Финансы в м родионовой. Взгляд В.М

  • Фурунжиев Р.И., Останин А.Н. Управление колебаниями многоопорных машин (Документ)
  • (Документ)
  • Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы (Документ)
  • Грязнова А.Г., Маркина Е.В. (ред.) Финансы (Документ)
  • Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит (Документ)
  • (Документ)
  • Шевчук Д.А. Финансы и кредит (Документ)
  • n1.docx

    Тема 1. Финансы как экономическая категория.

    1. Экономическая сущность финансов. Функции финансов.

    2. Особенности формирования финансовых отношений в России в 90-х годах.

    3. Причины и последствия финансового кризиса в России в августе 1998 года.

    4. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования и возможности его применения в

    России.

    5. Монетарные и немонетарные факторы финансовой стабилизации.

    Литература:

    1997. - 336 с.

    ЮНИТИ, 1995. -256 c.

    6. Симановский А.Ю. Финансово-банковсий сектор российской экономики: вопросы

    Тема 2. Бюджетная система России.

    1. Принципы построения бюджетной системы России. Понятие консолидированного

    бюджета.

    2. Бюджетный процесс и бюджетное устройство.

    3. Межбюджетные отношения, проблемы бюджетного федерализма.

    4. Бюджетный кодекс РФ, его оценка.

    Литература:

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Ассоциация авторов и издателей

    "ТАНДЕМ". Изд-во ЭКМОС. - 1998. - 128 c.

    2. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от

    17.10.91.

    3. Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.:

    ИНФРА-М, 1998. - 222 c.

    4. Оценка Бюджетного кодекса Российской Федерации // Вопросы экономики. -1998. - №10.

    5. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в Бюджетном кодексе РФ // Финансы. -

    1999. - №7. - c.23-26.

    6. Большаков Н.С. Необходимость совершенствования бюджетной системы // Финансы. -

    1999. - №7. - c.19-21.

    7. Романенко А.И. Реализация принципов бюджетного федерализма органами

    федерального казначейства // Финансы. - 1998. - №10. - c.16-19.

    8. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации

    // Финансы. - 1998. - № 6.

    9. Улюкаев А.В. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. -

    1998. - №2. - c.13-16.

    10.Игудин А.Г., Попонова Н.А. Некоторые _______________проблемы межбюджетных отношений в Германии

    и России // Финансы. - 1999. - №4. - c.49-53.

    11.Чичелёв М.Е. О реструктуризации бюджетной системы // Финансы. - 1999. - №5. - c.21-24.

    Тема 3. Государственный бюджет.

    1. Государственный бюджет, его экономическая природа.

    2. Бюджетная классификация, понятие, состав.

    3. Доходы и расходы Федерального бюджета РФ, их структура, социальная направленность.

    4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

    5. Бюджетный секвестр, понятие, механизм осуществления (российский и мировой опыт).

    Литература:

    1. Федеральный Закон О Федеральном бюджете на 1999 год // Российская газета. - 25.02.99.

    2. Федеральный Закон О бюджетной классификации, 1996.

    3. Федеральный Закон О финансовых основах местного самоуправления в РФ // Экономика

    и жизнь. - 1997.- №41.

    4. Панькин М.А. Нужен ли России секвестр? // Финансы. - 1998. - №11. - c.12-15

    5. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству // Финансы. -

    1998. - № 7.

    6. Родионова В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства

    Российской Федерации // Финансы. - 1997. - № 4.

    Тема 4. Организация государственных финансов: управление и

    контроль.

    1. Управление финансами.

    2. Финансовая политика государства. Типы финансовой политики.

    3. Финансовый контроль.

    Литература:

    1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.:

    Финансы. ИО "ЮНИТИ", 1997. -477 c.

    2. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. - 431 c.

    3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: Инфра–М,

    4. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика,

    1997. - 336 с.

    5. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Банки и биржи:

    ЮНИТИ, 1995. -256 c.

    Тема 5. Финансовые основы местного самоуправления в РФ.

    1. Местные финансы, понятие, принципы формирования и использования.

    2. Доходы и расходы местных бюджетов.

    3. Основы формирования и функционирования ФФПМО (фонда финансовой поддержки

    муниципальных образований в субъекте РФ).

    4. Муниципальные займы.

    Литература:

    1. Федеральный Закон О финансовых основах местного самоуправления в РФ // Экономика

    и жизнь. - 1997.- № 41.

    2. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов // Финансы. - 1998. - № 1.

