Джеймс кеттелл определение индивидуально психологических качеств. Умственные тесты Дж

Родился: 25 мая 1860, Истон, Пенсильвания, США; скончался: 20 января 1944, Ланкастер, Пенсильвания, США.

Образование: бакалавр, Лафайеттский колледж, 1880; доктор философии, Лейпцигский университет, 1886.

Профессиональная деятельность: заведующий кафедрой психологии (первый в мире), профессор Пенсильванского университета, 1887-91; Колумбийский университет, 1981; президент АРА, 1895; редактор Psychological Review, 1894-1903, Popular Science Monthly, 1900-15; Science, 1904-44; American Naturalist, 1907-44; School and Society, 1915-39; Scientific Monthly, 1915-43; основатель и президент Психологической корпорации, 1917; президент 9-го Международного конгресса по психологии, 1929.

Основные публикации

1885 Uber die Zeit der Erkennung und Benenmmg von Schriftzeichen Bildem und Farben. Philosophical Studies, 1, 635-650. (abridged. Mind (1886), 11, 635-650).

1885 Uber die Tragheit der Netzhaut und des Sehcentrums. Philosophical Studies, 3, 94-127. (also Brain, 8,295-312).

1886 Psychometrische Untersuchungen. Philosophical Studies, 3, 305-335, 452-492; (1887), 4,241-250. (Also Mind (1886), 11, 220-242, 377-392, 524-538; (1887), 12,68-74.)

1890 Mental tests and measurements. Mind, 15, 373-381.

1893 On errors of observation. 5,285-293.

1894 On reaction-times and the velocity of the nervous impulse. Psychological Review, 1, 159-168.

1895 Measurements of the accuracy of recollection. Science, 2, 761-766.

1896 Physical and mental measurements of the students of Columbia University. Psychological Review, 3, 618-648.

1902 The time of perception as a measure of differences in intensity. Philos. Stud., 19, 63-68.

1906 American Men of Science. Science Press. (6 edn, 1938.)

1906 A statistical study of American men of science. Science, 32, 633-648, 672-688.

Wells F. L. (1944) James McKeen Cattell. American Journal of Psychology, 57,270-275.

Woodworth R. S. (1944) James McKeen Cattell. Psychological Review. 51, 201-209.

В молодости Кеттелл интересовался литературой, он закончил колледж, где его отец был ректором (1863-83). Он поехал в Европу изучать философию, и там на него оказали большое влияние Вундт (в Лейпциге) и Лотзе (в Геттингене). Статья о Лотзе (совместно с Дьюи и Джестроу) принесла ему стипендию по философии в университете Джона Хопкинса (1882-3). В это время Ч. С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Кеттелл завершил несколько работ по синхронности различных психологических процессов и вернулся к работе с Вундтом (1883-6) в качестве его ассистента. Хотя исследования Кеттелла, касающиеся времени реагирования, соответствовали намеченной программе работ, его теоретические взгляды отличались от убеждений Вундта. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, тогда как Кеттелл обнаружил, что необходимый субъективный контроль осуществить трудно, и усомнился в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине (как утверждает закон Вебера).

Покинув Лейпциг, Кеттелл встретился с Фрэнсисом Гальтоном, и результатом этой встречи явилась серия работ по исследованию индивидуальных различий. В свою очередь, это породило интерес к психологическим тестам (Кеттелл впервые ввел это выражение в своей статье в Mind , в 1890), хотя увлечение "антропометрическими тестами" было лишь частью интереса к методикам и теории, выдвинутым Бине. Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло Кеттелла на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника Directory of American Men of Science .

Имя Кеттелла не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии. Он не был плодовитым писателем, однако именно он внедрил, в рамках функционалистского подхода, количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Титченером, Болдуином, Мюнстербергом и другими, Кеттелла считают выдающейся фигурой "второго поколения" американских психологов.

Исследования Ф. Гальтона, его тесты привлекли внимание ученых-психологов разных стран, у него появились ученики и последователи. Одним из наиболее известных приверженцев гальтоновских идей и методов измерения индивидуальных различий являлся американский ученый Джеймс Маккин Кеттелл.

