Другие знаковые системы. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем

Естественный язык (в лингвистике) - язык, используемый для общения людей и не созданный искусственно.

Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Т.е. язык – это система.

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.греч. sema – знак).

Семиотика – наука о знаковых системах. Любые знаки (все, что нас окружает) – система.

· - искусственные знаковые системы (ноты)

· - естественные знаковые системы (человеческий язык)

· - первичные знаковые системы (человеческий язык)

· - вторичные знаковые системы

Фердинанд де Соссюр: язык – знаковая система > лингвистика – часть семиотики.

Знак добавляется чем-то материальным, при этом он что-то означает. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который обозначает нечто, находящееся вне этого знака.

Отличие языка как знаковой системы от других знаковых систем:

· язык – открытая знаковая система

· язык – как знаковая система общедоступен

· язык – первичная знаковая система (все остальные знаковые системы вторичны: либо возникают на базе человеческого языка, либо интерпретируются с помощью базового языка)

Языковой знак: языковая оболочка и предмет который обозначается.

По Соссюру: языковой знак – акустический образ (означающее) и понятие (означаемое).

Свойства языковых знаков:

· знаки языка первичны (другие вторичны)

· знаки языка идеальны и материальны одновременно

· произвольность языкового знака (в противовес мотивированности и немотивированности языкового знака)

· изменяемость и неизменяемость

· асимметрия

· линейный характер означающего

· значение и значимость

материально – означающее

идеально – означаемое



Мотивированность – наличие связи между чем-то и чем-то; наличие логической связи между означающим и означаемым.

Немотивированность – знаки, в которых нет этой логической связи, эта связь произвольна.

Мотивированные:

Все произвольные слова (слова, образованные в результате словообразовательного процесса, нам понятен мотив образования)

Звукоподражательные = ономатопоэтические слова

Небольшая группа простых, непроизводных слов: «стол» - мотивировано от глагола «стлать»

Все остальные – немотивированные.

Асимметрия:

У одного означающего есть несколько означающих

У одного означающего одно означаемое

Линейный характер означающего = линейный характер реализации нашей речи. наша речь имеет протяженность во времени и в пространстве.

Значение у знака мотивированного, значимость проявляется, когда мы определяем наложение знака в системе.

Изменяемость:

Меняется означающее, означаемое – нет

Меняется означаемое, означающее – нет

Меняется и то и другое

Есть некая звуковая оболочка, которая обозначает ряд предметов; со временем круг этих предметов может расширяться и сужаться. Может также добавляться новое слово (расширение – добавление однотипных рядоположенных предметов). Означаемое может улучшить свое значение (негативный оттенок значения переходит в нейтральный), либо может ухудшаться.

Слово может переходить из одной подсистемы в другую.

Изменение означающего: звуковая оболочка может претерпеть изменения.

Неизменяемость: необходимо, чтобы язык был стабильным, чтобы осуществлять преемственность поколений.

· немотивированность

· косность говорящей массы (у общества нет оснований для постоянных изменений)

· язык – система, в которой различные элементы взаимосвязаны.

Функции языка.

Язык - есть язык.

Сущность явления язык определяли как биологическую. Эта теория не оправдалась, так как было доказано, что язык считали явлением психическим. Но эта теория не реализовалась, из-за опыта с развитием человека в изоляции.

Язык - это социальное явление. Он развивается только в обществе и он отражает те явления, которые происходят в обществе. Язык - это словарный состав, это грамматика и.т.д.

Интроспекция - человек сам себя исследует. Он является и объектом и субъектом исследования одновременно.

Однозначное определение языку дать нельзя.

С точки зрения информатики - язык это код, с помощью которого кодируется информация.

С точки зрения семиотики - язык это система знаков и способ их аранжировки.

Язык - есть важнейшее средство человеческого общения.

Язык - имеет одну базовую функцию, коммуникативную, то есть функцию общения

Психолингвисты базовой функцией называют регулятивную функцию.

Другие лингвисты придерживаются того мнения, что у языка гораздо больше чем одна функция:

Гносеологическая (познавательная)

Номинативная (назывательная)

Денотативная (передача информации)

Часто эти три функции объединяют в одну, так как они отражают разные стороны одного процесса. Для того, чтобы что-то назвать, мы должны это вычленить, назвать, а потом мы уже можем это изучать или познавать. Это три стороны одного явления. 311 синонимов слова большой в языке Хауса. Все люди по-разному видят окружающий мир и по-разному его членят.

