дети учатся не только понимать язык кино, но и глубже пристальнее всматриваться в литературный текст. Для того, чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, увлечься затронутыми в нем вопросами, надо по-настоящему «увидеть» его героев. Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого медленного чтения. Он оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого. Учитель показывает кинофрагмент и, опираясь на непосредственное впечатление от прочитанного, выясняет такие понятия, как крупный, средний, общий план, показывает смысловое значение смены плана. Затем намечаются границы киноэпизодов, общий мотив сценария, объединяющий все эпизоды. Учащиеся заполняют таблицу.
План записи кадров

6. Инсценирование (драматизация). Оно побуждает учеников к творческому поиску. «Оживление» героев активизирует воображение и сопереживание. Этот прием позволяет усилить развитие конфликта, острее прочертить линии в сознании учеников. Чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания, тщательно готовиться к выступлению. Инсценирование – это такой вид работы, когда учащемуся предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их позы, движения, жесты.
7. Литературная игра. Приемы занимательности являются эффективным приемом изучения и творческой интерпретацией произведения. Игры бывают читательские (кроссворды, сканворды, ребусы, шарады) и исполнительские значительно больше видов исполнительских игр. (инсценировка). Они тесно взаимодействуют с другими приемами изучения литературы.

    Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
      Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
Начиная исследовать текст произведения, мы сразу обращаемся к истории его создания, чтобы знать когда и при каких обстоятельствах автор создал свое литературное творение, а может даже, кто послужил прототипом того или иного героя. Но арсенал сведений о рассказе Куприна «Белый пудель» невелик. Известно, что написан он был в 1903 году. В эти годы писатель живет в Петербурге и работает в «Журнале для всех», там и издается впервые это произведение.
В рассказе Куприн затрагивает тему дружбы, тему человеческого, гуманного отношения к животному. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся богатая барыня и ее сын Трилли, на другой - старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за собаки. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.
Произведение автор делит на шесть глав, а значит, на шесть смысловых частей. В первой главе Куприн сразу отмечает место действия – южный берег Крыма. Далее сразу начинается описание внешности главных героев: мальчика Сережи, дедушки Лодыжкина и пуделя Арто. С помощью этого описания автор не только знакомит читателя с главными героями произведения, но и с первых строк показывает, насколько бедна и тяжела жизнь этих людей. Сереже двенадцать лет, это юный мальчик. Дедушка Лодыжкин – пожилой человек. С ними пудель, который бежит и указывает дорогу. Возраст героев угадывается и в том, как они шли: мальчик «шел», а дедушка «плелся». Несмотря на жару, Сережа «держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом», а это уже показывает его бережное отношение к дедушке. И при помощи этого просто и предельно понятного описания мы легко рисуем в воображении описываемое автором.
Не случайно и описание шарманки, на которой играет дедушка и которая является единственным заработком для бродячих артистов. Куприн подробно описывает шарманку, чтобы показать, насколько она старая и практически бесполезная вещь, ведь ее даже чинить не берутся. Но писатель говорит, что несмотря на это, дедушка очень любит шарманку и относится к ней, как к живому существу, разговаривает с ней: «Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное». Не меньше он любил мальчика и собаку. Конечно, в процессе произведения мы увидим это наглядно, но уже в первой главе Куприн делает на это моменте акцент. Эти, казалось бы, мелочи характеризуют дедушку с положительной стороны – он не озлоблен на жизнь, сохранил умение видеть прекрасное и самое главное умение любить, дорожить близкими.
Вторая глава начинается с описания моря, пейзажа на фоне, которого происходят события. Стоит невыносимая жара. Особое внимание заслуживает речь персонажей. У дедушки она насыщена просторечными словами и выражениями, что само по себе говорит о том, что он выходец из народа: «значит, мол», «домишко», «ужотко», «телеса», «трошки». Речь Сережи также проста, он использует разговорные варианты слов: «глянь-кось», «умереть мне на месте», «бона сколько». Это объясняется просто – общение и жизнь с дедушкой накладывает отпечаток на речь мальчика. Примечательно и то, что дедушка обращается к пуделю, используя ласкательные выражения «брат песик», «Артошенька». Это уже говорит нам об отношении дедушки к Арто как к родному существу. Испытывая усталость от жары, Лодыжкин понимает, что и псу приходится несладко в летнем зное. Мы также видим, что дедушка рассудителен и мудр, на предложение Сережи искупаться он предлагает потерпеть, ведь: «…после купанья еще больше разморит», «…спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то... а потом, значит, поспать трошки... и отличное дело...»