    3. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса// Финансы. - 1998. - №

    4. А.Д. Барский., А.Н. Данков. Муниципальный кредит в дореволюционной России // Деньги и

    кредит. - 1997. - №6.

    5. Львов Н,В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных

    образований // Финансы. - 1997. - № 11.

    6. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного

    самоуправления // Финансы. - 1999. - №3. - c.5-10.

    7. Христенко В.Б. Проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений //

    Финансы. - 1999. - №5. - c.12-17.

    Тема 6. Государственный кредит.

    1. Понятие государственного кредита, сущность и экономические функции.

    2. Формы государственного кредита. Классификация займов.

    3. Государственный долг и управление им.

    Литература:

    1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Учебное пособие под

    ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994.

    2. Л. Чепурина. Внешний лог России // Финансы и кредит. - 1998. - №8. - c. 5-8.

    3. Воложинская М.О. К вопросу о внешней задолженности России // Финансы. - 1999. - №4.

    4. Хейфец Б.А. Внешний долг России // Финансы. - 1999. - №2. - c.22-25.

    Тема 7. Валютный курс рубля в формировании экспортно-

    импортной политики России.

    1. Регулирование курса рубля. Отечественный и зарубежный опыт.

    2. Практика страхования валютных рисков в экспортно-импортных операциях.

    3. Инфляция и валютный курс рубля.

    Литература:

    формирования и использования. - М., 1995.

    Тема 8. Налоги в системе государственных финансов.

    1. Экономическое содержание налогов, функции, классификация.

    2. Налоговая система РФ, принципы _______________ее построения .

    3. Налоговые системы зарубежных стран.

    Литература:

    1. Закон Об основах налоговой системы в РФ от 16.07.92г. с изм. и доп.

    2. Черник Д. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, 1997.

    3. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 1997. –

    4. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. - 1998. - №11.

    - c. 18-24.

    Тема 9. Финансовые рынки.

    1. Финансовый рынок, понятие, структура.

    2. Финансовые инструменты на фондовых рынках (государственные ценные бумаги,

    корпоративные, муниципальные, производные ценные бумаги).

    3. Профессиональные участники на РЦБ в России.

    4. Объекты налогообложения на фондовом рынке.

    5. Зарубежный опыт по регулированию финансовых рынков.

    Литература:

    1. Федеральный Закон О рынке ценных бумаг от 22.04.96.

    2. Положение О порядке лицензирования профессиональных видов деятельности на РЦБ //

    Экономика и жизнь - 1997.- №41.

    3. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 816 c.

    4. Фельдман А. Б. Государственные ценные бумаги: Учебное и справочное пособие - М.:

    Инфра-М, 1995. - 240 с.

    5. Фельдман А.Б. О производных финансовых инструментах // Финансы. - 1998. - №11. - c.

    6. Серебрякова Л.А. Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг // Финансы. - 1996. -

    1. - c. 10-17.

    7. Чалдаева Л. А., Килячков А.А. Финансовые инструменты российского фондового рынка //

    Финансы и кредит. - 1998. - №1. - c. 8-15.

    Тема 10. Страхование в системе финансовых отношений.

    1. Экономическая сущность страхования. Содержание основных понятий страхового дела.

    2. Отрасли и виды страхования. Формы страхования.

    3. Правовое регулирование страхования в России.

    4. Страховой рынок Приморского края.

    5. Мошенничество в страховании.

    Литература:

    1. Гражданский кодекс РФ (гл. 48).

    2. Федеральный Закон "Об организации страхового дела в России", 1992, с изм. и доп.

    3. Журналы "Страховое дело", "Страховое ревю".

    Тема 11. Внебюджетные фонды.

    1. Экономическая природа внебюджетных фондов.

    2. Социальные _______________и экономические внебюджетные фонды .

    3. Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов:

    3.1. Пенсионный фонд.

    3.2. Фонд социального страхования.

    3.3. Фонд занятости.

    3.4. Фонд обязательного медицинского страхования.

    Литература:

    1. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от

    17.10.91.

    2. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика,

    1997. - 336 с.

    3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.:

    Финансы. ИО "ЮНИТИ", 1997. -477 c.

    Тема 13.Преодоление кризиса ликвидности предприятий..

    1. Причины неплатежей в российской экономике конца 80-х-начала 90-х годов.

    2. Перспективы преодоления задолженности бюджета перед предприятиями по оплате

    продукции и услуг/

    3. Дестабилизирующие действия руководства предприятий, органов власти.

    4. Криминализация финансовой и банковской сфер в России в 90-х годах.