Есть языки с максимальным объёмом общественных функций - межнациональные языки

Национальные языки - меньший объём общественных функций

Аульные языки - это языки бесписьменные с минимальным объёмом общественных функций.

Коммуникативная функция языка - основная функция языка по мнению большинства лингвистов

Любое явления всегда многогранно и любая вещь может лечь в основу его названия. Снегирь (русский: появляется с первым снегом) - Bovariolus (греческий: сопровождает стадо быков)

Познавая разные языки, мы учимся по-новому видеть наш мир

Аккумулятивная функция - функция передачи информации, знания последующим поколениям.

Денотативная функция.

Описание ситуации зависит от особенностей человека.

Описание одной и той же ситуации зависит от особенностей языка.

Описание ситуации зависит от того, кто говорит - мужчина или женщина. Проявляется в лексике, фонетике, в разном преломлении ситуации.

Сообщение:

Как сказать - поэтическая функция языка. Направлена на то, как передать сообщение. Суть заключается в выборе различных языковых средств и различной аранжировки языковых средств. Этот выбор осуществляется как более, так и менее осознанно. В поэзии всегда было важнее как сказать, чем что сказать. Поэтическая реализуются в повседневной жизни. Именно с помощью поэтической функции мы делаем нашу речь уместной.

Что сказать. За это отвечает метаязыковая функция. Метаязыковая функция - это пояснение разных вещей другими словами, разъяснение какого-то факта. Чаще всего применяется при трудности понимания. Метаязыковая функция используется в словарях, учебниках

Магическая функция языка - корни этой функции уходят в древность. Магическая функция действует тогда, когда вы обращаетесь к высшим силам, силам природы, неодушевлённым предметам. Магическая функция содержится в различных текстах заговоров. В гадательных текстах, в текстах колдунов, шаманов, в текстах детских считалок и т.д.

Игровая функция языка - в самом ярком виде выражается в различных каламбурах, двусмысленностях, перевёртышах. Игровая функция помогает лучше понимать язык.

Изобразительная функция языка - ярче всего проявляется в художественных текстах и очень тесно связана с поэтической функцией. У изобразительной функции присутствует специальная лексика. Для изобразительной цели используются сравнения. В изобразительных целях может использоваться и звуковой символизм. С различными звуками мы что-то ассоциируем. В изобразительных целях может также использоваться интонация. Текст не существует перед тем, как ему не дали определённую интонацию. Перед самыми важными кусками человек делает паузу, глаголы произносятся быстрее. Интонация используется в ораторских целях, оно естественно. Интонацию контролировать сложнее чем другие языковые средства. По интонации об очень многом можно судить.

Информация фиксируется на материальном носителе с помощью знаков и знаковых систем. Существует особая научная дисциплина - семиотика (от греч. semeion - знак, признак), которая занимается изучением природы, видов и функций знаков, знаковых систем и знаковой деятельности человека.

Эти вопросы с древнейших времен, начиная с Платона и Аристотеля, интересовали философов и лингвистов. Термин «знак» ввел в научный оборот английский просветитель Джон Локк в конце XVIII века. Важную роль в становлении науки о знаках сыграли немецкие ученые - филолог Вильгельм Гумбольдт и логик Г. Фреге, швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр, а также американский математик Чарльз Пирс, предложивший и само название новой науки - семиотика.

Что же такое знаки и знаковые системы?

Понятие знака, наряду с понятием информации, относится к фундаментальным научным философским категориям, поскольку человек не только пользуется знаками, но и живет в мире знаков.

Знак - это материальный объект (вещь, физическое явление, изображение, символ, слово и т. п.), который служит для замещения какого-либо иного материального или идеального объекта, предмета. При этом замещаемый знаком объект или явление называется денотат (от лат. denotatus - обозначенный), а мысленный образ, представление о данном объекте или явлении - концепт (понятие, значение, смысл). Наименование объекта или явления, принятое в человеческом обществе - имя (слово, символ).

Форма знака может быть различной - как подобной обозначаемому объекту, так и не иметь с ним ничего общего.