Куприн приводит описание природы Крыма, но старик не восхищается ею, потому что «… хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона». Зато многое восхищает Сергея, ведь он был здесь впервые. И это, казалось бы, незначительное примечание автора играет большую роль в познании характера главного героя. Не каждый человек будет наслаждаться природой, лишь тонко чувствующий, внимательный, чуткий способен разглядеть красоту природы и наслаждаться ею. Поэтому нам становится ясно, что Сережа является таковым. Сам автор подмечает: «…все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика». Он еще совсем юн, но уже способен видеть прелесть природы: «Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду - на клумбах, на изгородях, на стенах дач - яркие, великолепные душистые розы…»
В этой главе мы видим и отношения дедушки и Сережи. Старик называет мальчика тоже ласково «братец мой», относится бережно. Помимо этого Лодыжкин рассказывает мальчику о южных городах (Сочи, Адлер и т.п.), людях, которые там живут (эфиопы, турки, черкесы), о растениях (пальма, апельсин, лимон). Он не отмахивается от Сережи, а разъясняет все, что ему интересно или непонятно. В свою очередь мальчик слушает дедушку внимательно, не перечит ему – значит, уважает старших и не избалован. Герои неприхотливы, они рады любому заработку: «Вообще Лодыжкин был скромного нрава и, даже когда его гнали, не роптал». Дедушка Лодыжкин, мальчик и собака всегда старательно выполняли свои трюки, заранее не зная, чем и сколько им заплатят. Случай, когда одна барыня дала артистам дырявый гривенник, а дедушка выкинул его, говорит нам о том, что дедушке стало неприятно от такого поступка, что он, хотя и беден, но сохранил чувство собственного достоинства. Также эта картина показывает, насколько злыми и не ценящими труд других могут быть люди. Дедушка Лодыжкин говорит: «Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет-с, очень ошибаетесь, сударыня». Этими словами писатель объясняет читателю, что дедушка и в самом деле все заработанные средства пускает на пропитание всей труппы, что говорит о его заботливости и неравнодушии.
В третьей главе герои оказываются на даче «Дружба», где наблюдают картину того, как маленького непослушного мальчика несколько человек пытаются уговорить выпить микстуру, но тот ведет себя странно и некультурно, бьется в истерике. Каждое слово в этой сцене, каждое описание говорит о героях и их поступках. Начнем с описания Трилли. Он очень ухожен, белокурые волосы, чистый костюмчик – все это прямо противоположно внешности Сергея. Но, несмотря на внешний лоск, поведение мальчика более чем странно – он позволяет себе оскорблять взрослых, не слушается. Но и поведение самих этих взрослых вызывает недоумение – мать встает на колени и начинает умолять его принять лекарство, обещая при этом любые подарки, доктор и остальные крутятся вокруг него и также упрашивают. Этой сценой автор показывает предельную избалованность Трилли. А что же главные герои? Они изумлены от увиденного: «Сергей, долго глядевший с любопытством и удивлением на эту сцену, тихонько толкнул старика в бок. - Дедушка Лодыжкин, что же это такое с ним? - спросил он шепотом. - Никак, драть его будут?»; «Как его, такого, вырастили, шут его возьми?»- говорит дедушка. Жители дачи прогоняют артистов, ни их вид, ни желание показать выступление не вызвали у господ ни жалости, ни умиления. Они зло прогоняют мальчика и дедушку. Но вновь потакая капризам маленького Трилли, возвращают артистов, разрешая показать трюки. Здесь большого внимания заслуживает речь мальчика, которая представляется лишь криками и воплями: «Хочууу! Мнее!» и др. Это характеризует его как маленького невоспитанного эгоиста. В свою очередь поведение Сережи прямопротивоположно: он старательно выполняет трюки: «Репертуар у Сергея был небольшой, но работал он хорошо, "чисто", как говорят акробаты, и с охотой». Затем Трилли требует, чтобы ему купили собаку. И взрослые пытаются это сделать. Они не стесняются в выражениях и грубо, оскорбляя старика («безумный старик, истукан»), упрашивают продать Арто. Они считают, что нет вещи, которая не продается, то