    Литература:

    1. Симановский А.Ю. Финансово-банковсий сектор российской экономики: вопросы

    формирования и использования. - М., 1995.

    2. журналы "Финансы и кредит", "Деньги и кредит", "СОЦис".

    Тема 12. Международные финансы.

    1. Международные финансы как экономическая категория.

    2. Мировая валютная система.

    3. Мировой рынок ссудных капиталов.

    4. Наднациональное регулирование финансово-кредитных отношений.

    Литература:

    1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Уч. пособие под ред.

    Л.Н. Красавиной. - М., 1994.

    2. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. - 431 c.

    Приложение 1.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред.

    ФЗ от 24.10.97 г. №133-ФЗ).

    Глава 48. Страхование

    Статья 927. Добровольное и обязательное страхование.

    1. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного

    страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со

    страховой организацией (страховщиком).

    Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).

    2. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать

    в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою

    гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет

    заинтересованных лиц(обязательное страхование), страхование осуществляется путем

    заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы.

    Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем

    условиях не является обязательным.

    3. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни,

    здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего

    бюджета (обязательное государственное страхование).

    Статья 928. Интересы, страхование которых не допускается.

    1. Страхование противоправных интересов не допускается.

    2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.

    3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

    освобождения заложников.

    4. Условия договоров страхования, противоречащие пунктам 1-3 настоящей статьи,

    ничтожны.

    Статья 929. Договор имущественного страхования

    1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за

    обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного

    в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или

    иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные

    вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с

    иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в

    пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы

    следующие имущественные интересы:

    1)риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья

    2)риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда

    жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом,

    также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и

    3)риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих

    обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности

    по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения

    ожидаемых доходов - предпринимательский риск (статья 933).

    Статья 930. Страхование имущества.

    1. Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица

    (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином

    правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

    2. Договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или

    выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества,

    недействителен.

    3. Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключен

    без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование "за счет кого

    следует").

    При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на

    предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по

    такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.

    Статья 931. Страхование ответственности за причинение вреда.

    1. По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим

    вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть

    застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая

    ответственность может быть возложена.

    2. Лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть

    названо в договоре страхования. Если это лицо в договоре не названо, считается

    застрахованным риск ответственности самого страхователя.

    3. Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается

    заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей),

    даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за

    причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен.

    4. В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее

    страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или

    договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается

    заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику

    требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

    Статья 932. Страхование ответственности по договору.

    1.Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях,

    предусмотренных законом.

    2. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть

    застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не

    соответствующий этому требованию, ничтожен.

    3. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу

    стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести

    соответствующую ответственность, выгодоприобретателя, даже если договор

    страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он

    заключен.

    Статья 933. Страхование предпринимательского риска.

    По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован

    предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.

    Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем,

    ничтожен.

    Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, не являющегося

    страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.

    Статья 934. Договор личного страхования.

    1. По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за

    обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной

    (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически

    обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни

    или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина

    (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его

    жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

    Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен

    договор.

    2. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица,

    если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае

    смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной

    выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного

    лица. Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным

    лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя,

    может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При

    отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску

    застрахованного лица, а в случае смерти этого лица - по иску его наследников.

    Статья 935. Обязательное страхование.

    1. Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать:

    жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения

    вреда их жизни, здоровью или имуществу;

    риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие

    причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров

    с другими лицами.

    2. Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на

    гражданина по закону.

    3. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических

    лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество,

    являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть

    возложена обязанность страховать это имущество.

    4. В случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на

    договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем

    имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося

    собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле

    настоящей статьи и не влечет последствий, предусмотренных статьей 937 настоящего

    Кодекса.

    Статья 936. Осуществление обязательного страхования.

    1. Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования

    лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со

    страховщиком.

    2. Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением

    обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях

    может осуществляться за их счет.

    3. Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны

    быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в

    случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 935 настоящего Кодекса, законом или в

    установленном им порядке.

    Статья 937. Последствия нарушения правил об обязательном страховании.

    1. Лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное

    страхование, вправе, если ему известно, что страхование не осуществлено, потребовать

    в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность

    страхования.

    2. Если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или

    заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение

    выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при

    наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на

    тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при

    надлежащем страховании.

    3. Суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность

    страхования, благодаря тому, что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее

    ненадлежащим образом, взыскиваются по иску органов государственного страхового

    надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в

    соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.