Одну из первых классификаций знаков предложил Ч. С. Пирс, разделивший все знаки на три группы:

  • - иконические - качественно или структурно сходные с обозначаемым объектом (произведения живописи, рисунки, фотографии, а также схемы, диаграммы, чертежи и т. п., т.е логические иконические знаки, отражающие аналогию между отношениями частей в самом объекте и его знаке);
  • - индексальные - имеющие определенные причинно-следственные связи с предметом или явлением (дым от огня, флюгер, стрелки компаса и т. п.);
  • - символические - связанные с обозначаемым объектом по договоренности между участниками коммуникационного процесса.

Уже сама форма иконических и индексальных знаков позволяет догадаться об их содержании даже незнакомому с ними адресату. В отличие от них символические знаки по своей форме не дают никакого представления об отображаемом ими предмете, объекте или явлении, поскольку не имеют с ним ничего общего. Это могут быть буквы, цифры, точки, линии, отверстия и т. п. Например, знак сложения «+» никак не связан с обозначаемой им арифметической операцией. Поэтому связь символических знаков с замещаемым ими объектом или явлением определяется особым соглашением между людьми, обусловливающим использование соответствующего значка для передачи данного смысла. Кстати, давно замечено, что животные, так же как и человек, вполне могут усваивать иконические и индексальные знаки. Однако система символических знаков животным недоступна.

В семиотике имеется множество других классификаций знаков, использующихся в социальной коммуникации. Например,

по способу восприятия обозначаемого объекта все многообразие знаков делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации, включая документальную, используются в основном первые три типа. Так, к зрительным и слуховым относятся языковые знаки (соответственно в письменной и устной форме). Для слепых людей важнейшими знаками являются осязательные.

По способу воплощения знаки делятся на моментальные (нестабильные) и длительные (стабильные). К моментальным, представляющим собой акты действия в реальном масштабе времени и исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются стабильными знаками, правда, тоже далеко не всегда. К примеру, написанное на воде может сохраняться не более 50 фемтосекунд (1 фемтосекунда равна 10 -15 секунды). Отсюда известная поговорка: «вилами на воде писано», т. е. нечто неопределенное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.

В соответствии со строением различаются простые (элементарные) и сложные знаки.

В документоведении, ограниченном сферой документной коммуникации, применяются далеко не все знаки, а следовательно, необходима и своя классификация знаков. Всю совокупность знаков, используемых в процессе создания документов, можно разделить, прежде всего, на языковые (знаки естественных и искусственных языков) и неязыковые (иконические, эмблем- ные) знаки, к числу которых относят произведения живописи, фотографии, кинофильмы, торгово-фирменную эмблематику и т. п.

Среди языковых знаков подавляющее большинство составляют символы. Однако и в языках имеются слова, которые похожи на означаемые предметы, явления (т. е. по существу иконические знаки). К ним, в частности, относятся звукоподражательные или звукоизобразительные слова (идеофоны): кукушка, гром, писк, чавкать, и-го-го, мяу-мяу, бр-р-р и другие.

Некоторые языковые знаки по аналогии с жестами относят иногда к индексальным, например, личные и указательные местоимения, а также отдельные местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

В социальной коммуникации, а равно и в документационной деятельности, как правило, используются не отдельные знаки, а их объединения, которые называются знаковыми системами (например, нотная запись, шахматная нотация, денежная система и т. п.). В основе объединения знаков лежит несколько критериев: общность функций, сходство форм и подобие структур.

Знаковая система включает следующие составные части:

  • - набор элементарных знаков, отношений между ними;
  • - правила их комбинирования;
  • - правила использования знаков при передаче информации.

Отсюда мощность любой знаковой системы определяется количеством элементарных исходных знаков, количеством и сложностью отношений между ними, количеством и разнообразием правил их использования.

Комбинация знаков также, в свою очередь, является знаком, но знаком составным, или сложным. К примеру, слова, предложения, составленные из отдельных букв алфавита, являются сложными составными знаками. Точно так же любой текст, написанный на каком-либо естественном языке, является сложным знаком.

Отношения между знаками изучает особый раздел семиотики, называемый синтактикой. Отношения между знаками и обозначаемыми объектами изучает семантика , а отношения между знаком и человеком - прагматика.

В случае, если знаковая система упорядочена набором синтаксических, семантических и прагматических правил, она образует язык. Языки появились в процессе эволюционного развития человеческого общества и постепенного освоения им информационного пространства как лингвистические средства информационного взаимодействия. Поэтому язык - это исторически сложившаяся система знаков, т. е. язык представляет собой не просто код, но код с его историей. Язык необходим для мысленного расчленения окружающего нас мира на дискретные понятия и для классификации этих понятий.