есть собака для них – не живое существо, а просто вещь. Но дедушка в свою очередь не только не продает собаку, а вежливо беседует с господами: «- Покорнейше вас благодарю, барин, а только... - Лодыжкин, кряхтя, вскинул шарманку за плечи. - Только никак это дело не выходит, чтобы, значит, продавать. Уж вы лучше где-нибудь другого кобелька поищите... Счастливо оставаться...». Таким образом, здесь мы видим основной конфликт произведения: для богатых людей собака – это всего лишь вещь, которую можно купить за деньги, утешив на время бьющегося в истерике ребенка. А для дедушки и Сережи пудель является другом, ведь они не только используют его в своих выступлениях, но и ласково относятся к нему, что мы видим и в речи и в поступках.
В этой же главе автор показывает нам, что и сам пудель Арто – не просто собака, которая выполняет приказы и следует за путниками, но это верный друг, который переживает за них и неравнодушен ко всему, что с ними происходит. Например, когда Сережа купается пудель на берегу не находит себе места. Куприн даже озвучивает мысли собаки: «Арто неистово лаял и скакал по берегу. Его беспокоило, что мальчик заплыл так далеко. «К чему показывать свою храбрость? - волновался пудель. - Есть земля - и ходи по земле. Гораздо спокойнее»; «К чему эти дурацкие фокусы? Сидел бы у берега, рядом со стариком. Ах, сколько беспокойства с этим мальчишкой!». Во всем этом читается доброе, бережное отношение героев друг к другу. Дедушка даже ругается добродушно, Сережа слушается дедушку.
Описание героев при купании вызывает не только умиление тем, как они переживают друг за друга, но и жалость от их внешнего вида. Оба, и дедушка, и мальчик очень худы – подчеркивает автор: «…впалые бока. Тело у него было желтое, дряблое и бессильное, ноги - поразительно тонкие, а спина с выдавшимися острыми лопатками была сгорблена от долголетнего таскания шарманки», - описывает он Лодыжкина, а Сережа: «даром что костлявый - вон все ребра видать». А также вспоминается описание убогой одежды, когда Сережа показывает трюки на даче: «Сергей разостлал на земле коврик, быстро скинул с ног парусиновые панталоны (они были сшиты из старого мешка и сзади, на самом широком месте, украшались четырехугольным заводским клеймом), сбросил с себя старую куртку и остался в стареньком нитяном трико, которое, несмотря на многочисленные заплаты, ловко охватывало его тонкую, но сильную и гибкую фигуру». Это контраст, который использует автор, чтобы показать нам всю остроту ситуации – белокурый мальчик Трилли с его холеной кожей и чистеньким костюмом и загорелый от постоянного нахождения на солнце, худой в рваной одежде Сережа. Куприн заостряет на этом внимание, ведь это важно учитывать при дальнейшем развитии событий, когда дворник догоняет уже ушедших с дачи артистов и предлагает огромные деньги за собаку, а дедушка и тут отказывается. Для него Арто не стоит никаких денег, он его друг, близкое родное существо и точка. Но здесь не только трепетное отношение старика к псу, но еще и его моральный облик, нравственные ценности, которые читаются в фразе: «Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, - возвысил голос дедушка. - Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается». Он даже называет дворника «Иудой, хамом и продажной душой», настолько удивительно ему, неприятно все произошедшее, неприемлемо для него.
В пятой главе наблюдаем сцену завтрака. У дедушки и Сережи простая пища, которой они рады. Дедушка Лодыжкин и здесь заботится о младшем – дает ему куски побольше, понимая, что ребенок растет, а также кормит собаку, несмотря на то, что еды немного, а на последующие приемы пищи еще нужно заработать.
После завтрака артисты решают отдохнуть и поспать немного, тут то дворник и выкрал Арто. Сережа и дедушка напуганы, огорчены пропажей собаки: «Мальчик бегал взад и вперед по той стороне ручья, пронзительно свистал и кричал громко, с беспокойством и испугом: - Арто, иси! Назад!»; в свою очередь и дедушка тоже обеспокоен: «- Арто! Ар-то-шень-ка! - жалобно завыл старик». Мальчик и дедушка расстроились до слез. Но горько было не только от того, что украли собаку, но и от того, что не имелось возможности вернуть ее, потому что дедушка потерял свой паспорт и опасался, чтобы его без этого документа не арестовали. Все это вызывает такую жалость и боль за героев. Куприну удалось так изобразить ситуацию, что трогает она до глубины души. И опять же бесконечная забота друг о друге: «Милый ты мой, родной, - приговаривал, трясясь всем телом, старик. - Собачка-то уж очень затейная... Артошенька-то наш... Другой такой не будет у нас... - Ладно, ладно... Вставай, - распоряжался Сергей. - Дай я тебя от пыли-то