    Статья 938. Страховщик.

    В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица,

    имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

    Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования

    их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью

    определяются законами о страховании.

    Статья 939. Выполнение обязанностей по договору страхования страхователем и

    выгодоприобретателем.

    1. Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда,

    когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения

    обязанностей по этому оговору, если только договором не предусмотрено иное либо

    обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор.

    2. Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда

    выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по

    договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не

    выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате

    страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы

    по договору личного страхования. Риск последствий невыполнения или

    несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены

    ранее, несет выгодоприобретатель.

    Статья 940. Форма договора страхования.

    1. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение

    письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением

    договора обязательного государственного страхования (статья 969).

    2.Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа

    (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его

    письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата,

    квитанции), подписанного страховщиком.

    В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных

    страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце

    первом настоящего пункта документов.

    3.Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные

    им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса)

    по отдельным видам страхования.

    Статья 941. Страхование по генеральному полису.

    1.Систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов

    и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению

    страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора

    страхования - генерального полиса.

    2.Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под

    действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловленные таким полисом

    сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен, немедленно по их

    получении. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту

    получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению

    страховщиком, уже миновала.

    3.По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страховые полисы по

    отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. В

    случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису

    предпочтение отдается страховому полису.

    Статья 942. Существенные условия договора страхования

    1.При заключении договора имущественного страхования между страхователем и

    страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

    1)об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся

    объектом страхования;

    2)о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование

    (страхового случая);

    3)о размере страховой суммы;

    4)о сроке действия договора.

    2.При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком

    должно быть достигнуто соглашение:

    1)о застрахованном лице;

    2)о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица

    осуществляется страхование (страхового случая);

    3)о размере страховой суммы;

    4) о сроке действия договора.

    Статья 943. Определение условий договора страхования в правилах страхования.

    1.Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в

    стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или

    Введение

    Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация кото- рых присходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

    Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выра- жают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

      недостаточные темпы развития экономики;

      диспропорции развития экономической системы;

      отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних това- рных и финансовых рынках;

      излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

      низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

    Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъекта­ми воспроизводственного процесса по распределению и перераспре­делению совокупного общественного продукта.

    Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

    В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

    Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

      Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В., «Проспект», М., 2001.

      Финансы: Учебное пособие/ под ред. Ковалева В.В., «Финансы и статистика», М., 1998.

    Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

    Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

      раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;

      рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;

      рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;

      выявить основные функции, выполняемые финансами предприятий;

      на основе данных о динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующие выводы.

    Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации:

      монографические статьи;

      учебники и учебные пособия;

      журналы периодической печати;

      всемирная сеть Интернет.

    1.Экономические основы построения финансовой системы государства.

    Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

    9.Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина а.Г., «мгта», м., 2002.

    По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

    Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

    Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

    Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

    Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

    В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

    Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

    Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

    Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

    Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему. Последняя имеет следующий вид.

    Финансовая система

    Централизованные Децентрализованные

    финансы финансы

    - государственный бюджет - финансы коммерческих пред-ий

    - внебюджетные фонды - финансы некоммерческих пред-ий

    - государственный кредит - финансы общественных

    - страхование объединений

    а) социальное

    б) личное

    в) имущественное

    г) страхование ответственности

    д) страхование предприн-их рисков

    Часть I. Теория финансов

    В современной российской трактовке, несмотря на некоторые различия в определении финансов, все они в основе содержания имеют единую концепцию, исходящую из идентификации сущности финансов как распределительной стоимостной и денежной категории. Денежный характер финансов превалирует, поскольку адекватный перевод термина с различных языков включает доминанту – деньги. Так, финансы: в английском языке (finance) – доход, деньги; во французском (finances) – денежные средства; в латинском (financia) – наличность, доход.

    Таблица 1

    Определения финансов, представленные в отечественной литературе

    Определение финансов Источник
    Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой.– М.: Финансы и статистика, 1995.– С. 12
    Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 1999.– С. 4. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2000.– С. 11

    Таблица 1 продолжение

    Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и статистика, 1999.– С. 15
    Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1.– Киев: Ника-Центр, 1999.– С. 11
    Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Финансы ЮНИТИ, 1999.– С. 14 Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник.– Калининград, 1999.– С. 122
    Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач Финансы, денежное обращений и кредит: Учебник/Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.– М.: Проспект, 1999.– С. 27
    Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы: Учеб. пособие.– СПб.: Питер, 2000.– С. 13