Разочаровавшись в вундтовской экспериментальной психологии, для которой было характерно неприятие проблемы индивидуальных различий, Дж. Кеттелл во многом благодаря Ф. Гальтону от изучения времени реакции обращается к измерению ума 1 . Побывав у Ф. Гальтона и вернувшись в Соединенные Штаты, он активно занимается пропагандой тестов.

Учение об индивидуальной психологии в системе В. Вундта отсутствовало, поскольку всякая экспериментальная психология понималась и как индивидуальная.


Джеймс Маккин Кеттелл

Родился в 1860 г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафайетского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883–1886). Обращается к изучению индивидуальных различий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пенсильванский университет, 1887–1891), президент Американской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, не считая возможным отказаться от своих пацифистских взглядов. В этом же году основывает Американскую психологическую корпорацию, которая становится первым издательством тестов. С этого времени оставляет преподавание и научные исследования, но ведет активную издательскую и общественную деятельность вплоть до своей смерти, последовавшей в 1944 г. в Ланкастере (Пенсильвания).

В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ, без упоминания которой не может обойтись ни один из исследователей, обращающихся к проблемам измерения индивидуальных различий. Это – «Умственные тесты и измерение» (Mental Test and Measurement) с послесловием Ф. Гальтона. Понятие «умственный тест» (mental test) вскоре приобретает популярность, становится своего рода символом той области психологии, которая изучает и стремится измерить индивидуальные различия.

«Психология, – писал Дж. Кеттелл, – не сможет стать такой же обоснованной и точной, как физические науки, если будет обходиться без эксперимента и измерения. Первый шаг в этом направлении может быть сделан с помощью применения серии умственных тестов к значительному количеству индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах» . Как видим, Кеттелл полагает, что прежде всего тесты и статистический анализ (применение тестов к значительному числу людей) – залог становления новой психологии, психологии, опирающейся на точное знание. В этой, ставшей знаменитой статье он также сообщает о том, как из списка 50 когда-либо использовавшихся тестов им были отобраны десять. Это были уже хорошо известные «динамометрия», «диапазон движения» (время, затраченное для передвижения руки на определенное расстояние), «зоны чувствительности», «наименее ощутимая разница в весе», «время реакции на звук», «время распознавания цветов», «удвоение 50-сантиметровой линии», «различение 10-секундного отрезка времени», «последовательность воспроизведения буквенного ряда». Он полагал эти тесты, являющиеся в основном тестами элементарных психических функций, наиболее подходящими для измерения ума. В примечании к своей статье Кеттелл выразил надежду, что Гальтон одобрит его предложения. Однако в своем послесловии к статье мэтр сделал обратное. Он критиковал Кеттелла за то, что тот не посчитал нужным упомянуть о важности сравнения результатов тестов с независимым измерением тех же самых переменных (иными словами, Гальтон ставил вопрос о валидности тестов). Более того, явно принижая доводы своего ученика, Гальтон предложил несколько собственных новых тестов для включения их в разработанный его учеником набор тестов.

Кларк Вислер

Родился в 1870 г. Был студентом Дж. Кэттелла. Получил степени бакалавра (1897) и магистра (1899) Университета штата Индиана, а также доктора философии по психологии Колумбийского университета (1901). Работал инструктором по психологии в Университете штата Огайо (1897–1899), исследователем-психологом Колумбийского (1901–1903) и Йельского (1924–1931) университетов. Много внимания уделял исследованиям в области антропологии, будучи инструктором по антропологии Колумбийского университета (1903–1909) и профессором антропологии Йельского университета (1931–1940). Куратор Американского музея естественной истории (1902–1942). В анналы психодиагностики вошел как первый ученый, доказавший отсутствие валидности тестов интеллекта Кэттелла, которые по сути выступали элементарными сенсомоторными тестами. Умер в 1947 г.