Все многообразие языков принято делить на:

  • естественные языки, возникшие стихийно на определенном этапе развития человеческого общества (русский, английский, китайский и др.);
  • искусственные языки, специально разработанные человеком для конкретных целей (математический язык, языки программирования, информационно-поисковые и др.).

Строго говоря, естественные языки в действительности тоже являются искусственными, т. е. созданными людьми. Их лишь условно называют естественными, чтобы отличать от языков, созданных для определенных целей. Причем своей наиболее развитой, совершенной формы естественные языки достигают только в процессе их превращения в языки письменные.

По справедливому утверждению Ю. М. Лотмана, в любой человеческой культуре, у каждого народа существует не один, а минимум два языка, например словесный и изобразительный. По мере развития происходит расширение набора семиотических коммуникаций за счет, прежде всего, искусственных языков.

Любой естественный язык можно рассматривать, прежде всего, как набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь и грамматика). Отношения, которые существуют между словами (знаками) в знаковой системе, называются парадигматическими. К их числу относятся, в частности, синонимия, омонимия и другие. Омонимия - это явление, при котором знаки, обозначающие совершенно разные объекты, могут совпадать. Например, в русском языке есть два разных слова, имеющие одинаковое написание: «реквизит». Это слова-омонимы, одно из которых обозначает совокупность предметов для какого-либо представления, зрелищной постановки, другое - элемент оформления документа.

В отличие от естественных, в искусственных языках омонимия практически отсутствует. Там, как правило, каждому знаку соответствует один смысл, а смыслу соответствует один денотат. Особенно неприемлема омонимия в алгоритмических языках, так как при машинной обработке текста программы необходима вполне определенная интерпретация каждого знака 1 .

Синонимия же часто встречается и в естественных, и в искусственных языках. Суть ее в том, что порой два различных знака соотносятся с одним и тем же денотатом.

В процессе коммуникации знаковые системы могут взаимодействовать. К примеру, при подготовке какого-либо документа могут быть использованы, наряду со знаками естественного языка, также знаки математического языка, картографические, нотные знаки и т. п.

1 Агеев В. Семиотика. М., 2002. С. 52.

Язык – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Языкэто знаковая система. Материя в языке – это звук.

Отличие от др знаковых систем – изобретён не для узкопрофильной сферы общения. Язык обслуживает любую сферу общения . Синхрония, Диахрония . Знак - элемент определённой знаковой системы, матер нос-ль немат инф-ии. Семиотика – наука изуч знаки и знаковые системы. Когда есть договоренность , соб-е счит знаковым. Св-ва знаков 1) преднамеренность - в любой сист знак исп-ся целенаправленно 2) двусторонность – у каждого знака есть мат сторона – ПВ/означающее (форма), воспр органами чувств (слух) и идеальная – ПС/означаемое (значение). Речь первична, письменность вторична. 3) конвенцион-ть – (обусл усл связью) обязат договоренность (связь м/у ПВ и ПС должна быть известна всем участникам разговора). 4) противопоставленность – нет такой зн системы в кот сущ только 1 знак, всегда должна присутствовать противопост-ть (при нулевом ПВ). Не все мат св-ва важны для противопоставл-я. 5) консервативность – всякая зн система ост постоянной 6) изменчивость - Я – постоянно развив система. Harvest – autumn -> ПВ изм-ся ПС ост прежним. Асимметрия Я знака 1) Омонемия ПС>ПВ приблизиться (дв-е) и пригубить (неполнота дейст-я), 2) синонимия ПС<ПВ. Правила поведения знаков: Знаковые системы разбивают на 3 вида : 1 иконические индексы символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости. 3 аспекта функционирования знаков: 1. семантика синтактика прагматика Социальные формы языка: 1) идиолект – самая меньшая - это язык одного конкретного носителя данного языка 2) говор – это множество очень близких идеалектов, обслуживающих одну территориальную замкнутую группу людей (посёлок) 3) диалект – множество говоров структурно неразличаются 4) Язык – множество диалектов (не меньше 2), диалекты структурно отличаются друг от друга. 5) литературный язык – если норма в языке орфографическая, наличие разных функциональных стилей (художественный, публицистический, научный) Идиолектов столько сколько людей в мире.

Письмо и его типы.