очищу. Совсем ты у меня раскис, дедушка». Сережа, хотя он совсем ребенок: «… хорошо понимал все роковое значение этого страшного слова "пачпорт". Поэтому он не настаивал больше ни на дальнейших розысках Арто, ни на мировом, ни на других решительных мерах». При этом думает не только о себе и своих желаниях, но и о благосостоянии дедушки. При всем этом мальчик решает выкрасть Арто и убегает из кофейной, в которой они с дедушкой остановились на ночлег. Не пугает его ни темнота ночи, ни море, которое «расплескивалась живым, сверкающим металлом, опоясывая берег». Сергею, конечно, было немного жутко, но отвага переполняла его сердце, он боролся со страхом. Перелезая через забор дачи, он упал, но и это не остановило его. Дом господ представлялся ему «наполненным беспощадными притаившимися врагами, которые тайно, с злобной усмешкой следили из темных окон за каждым движением маленького, слабого мальчика». Мальчик услышал визг собаки из темного подвала – пес будто чувствовал, что мальчик пришел его спасать и звал на помощь, взвизгивая. Выбежавший из подвала дворник показался Сереже «великаном, разъяренным сказочным чудовищем», но и его он не испугался, а действовал быстро. Мальчику и пуделю удалось убежать. Причем убегали они сообща, без слов понимая друг друга и действуя заодно. Само по себе то, что богатые господа держали пуделя не в доме, а в подвале говорит об их истинном отношении к нему – это всего лишь средство развлечения их маленького господина Трилли. Сережа, побеждая страх, шел напролом, спасая пса.
Для диплома такого анализа будет недостаточно. Неужели нельзя усилить собственные суждения литературоведческим материалом?
2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель».
Использование различных приемов анализа текста на уроке литературы дают учителю возможность показать данное произведение с разных сторон. Каждый прием помогает акцентировать внимание учеников на том или ином элементе текста, герое, а также раскрыть истинный смысл изучаемого.
Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя. Учитель опирается на изучение композиции, стиля писателя, а также комментарии исторического общественно-культурного или литературного типа.
При анализе композиции рассказа «Белый пудель» учитель обращает внимание учеников на то, что произведение состоит из шести глав, композиция организована сюжетно, представлена в событийной форме.
Предлагаем ученикам кратко определить содержание каждой части.
Можно не давать анализ рассказа в курсовой, а взять из него материал для ответа на этот вопрос.
В первой главе мы знакомимся с героями произведения (Сережа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто), узнаем об их жизни, роде деятельности (мальчику двенадцать лет, дедушка пожилой, они бродячие артисты – дедушка играет на шарманке, а мальчик и собака показывают трюки). В последующих главах мы узнаем о том, насколько тяжела и бедна жизнь этих людей, а также основу рассказа составляет случай, произошедший на даче «Дружба» (артисты показали представление, а капризный мальчик Трилли потребовал купить собаку и когда Сережа с дедушкой отказались продать ее, дворник господ выкрал ее, а Сережа впоследствии вернул пуделя).
На первый взгляд может показаться, что использование данного приема (анализ композиции) может привести к механическому пересказу основных моментов произведения. Но это не так. Ведь если учитель, следуя вместе с учениками по основным частям произведения, акцентирует внимание школьников не только на порядке происходящих событий, а на том, зачем автор выстроил произведение именно так, то это поможет понять авторский замысел рассказа. В развитии событий обнаруживается связь и противоречия между персонажами, раскрываются различные черты человеческих характеров. Например, то, что вначале автор рассказывает о том, как Сережа и дедушка зарабатывают на жизнь, каким трудом это им достается, а уже затем повествует о случае на даче «Дружба» логично, ведь читатель может проследить контраст столкнувшихся в конфликте людей (бедных и богатых), понять, что несмотря на всю нелегкую жизнь, бродячие артисты не озлоблены и не способны продать собаку даже за большие деньги. Развитие действия дает представление о возможных путях развития конфликтов произведения. Например, по ходу изучения композиции рассказа, после анализа четвёртой главы, можно предложить детям творческое домысливание: с этой целью предлагаем порассуждать, каким бы могло быть продолжение рассказа после того, как дворник украл пуделя. Ученики, опираясь на те сведения, которые им известны из первой, второй, третьей и четвертой предыдущих глав, должны предположить дальнейшее развитие
и т.д.................