К концу XIX в. тесты типа гальтоновско-кеттелловских получили широчайшее распространение. Только в США для координации тестологических исследований понадобилось создание двух национальных комитетов (1895–1896). Наиболее активно тесты используются в образовании, однако очень скоро выясняется, что фактически отсутствует связь между результатами, полученными с их помощью, и независимой оценкой интеллектуального уровня учащихся педагогами. Не согласовывались тестовые данные и с успехами в обучении. Достаточно привести лишь пару примеров, показывающих неспособность тестов к дифференциации учащихся. Франц Боаз, работавший в одном из университетов США, в 1891 г. протестировал около 1500 школьников и практически не обнаружил соответствия между своими данными и теми данными, которые представили учителя, не обращавшиеся к помощи тестов «умственной одаренности». Примерно к таким же результатам пришел Дж. Джильберт из Йельского университета, протестировавший около 1200 школьников. В некоторых исследованиях подчеркивается значение результатов, полученных учеником Кеттелла Кларком Вислером, опровергавшим тесты своего учителя. Эти данные были опубликованы только в 1901 г. и показывали, например, следующие корреляции тестов с академической успеваемостью: -0,08 – с показателями динамометрии; -0,02 – с распознанием цветов; 0,02 – со временем реакции. Энтузиазм в отношении тестирования умственных способностей быстро угасал, хотя и продолжала теплиться надежда на то, что надежные и валидные тесты будут вот-вот созданы.

Заканчивался XIX в., век рождения психодиагностики, сумевшей за достаточно краткий период не только завоевать популярность, но и заставившей испытать горечь первых неудач, прежде всего в тестировании интеллекта. Сенсорные показатели, на которых базировались многочисленные «тесты ума», не оправдали возлагавшихся на них надежд. Необходимы были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях, на фундаменте которых могли быть созданы новые тесты. И они были разработаны в последние годы века, однако основные события произошли уже в XX в.


Альфред Бине

Родился в 1857 г. в Ницце. После окончания лицея получил лицензию на право заниматься юридической деятельностью. Занявшись самообразованием, работал под руководством Ж. Шарко. который в то время возглавлял клинику Сальпетриер. Занимался проблемами гипноза и истерии. В 1894 г. получил докторскую степень за исследования нервной системы насекомых. В этом же году становится директором психологической лаборатории в Сорбонне и основывает первый психологический журнал во Франции. Диапазон интересов Бине – от животного магнетизма до особенностей игры в шахматы вслепую. Профессор Бухарестского университета. С 1894 г. совместно с В. Анри проводит исследования со школьниками Парижа, пропагандируя методы измерения индивидуальных различий. Знакомство с клиницистом Т. Симоном в 1899 г. впоследствии перерастает в совместную работу над тестом для измерения интеллекта, который появляется в 1905 г. Бине вошел в историю психологии не только в качестве создателя тестов интеллекта, но прежде всего как один из основателей экспериментальной психологии. Умер Бине в 1911 г. в Париже.

Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 — 20.01.1944) — американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии.

В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии. Возможно, Кеттел более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».

Ранние годы Джеймса Кеттела

Джеймс родился в Истоне (Пенсильвания), в состоятельной известной семье. Его отец, Уильям Кэсседи Кеттел, пресвитерианский священник, вскоре после рождения сына занял пост президента Лафайет-Колледжа. Средств для воспитания ребёнка было более чем достаточно, так как Элизабет Маккин, мать Джеймса также была весьма состоятельной невестой. Для иллюстрации известности семьи можно также упомянуть Александра Гилмора Кеттела, брата Уильяма, который представлял Нью-Джерси в Сенате США.

По всем имеющимся сведениям, детство Джеймса Кеттела было вполне счастливым, он в 16 лет поступил в Лафайет Колледж, где получил свой первый диплом с отличием через четыре года. В 1883 там же он получил диплом магистра. Основное внимание его научной работы того времени было сосредоточено на английской литературе, хотя и математике он также уделял внимание.