Письмо вторично по сравнению с речью. Оно возникло значительно позже устного Я. Инвентарь письма – это начертат знаки (буквы, цифры, знаки препинания…) Многократно повт в тексте ед-ца – граммема . Письму ~ 6 тыс лет. Письма и надгробн надписи – первые памятники письма. Первонач-но письмо представляло собой пиктографию (письмо рисунками). Рисунки представл конкретно сущ объекты. Пиктограммы исп и в наше время (разл знаки, символы). Пиктография не связана с алфавитом. Идеография (запись идей) – разновидность пиктографии, отобр > абстр понятия. N - (идеограммы) видеть, смотреть, плакать и тд. Иероглифы – более схематичные идеограммы. Изм-я связ с потребностью в убыстрении письма и обработкой сложных текстов. Фонография – на письме выр-ся ПВ а не ПС. Фонографич письмо зародилось в странах ближнего востока. Слова были односложн. Др Шумеры – клинопись. Силлабическое письмо – на письме обозначаются слоги, здесь графич знаки не буквы, а силлабемы . Консонантное письмо – на письме обозн согласные и гласные # в арабском Я – на письме обозн согл а глачные отобр диакритич знаками – точками, черточками и тд. Первый полноценный звуко-буквенный алфавит представили греки . С развитием книгопечатанья возникли знаки пунктуации. В древнерусских рукописях письмо было контактным (без пробелов). Этапы развития письма : I – идеографич письмо (ПС): пиктогр -> идеогр -> иероглифы. II – фонографическое письмо (ПВ): силлабическое письмо -> консонантное письмо -> звуко-буквенное. III этап – фонография + идеография (ПВ+ПС). Графика Алфавит – система граф знаков передающ звуковое (фонетич) значение. Фонема – звук со смыслоразличимой ф-ей. Средства пополнения алфавита 1) Диакритич знаки # Щ, 2) Лигатуры: b – объед-е B и S. 3) сочетание неск букв для передачи звука (диграфы, полиграфы) ch, ph, sh. Транскрипция и транслит-я – искусств сист письма.

Графика и орфография.

Вместе охват всю сов-ть правил ф-ия знаков графич письма. Графика – все знаки, исп в опр системе письма (буквы, знаки препинания, ударения и тд) Орфография – сов-ть форм и правил графич письма. Принципы орфографии: 1) фонематич 2) фонетический 3) этимологический 4) традиционно-ист 5) морфологич 6) символич . 1,2 – напис-е зависит от произношения, 3,4 – написание отр ту или иную ист традицию. 5 – на письме отр грамматика /туш-тушь 6 – близок к 5 отобр лексич омонимы Любовь(имя) – любовь sea – see.

Язык и мышление.

Стр-ра Я определяет стр-ру мышления. Также как общение, мышление м/б вербальным и невербальным . Невербальное мышление осущ с помощью наглядно-чувств образов, в рез-те восприятия впечатлений… Вербальное мышление оперирует понятиями (слова, суждения, умозаключения, строит гипотезы, теории). Я организует знания человека о мире, расчленяет, закрепляет и передает их послед поколениям. Я – ср-во формирования мысли. Здесь важны след ф-ии : а) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – многое, что человек узнал о внешнем мире пришло к нему из Я. Человек познает мир ч/з понятия. Понятия обр-ся в рез-те абстрагирования, обобщения. Абстрактные значения формируются на основе матер событий. В Я – та же тенденция. Гипотеза лингв относит-ти – стр-ра Я опред-ет стр-ру мышления. Хаар-р понимания действит-ти зависит от Я. Филогенез – влияние мышления на Я (связан с менталитетом). Онтогенез – влияние Я на мышление. б) номинативная (именующая) – связана с познавательной ф-ей. Чел дает назв-е предметам и явл-ям. В Я развивается то, что важно и нужно В любом Я есть пустые места в картине мира. Название появл после преодол-я предметом нек порога значимости в) социальная ф-ия – этнос не однороден. Я обл спос-ю приспосабл к социуму. Подстраиваясь Я учит 3 пар-ра. 1) пол 2) возраст 3) соц положение. Этим занимается социолингв-ка.

Понятие языкового знака.