Главные герои рассказа «Белый пудель» — уличные артисты, которые бродят по Крыму и дают представления для дачников. Старик Мартын Лодыжкин играет на древней шарманке, мальчик Сережа показывает различные акробатические трюки, а белый пудель по кличке Арто выступает не хуже настоящей цирковой собаки. Заработок у артистов невелик, многие дачники их прогоняют, едва завидев, но артисты не унывают.

На одной богатой даче они стали свидетелями того, как целая семья хлопотала над очень капризным, избалованным малышом, который то валялся на полу, дрыгая ногами, то громко кричал на взрослых. Поначалу артистов хотели прогнать, но избалованному мальчику захотелось посмотреть представление.

Под заунывные звуки шарманки Сережа продемонстрировал свое искусство гимнаста и жонглера, после чего дедушка Мартын начал показывать хозяевам дачи выучку пуделя Арто. Артисты уже рассчитывали на приличное вознаграждение, когда избалованный отпрыск владельцев дачи потребовал купить ему эту замечательную собаку.

Мартын Лодыжкин отказался продавать Арто, даже когда ему назвали абсолютно фантастическую сумму. В результате артисты покинули дачу, не получив ничего. Но история на этом не закончилась. Дедушка Мартын и Сережа решили искупаться. На берегу моря их нашел дворник с той дачи и снова начал уговаривать продать собаку. Старый шарманщик объяснил дворнику, что друзей не продают, и разговор на этом закончился. Но когда артисты решили отдохнуть в лесной тени и задремали, дворник хитростью увел от них белого пуделя.

Сережа призывал дедушку Мартына обратиться в полицию, но тот рассказал ему, что живет по чужому паспорту, потому что свой он давно потерял и по этой причине не может обратиться в полицию для возврата собаки.

Тогда Сережа решил действовать самостоятельно. Ночью он пробрался на территорию дачи и сумел найти место, где был заперт пудель Арто. Собаке удалось вырваться из заточения, но за Сережей и пуделем погнался дворник. К счастью, от погони удалось оторваться, и вскоре счастливый Арто радостно приветствовал дедушку Мартына, облизывая ему лицо.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Белый пудель» состоит в том, что друзей, попавших в беду, обязательно надо выручать. Мальчик Сережа, рискуя быть пойманным, пробрался на дачу, где держали собаку, и сумел освободить ее из плена.