Кеттел нашёл своё призвание только после поездки на учёбу в Германию, где он встретил своего наставника, Вильгельма Вундта, считающегося основателем современной психологии. Он покинул Германию в 1882 для обучения в Университете Джона Хопкинса, однако уже через год вернулся в Лейпциг, для работы в должности ассистента Вундта. С собой он привёз четыре пишущих машинки марки «Ремингтон». Вундт был настолько восхищен машинками, что стал обладателем одной из них и значительно увеличил количество своих работ. Совместный труд был весьма продуктивен, вдвоём они заложили основы для научного исследования интеллекта, а Кеттел под руководством своего наставника стал первым американцем, защитившим докторскую диссертацию по психологии («Психометрическое исследование», Psychometric Investigation).

Академическая карьера Джеймса Кеттела

После возвращения из Германии, карьера Кеттела развивалась бурными темпами. В 1888 году он стал первым в США профессором психологии в Пеннсильванском университете, затем деканом факультета психологии, антропологии и философии Колумбийского университета, а в 1895 был избран президентом Американской психологической ассоциации.

С самого начала своей карьеры Кеттел посвятил свой труд превращению психологии в уважаемую область научных исследований, подобную традиционным естественным наукам, химии и физике. Полагая, что дальнейшая работа может сделать интеллект набором стандартных единиц для измерения, он применял к этой задаче методы, разработанные Фрэнсисом Гальтоном.

Пацифизм

1 октября 1917 Кеттел был уволен из Колумбийского университета за его выступления против Первой мировой войны. Однако, по итогам судебного разбирательства, университет был вынужден выплатить 40000$, которые легли в основу созданной Кеттелом в 1921 Psychological Corporation, одной из крупнейших психодиагностических фирм в США.

Журналы

Кеттел оказался более известен своей организаторской деятельностью, нежели научными исследованиями, так как работа по редактированию и изданию научных журналов отнимала много времени. В 1894 году он основал Psychological Review, одного из наиболее влиятельных журналов, издаваемых сейчас АПА. В 1895 он выкупил издание Science у Александра Грэма Белла, которе вскоре стало официальным изданием Американской ассоциации развития науки.

Избранные работы Джеймса Кеттела

Cattell, James McKeen. 1890. Mental tests and measurements. Mind 15: 373-81
Cattell, James McKeen. 1885. Ueber die Zeit der Erkennung und Benennung von Schriftzeichen, Bildern und Farben. Philosophische Studien 2: 635-650
Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Erste Abtheilung. Philosophische Studien 3: 305-335
Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Zweite Abtheilung. Philosophische Studien 3: 452-492
Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63-68
Drevdahl J. E., Cattell R. B. Personality and Creativity in Artists and Writers. — Journ. of Clinical Psychology; April, 1958, vol. XIV, N 2.

(1860-05-25 )

Дже́ймс Макки́н Ке́ттелл (англ. James McKeen Cattell , 25 мая , Истон (Пенсильвания) - 20 января , Ланкастер (Пенсильвания)) - американский психолог , один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов , один из первых специалистов по психометрии и психодиагностике .

В начале карьеры Джеймса Кеттелла психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии . Возможно, Кеттелл более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».

Ранние годы

По всем имеющимся сведениям, детство Джеймса Кеттелла было вполне счастливым, он в 16 лет поступил в Лафайет Колледж, где получил свой первый диплом с отличием через четыре года. В 1883 там же он получил диплом магистра. Основное внимание его научной работы того времени было сосредоточено на английской литературе, хотя и математике он также уделял внимание.

Кеттелл нашёл своё призвание только после поездки на учёбу в Германию , где он встретил своего наставника, Вильгельма Вундта , считающегося основателем современной психологии. Он покинул Германию в 1882 для обучения в Университете Джонса Хопкинса , однако уже через год вернулся в Лейпциг , для работы в должности ассистента Вундта. С собой он привёз четыре пишущих машинки марки «Ремингтон». Вундт был настолько восхищен машинками, что стал обладателем одной из них и значительно увеличил количество своих работ. Совместный труд был весьма продуктивен, вдвоём они заложили основы для научного исследования интеллекта, а Кеттелл под руководством своего наставника стал первым американцем, защитившим докторскую диссертацию по психологии («Психометрическое исследование», Psychometric Investigation ).