Знак – это член определённой знаковой системы. Различительная ф-ция знаков – знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством диакритики (Щ) Звуковые знаки языка обладают 2 функциями : 1) перцептивная – быть объектом восприятия (артикуляционные и акустические свойства звуков) 2) сигнификативная – способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения (нот, бот, тот, лот)

Семиотика – наука изучающая знаки и знаковые системы. Св-ва знаков: 1) преднамеренность 2) двусторонность (материальная, идеальная – план выражения(форма), означающее; план содержания (значение) 3) конвенциональность (договорённость) 4) противопоставленность 5) консервативность – стабильность 6) изменчивость Асимметрия языкового знака : 1) омонимия – план содержания преобладает над планом выражения (зелёный – недозрелый – молодой) 2) синонимия – план выражения преобладает над планом содержания (лингвистика – языкознание – языковедение) Знаком языка является слово. Предложение – суперзнак, надзнак. Слово – знак. Морфема – субзнак, подзнак. Звуки не являются знаками. Правила поведения знаков: 1) не существует системы состоящей только из одного знака. 2) Исчезновение одного знака приводит к перестройке всей системы в целом (2-1=0) Знаковые системы разбивают на 3 вида: 1 иконические – изображение, картина, форма. 2 индексы – нет подобия м/у планом содержания и планом выражения (высокая температура – болезнь) 3 символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости 3 аспекта функционирования знаков : 1. семантика – отношение м/у знаком и означаемым 2. синтактика – отношение м/у знаком и другими знаками 3. прагматика – отношение м/у знаком и говорящим.

Язык и речь.

Я и речь противопост друг другу. Я сущ в созн-ии носителей, Я попадает в созн-е носителя извне. Я сущ только тогда когда он функц-ет в речи. Фердинанд де Соссюр разделил 2 понятия – язык и речь.Я – это определённый класс знаковых систем (язык вообще). Я – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Я – явление социальное. Речь – индивидуальна. Л.В. Щерба предл разгр-ть 3 аспекта : 1 речевая деятельность 2 языковая система – словарь, грамматика языка 3 языковой материал – тексты (сов-ть всего говоримого и понимаемого в пр-се общ-я) Речь – это процесс говорения, так и результата этой деятельности (тексты) Речь – сознательна, целенаправленна, социальна Признаки речи как деят-ти 1) мотивац сторона , 2) целевая стор 3) исполнит сторона . Речь - в норм усл двустор пр-с, охват с одной стороны процесс говорения (письма) и восприятия/понимания с др стороны. Черты речевого акта : 1) намеренность 2) целеустремлённость – речевые действия говорящего согласованы с его намерением 3) конвенциональность – у говорящего и воспринимающего должен быть единый знаковый код, общ фон знаний об окр мире, общ реч навыки и умения (реч компетенция).

речевая компетенция

Адресант код адресат

общ фон зн-ий

Речевые ситуации – канонические, неканонические Каноническая – время говорящего и слушающего совпадают (в одном месте, в одно и то же время) Неканоническая – время говорящего и слушающего не совпадают (телефонный разговор, письма) Характеристики языка и речи : 1) Язык – орудие общения, Речь – вид общения 2) Язык – идеальное (разум), Речь – материальное (слух, зрение, осязание) 3) Язык – иерархичен, Речь – линейная 4) Язык – независимость от ситуации, Речь – ситуативная обусловленность 5) Язык – социальное, Речь – индивидуальное. Параметры речи : 1) темп речи 2) громкость 3) акцент 4) тон 5) продолжительность Речь – устная и письменная, речь ребёнка, молодёжи, прямая и косвенная, деловая, художественная, поэтическая, эмоциональная, насмешливая, грубая, (связная, не связная, логическая) – смысловой аспект. Речь и речевой акт – это формы применения языка в различных ситуациях общения.

Уровни Я системы.

Всякое явл-е в природе можно рассм с 3 позиций : 1) как сов-ть отношений , 2) как сов-ть элементов , 3) как целое 1+2 garden flower -> flower garden Стр-ра зависит от эл-тов, эл-ты зависят от стр-ры. Функциональность системы – каждый эл-т направлен на реализацию цели. Подсистемы внутри Я : 1) уровень – обнаружение в Я крупных блоков, установление отн-ий м/у ними. 2) композиция (иерархия) .

Предложение

Лексема - знаковые эл-ты парадигматич отн

Синтагматич отн

Фонема - незнаковый уровень

Уровнеобр-ие единицы . Самая мелкая ед-ца Я – фонема . Морфемы – полузнаки, потому что морфема всегда выступает в составе слова. Лексема – слово - эл-т предложения. Лексема – самостоятельность, номинация – слово называет что-либо. Предл-е – коммуникация. Синтагматические отн-я – линейные отношения м/у ед-ми одного уровня в пр-се речи или составе ед-ц более высокого уровня. Фактическая сочетаемость # ворон кричит, но не кричу/кричишь .