Рассказ «Белый пудель» учит не мерить жизненное счастье деньгами, а ценить настоящую дружбу и преданность. На те деньги, что предлагали Мартыну Лодыжкину за белого пуделя, старый шарманщик вполне мог приобрести собственное дело и зажить безбедно, но он, ни секунды не сомневаясь, отказался продавать Арто, который считался полноправным артистом в их маленькой, но дружной компании.

В рассказе «Белый пудель» мне понравился мальчик Сережа, который проявил решительность и способность к самостоятельным действиям. Он не стал никого спрашивать и ночью отправился в одиночку спасать своего друга. И благодаря своей отчаянности и природной ловкости мальчик добился успеха.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый пудель»?

Бедный да честный.
Капризный в детстве уродлив в летах.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

Евсина Дарья

По отношению к живому и к живым - не только людям, но и «братьям нашим меньшим», живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, - можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет беззащитного котенка или будет прикармливать голодную собаку, тот не сможет обидеть ближнего.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека

(на примере рассказов А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель»)

Евсина Дарья Олеговна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №6»

5 А класс

Глава 3

Образ собаки в произведении А.И. Куприна «Белый пудель»

В художественной литературе собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни. В основном, это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель. Но также собака является и неким орудием судьбы, которое дается герою, чтобы проявить свою подлинную сущность.

Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость» .

Рассмотрим знаменитый рассказ А. Куприна "Белый пудель".В данном произведении события происходят в течение короткого времени. Описывается жизнь бродячей труппы артистов: дедушки Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея и пуделя Арто.

В рассказе изображены два мальчика, совершенно противоположные по характеру. Это Трилли – капризный, избалованный, грубый, нетерпеливый ребенок, истеричный мальчик, как и его мать. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай». (см. таблица №2) И Сережа - работящий, добрый, смелый мальчик. Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности. (см. таблица №2) В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки. Избалованному ребенку необходима очередная игрушка – дрессированная собака. Трилли не понимает, что собака выполняет трюки потому, что к ней хорошо относятся старик и мальчик, потому что она такой же артист, как и дедушка Мартын, и Сережа. Труппа артистов отказывается продать собаку.Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа: сытых и голодных, живущих по разным социальным и нравственным законам.

Рассказ не случайно назван "Белый пудель": через отношение героев произведения к Арто писатель раскрывает нравственное превосходство одних над другими. Симпатии автора целиком на стороне бедных уличных артистов, а не избалованного малыша Трилли и его истеричной матери. Ни Сергей, ни шарманщик не могут даже представить себе расставания с верным Арто, какие бы деньги ни предлагали за него. Мальчик Сережавсе же спасает из плена своего четвероногого друга, рискуя своей жизнью, переборов страх, отчаяние.Мальчик, услышав, что дворник бьёт собаку, забывает о собственном страхе и кричит: «Не смей бить! Не смей бить собаку, проклятый!» В этом поступке проявляется его истинная сущность, главные черты характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака.

Итак, Куприн даѐт оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу, что позволяет нам выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.

Глава 4

Сравнительный анализ образа собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И. Куприна «Белый пудель»

Сравнивая, как писатели рисуют образ собаки, можно найти в рассказах сходства и различия.

Различия заключается в том, что в рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думаетАрто. Куприн через описание поведения, через интонации лая говорит нам, что собака ласкается или возмущается. Так, с нетерпением ожидая своего выступления, Арто лаял «нервным, отрывистым лаем». А находясь в заточении, он издаёт «стонущий визг», «неистовый, срывающийся лай» и «длинный прерывистый вой». В минуту освобождения слышится победный лай. Единственный эпизод, когда мы слышим внутренний монолог Арто – это на берегу моря. Собака бегала по берегу моря, волнуясь за Сережу, который заплыл слишком далеко, и думала: «К чему показывать свою храбрость?... Есть земля – и ходи по земле. Гораздо спокойнее».