Академическая карьера

После возвращения из Германии, карьера Кеттелла развивалась бурными темпами. В 1888 году он стал первым в США профессором психологии в Пенсильванском университете, затем деканом факультета психологии, антропологии и философии Колумбийского университета , а в 1895 был избран президентом Американской психологической ассоциации .

С самого начала своей карьеры Кеттелл посвятил свой труд превращению психологии в уважаемую область научных исследований, подобную традиционным естественным наукам, химии и физике. Полагая, что дальнейшая работа может сделать интеллект набором стандартных единиц для измерения, он применял к этой задаче методы, разработанные Фрэнсисом Гальтоном .

Пацифизм

1 октября 1917 Кеттелл был уволен из Колумбийского университета за его выступления против Первой мировой войны . Однако, по итогам судебного разбирательства, университет был вынужден выплатить 40 000 $, которые легли в основу созданной Кеттеллом в 1921 Psychological Corporation , одной из крупнейших психодиагностических фирм в США.

Журналы

Кеттелл оказался более известен своей организаторской деятельностью, нежели научными исследованиями, так как работа по редактированию и изданию научных журналов отнимала много времени. В 1894 году совместно с Болдуином Д.М. он основал Psychological Review , одного из наиболее влиятельных журналов, издаваемых сейчас АПА. В 1895 он выкупил издание Science у Александра Грэма Белла , которое вскоре стало официальным изданием Американской ассоциации развития науки.

Избранные работы

  • Cattell, James McKeen. 1890. Mental tests and measurements. Mind 15: 373-81
  • Cattell, James McKeen. 1885. Ueber die Zeit der Erkennung und Benennung von Schriftzeichen, Bildern und Farben. Philosophische Studien 2: 635-650
  • Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Erste Abtheilung. Philosophische Studien 3: 305-335
  • Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Zweite Abtheilung. Philosophische Studien 3: 452-492
  • Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63-68

КЕТТЕЛЛ, ДЖЕЙМС МАККИН (Cattell, James McKeen) (1860–1944), американский психолог. Был ассистентом В.Вундта в Лейпциге. Читал лекции в Кембриджском университете и Бринмор-колледже, а также в Пенсильванском университете, где возглавил кафедру психологии. В 1891 Кеттелл принял приглашение Колумбийского университета и занял должность профессора экспериментальной психологии, стал деканом факультета антропологии, профессором философии и профессором психологии.

Кеттелл занимался исследованием проблем человеческого поведения, образования, организации науки; разрабатывал методы психологических измерений и различные практические приложения принципов психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов, президент первого Американского международного психологического конгресса, редактор многих научных изданий, среди которых – «Психологическое обозрение» («Psychological Review»), «Американские ученые» («American Men of Science»), «Научный ежемесячник» («Scientific Monthly») и «Наука» («Science»).

Ему принадлежит честь внедрения экспериментальных исследований в юридической психологии. В 1893 году Кеттел проводит в Колумбийском университете первые психологические эксперименты по исследованию свидетельских показаний. Вопросы, на которые его студенты должны были дать ответы, мало отличались от тех, которые обычно задают свидетелям в ходе судебного разбирательства.

Проводя исследования, Кеттел разумно предполагал, что свидетельские показания бывают неполными и страдают различными погрешностями. Но он был очень удивлен и степенью погрешности, которую он раскрыл и широким диапазоном индивидуальных различий в уровнях уверенности в своей правоте, выраженной студентами.

Кроме того, он выявил и влияние формулировки вопросов на ответы свидетелей. Кеттелл отмечал, что «Недобросовестный поверенный может дискредитировать заявления правдивого свидетеля ловко отобранными вопросами. Жюри, или по крайней мере судья, должны знать, насколько ошибочными могут быть воспоминания свидетелей в норме и как они изменяются при различных условиях» (Cattell, J. M. Measurements of the accuracy of recollection. Science, 2, 761–766, 1895).

Как считают различные исследователи истории юридической психологии, эти эксперименты Кеттелла сыграли важную роль в становлении всей современной юридической психологии, потому что они пробудили интерес других ученых к исследованиям психологии судебных доказательств. Они наглядно продемонстрировали возможности и необходимость использования экспериментального метода в правовой сфере.