Парадигматич отн-я – объед-е элементов или ед-ц в группы в памяти (сознании) говорящего в силу общности либо формы, либо содержания, либо того и другого. Установление взаимных противопоставлений м/у ед-ми одного уровня так или иначе связ по смыслу. Ворона – ворону - противопоставление окончания у разных падежных форм им сущ.

Знаку Соссюр приписывал 2 свойства первостепенного значения:

произвольность – отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым

линейность (протяженность)

Знак выступает в системе в 4 аспектах:

1) семиотическом (связь знака с предметом)

2) синтаксическом (связь знака с др. знаками)

3) семантическом (интерпретирование знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли).

4) прагматическом аспекте (взаимоотношения знаков и людей, кот. ими пользуются).

Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

Жестовая речь.

Дорожные знаки.

Морские семафоры.

Азбука для глухонемых.

Изучаются системы в семиотике. С семиотикой у языка отношения особые. Почему? С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем:

1. Язык – возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.

2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, кот. создаются на его основе.

3. Язык – полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.

4. Язык – универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативныю

5. Язык – орудие познания, мышления, а другие языковые системы такой специфики не имеют.

6. Ни одна языковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами.

Следовательно, Язык – семиотическая система, но система особого рода. Она несколько оторвана.

Язык является посредником между человеком и другими семиотическими системами. Это означает, что с помощью языка происходит обучение этим системам создание и отмена отдельных знаков, а также осуществляется введение какой-либо системы, и прекращение ее действия.

Языковая система используется всеми носителями данного языка и любой носитель может быть и творцом, и получателем знаков. Тогда как в других семиотических системах этого нет.

Язык как универсальная система знаков, и как посредник обладает следующими качествами:

Язык обладает способности к самоописанию, т.к. нет другой семиотической системы, его описывающей.


Язык доступен для овладения каждому, поэтому его материал должен быть просто организован и всегда готов к использованию.

Каждый автор языкового знака должен создавать знак таким образом, чтобы его аудитория могла возможно более точно определить способ создания знака. Количество знаков языка в силу его посреднической роли и всеобщности не должно быть ограничено.

Каждой языковой единице соответствует речевая единица. Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

1. парадигматические;

2. синтагматические;

3. иерархические;

1) Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

Парадигма - совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

Уровень фонетики: парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. < а > = [а] [л] [ъ]. Совокупность гласных/ согласных фонем – парадигма гласных/ согласных. Общая парадигма: гласные. Частная парадигма: переднего ряда; долгие и краткие.

Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

Уровень морфологии: падежная парадигма: дом, дома, дому и т.д. Парадигма числа, лица. Временная парадигма.

Уровень синтаксиса: парадигма простого /сложного предложения.

2) Синтагматические отношения – отношения взаимодействия. Члены парадигмы, функционируя в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетательными возможностями.

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетаемых возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

Валентность единиц языка - способность вступать в сочетания с другими единицами, или её синтагматические потенциальные свойства. А дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.

Синтагматика в языке - потенция (возможность), а в речи реализация этой возможности.

3) Отношения структурно более простых единиц с более сложными. Пример: Между словами и предложениями. Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические наоборот.

В связи с этим в пределах каждого яруса возможны только парадигматические и

синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов - возможны только иерархические отношения.

Роль данных отношений часто преувеличена, так структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения.

Они (объекты) постоянны и более важны нежели отношения между ними.


И. В. Седина


Задачей данной статьи является рассмотрение соотношение языка и культуры с точки зрения семиотики.


Семиотический подход можно назвать одним из наиболее распространенных в рамках гуманитарного знания. Данный подход имеет длительную и насыщенную историю. В наши задачи входит лишь краткое исследование истории вопроса, изучение наиболее важных моментов в динамике его развития.

Подход к языку как интерпретирующей системе характерен не только для представителей семиотики, но и для лингвистов. Так, Э. Бенвенист не занимался непосредственно семиотическими аспектами соотношения языка и культуры, но он был один из тех, кто подготовил почву для того, чтобы в конечном счете этот союз рассматривался в контексте семиотики, поскольку для Э. Бенвениста центральной проблемой семиологии было определение статуса языка среди других знаковых систем.