С самого начала рассказа «Каштанка» А.П.Чехов обращает наше внимание не только на внешние черты поведения Каштанки, но и на зримые или скрытые знаки её душевного состояния: « от выстрела пришла в восторг», «грустила», «проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно», «запестрело в глазах и в душе», «от ужаса не могла произнести ни звука», «застыла от удивления и восторга» и т.д. (см. таблица №1) Чехов отождествляет чувства Каштанки с человеческими.

У писателя Каштанка и думает как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу: лучше у столяра или у циркача.

Для того чтобы передать читателю внутренний мир своей героини, Чехов использует не только наречия и существительные группы «чувств», специальные слова, передающие состояние, но и описывает собачьи сны. В них Каштанка грустит о прошлой жизни, прощает Федюшке все обиды, во снах собака идеализирует прежнюю жизнь.

Сходно отношение собак к своим хозяевам. И Арто, и Каштанке есть кого и что сравнивать. Арто, безусловно, рад возвращению к хозяевам, дарившим ему любовь и заботу. И Каштанка возвращается в тот мир, в котором родилась и выросла. Привязанность, преданность собаки являются важнее сытой жизни, собачья преданность заставляет Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой.

И Чехов, и Купринтак или иначе показывают нам чувства, переживания, мысли собак. Этим тонким художественным приемом писатели помогают проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного, и мы понимаем, что и Каштанка, и Арто привязаны к своим хозяевам.

Итак, произведения «Каштанка» и «Белый пудель» - это произведения не только о верных и преданных собаках, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.

Заключение

За историей собак скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает мир добра и зла. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших. Но оба произведения пронизывает мысль об аморальности поступков человека, меркантильности его существования.Показывая жизнь собаки, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с ней.

Наша гипотеза нашла подтверждение: мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

Список использованной литературы

  1. Абрамович Г.Л. «Введение в литературоведение» Учебник для студентов. М., Просвещение, 1979г.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А. Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 1998.-248с.
  3. Журнал «Русский язык и литература для школьников».-2014.-№3.-с.21-28.
  4. Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М.: Наука, ГРВЛ, 1987.
  5. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1985
  6. Куприн, А.И. Рассказы /А. И. Куприн. – Москва. –1976. – 123 с.
  7. Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с.
  8. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.
  9. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. Минск. – 1995. – 167 с.
  10. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. – II т. – М. –1987. – 378 с.
  11. Семанова М.Л. Чехов-художник /М. Л. Семанова. – Москва. – 1986. – 112 с.
  12. Соколов З.П. Культ животных в религиях /З. П. Соколов. – М. – 1972. – 109 с.
  13. Чехов А.П. «Каштанка» и другие рассказы. –М.: Самовар, 2004

Задачи: Проследить истоки появления образа собаки в литературе Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель» Раскрыть идейное содержание рассказов посредством сравнительной характеристики анималистических образов произведений. Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель».

Истоки появления образа собаки в литературе

Жизнь Каштанки у столяра Жизнь Каштанки у Незнакомца Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы … (бедная) квартира Кресло, диван, лампа, ковры (богатая) Под верстаком место Маленький матрасик Табак, клестер пища Кусочки мяса, хорошая пища Каштанка имя Тетка Сердито кричал отношение Обращение по имени, беседа, гладили мучение фокусы дрессировка Боязливость, страх поведение Уверенность нет друзья кот, по кличке Фёдор Тимофеевич; гусь Иван Иванович и поросёнок. Образ собаки в произведении А. Чехова «Каштанка»

К ачества героя Лука Александрыч Незнакомец самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. добрый, жизнерадостный, трудолюбивый

Живут по разным социальным и нравственным законам.

К ачества героя Барыня, Трилли, дворник Лодыжкин и Сережа Бездушность, безнравственность, лакейская преданность и преступность Неподкупность, верность дружбе, готовность на подвиг ради друга

сходства различия Сходно отношение собак к своим хозяевам. В рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думает Арто. Чехов же отождествляет чувства Каштанки с человеческими. Сравнительный анализ образов собаки