Э. Бенвенист вывел принципы взаимодействия семиотических систем: во-первых, принцип отсутствия взаимозаменяемости. Однако, это не означает, что в рамках культурного семиозиса среди этих систем не могут действовать отношения дополнительности. В контексте референтного социокультурного пространства культурные формы, представленные конкретными семиотическими системами, могут дополнять друг друга. П. Фарб, занимающийся проблемами английского языка и культуры, говорит о принципе дополнительности как принципе взаимодействия знаковых систем.

М. М. Бахтин в своей концепции социологического метода в науке и языке определял роль языкового знака как "среды сознания". Даже если "принципиально нельзя передать словом музыкальное произведение или живописный образ", тем не менее отрицать тот факт, что все культурные знаки "опираются на слово и сопровождаются словом, как пение сопровождается аккомпанементом", значило бы упрощать и суть проблемы, и смысл выдвигаемого принципа: По выражению М. М. Бахтина наше сознание всегда умеет найти к культурному знаку "какой-то словесный подход".

Таким образом, в своих отношениях с культурой язык функционирует как универсальная знаковая система. Универсальность этой системы объясняется тем, что все другие системы используют язык в качестве посредника. При всей многочисленности знаковых систем характер их взаимоотношений определяется, прежде всего, формами их взаимодействия с языком. Язык играет роль универсальной знаковой системы, на язык которой могут быть, а иногда и должны быть переведены другие системы, входящие в культурный семиозис.

Второй принцип функционирования знаковых систем, выведенный Э.Бенвенистом, сводится к селекции. Он проистекает из следующих положений о семиотических системах: 1)каждая система имеет конечный набор знаков; 2) правила их соединения; 3) полную независимость от видов дискурсов, генерируемых данной системой.

Третий принцип сводится Э. Бенвенистом к тому, что каждая означающая система характеризуется только ей присущим способом обозначения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема знаковой единицы. Одновременно, единица знаковой системы является дифференцирующим признаком, на базе которого выделяются системы значимых и системы незначимых единиц. Не всякая единица является знаком, не всякий знак - единицей. Язык состоит из знаковых систем, и эти единицы являются знаками, т. е. язык есть система, в которой значение присуще даже элементарным единицам.

Э. Бенвенист также определил характер взаимоотношения между знаковыми системами. Это прежде всего отношения соответствия, отношения интерпретантности, которые носят семиотический характер и проявляются в том, что одна семиотическая система может интерпретироваться или может быть переведена на язык семиосистемы иного типа. Но эти отношения не означают сводимость одной системы знаков к другой. Данные отношения свидетельствуют о специфичности взаимодействия семиотических систем друг с другом и о большом отличии этих отношений от других.

Специфика языка как одной из семиотических систем культуры заключается в том, что он обладает двумя способами репрезентации: семиотическим и семантическим. Семиотический тип требует узнавания своих единиц; знак "жив", если его узнают, опознают члены языкового сообщества. Семантика же требует понимания.

Большой вклад в разработку вопросов культурной семиотики внес Пражский лингвистический кружок. Его вклад значителен в трех сферах: 1) взаимодействие знаковых систем; 2) разработка идей функционализма систем; 3) разработка идеи системных отношений, заключающейся в том, что другие знаковые системы, отличные от естественного языка, образуют сложную систему систем разнообразных семиотических кодов (искусство, одежда, этнографические информационные системы). Очень кратко суть исследований в области взаимоотношений языка и культуры можно свести к следующим выводам: 1)культура есть сложная семиотическая система, существующая и развивающаяся в еще более сложной социальной системе. Будучи системным образованием, культура, в свою очередь, состоит из других систем, которые находятся относительно друг друга в сложных и исторически изменчивых отношениях. Статус относительной автономии составляющих культуру систем, имманентность источников и характера развития создают динамику устойчивого равновесия во взаимодействии этих систем; 2) язык есть лишь одна из знаковых систем, входящих в систему культуры, хотя и имеющая статус привилегированности. Являясь одной из систем культуры, язык, тем не менее, развивается по своим собственным законам, но обе системы неразрывно связаны между собой сетью бесконечных взаимопроникновений и взаимообусловленностей.

Выходные данные статьи // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. посвящ. 50-летию ф-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 97-99.