    Таблица 1 продолжение



    Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов Бабич А.М., Павлова Л.Н., Финансы: Учебник.– М.: ИД ФБК-ПРОГРЕСС, 2000.– С. 15
    Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей Бочаров В.В. Корпоративные финансы.– СПб.: Питер, 2001.– С. 10
    Финансы – специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода Справочник финансиста предприятия.– М.: ИНФРА-М, 2001.– С. 11
    Финансы – это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской.– М.: Юрайт-М, 2001.– С. 54
    Финансы – фундаментальная, обобщающая, многозначная категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающих при этом денежных отношений Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Г. Грязновой.– М.: Финансы и статистика, 2002.– С. 1045

    Таблица 1 продолжение

    Финансы – это стоимостная категория… совокупность денежных отношений, порождаемых и регулируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой.– М.: Юрайт-Издат, 2003.– С. 24
    Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 2003.– С. 9
    Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования Словарь иностранных слов.– 15-е изд.– М.: Русский язык, 1995
    Финансы – это экономический инструмент распределения национального дохода, контроль за образованием и использованием фондов денежных средств Миляков Ф. Финансы.– М.: Инфра-М, 2002
    Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу использования и распределения денежных средств Финансы: Учеб. пособие / Под ред. Вахрина, Нешитовой.– М.: Маркетинг, 2002

    Многообразие трактовок объясняется ментальностью российской научной школы, требующей анализа категорий. В то же время Оксфордский толковый словарь дает многовариантную трактовку финансов, используемую в различных ситуациях, и раскрывает содержание финансов как:

    1) практику обращения с деньгами и управления ими;

    2) капитал, участвующий в каком-либо проекте, прежде всего капитал, который необходимо получить, чтобы начать новое дело;

    3) денежный заем для определенной цели, особенно сделанный финансовой компанией.

    В целом данная трактовка финансов является квинтэссенцией зарубежной школы и используется в практике. Предпримем анализ категории, представленный в западных источниках (табл. 2).

    Контент страницы

    Родионова Вера Михайловна (1964-1967) - заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор. В 1950 г. поступила в МФИ на финансово-экономический факультет. В 1954г. окончила Московский финансовый институт по специальности «Финансы». В нашем вузе работает с 1957 г.: вначале ассистент, затем старший преподаватель (1961), доцент (1965), профессор (1987) кафедры «Финансы». В 1961-1964 гг. – заместитель декана финансово-экономического факультета; 1964-1967 гг. – декан кредитно-экономического факультета. С 1989 г. по 2004 г.- зав. кафедрой «Финансы». В настоящее время Вера Михайловна является директором Центра бюджетной политики, проводит масштабные исследования по проблемам оздоровления государственных финансов, реформирования бюджетной системы России, развитию государственных внебюджетных фондов. С 1963 г. В.М. Родионова участвует в подготовке учебников и учебных пособий по финансам, финансам промышленности, бюджетной системе страны. Под ее руководством подготовлены и изданы учебники для вузов по финансам, бюджету и бюджетной системе. Вера Михайловна Родионова – признанный ученый, автор глубоких научных исследований, посвященных вопросам теории финансов и развитию бюджетной системы России. Является автором и ответственным редактором «Постатейного научно-практического комментария к Бюджетному кодексу РФ» (2001), автором и руководителем раздела «Бюджет» в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (2002), 5-го тома «Энциклопедии рыночного хозяйства» (2003), научных сборников по проблемам бюджетного федерализма (2002) и совершенствования бюджетной системы Российской Федерации (2003). Активно участвует в экспертизе проектов законодательных актов, поступающих на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ, а также в разработке новых нормативных актов, регламентирующих построение и функционирование бюджетной системы России. Общий объем публикаций – свыше 250 п.л. Внесла большой вклад в подготовку научных кадров: под руководством Веры Михайловны подготовлены 32 кандидата и 3 доктора экономических наук. Является членом Ученого совета Финуниверситета и диссертационного совета по специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки), в которых она активно работает более 30 лет. Член редколлегии журналов «Финансы» (больше 20 лет) и редакционного совета журнала «Финансы и кредит». В.М. Родионова награждена двумя медалями, нагрудным знаком «Отличник высшей школы», является почетным профессором Мичуринской государственной академии. В 2002 г. за заслуги в области образования ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

    состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса.

    Главным аргументом сторонников воспроизводственной концепции является тот, что без финансов не может осуществляться сам процесс производства и поэтому неверно относить финансы к категории распределения. Но сторонники распределительной концепции вовсе не отрицают тот факт, что финансы активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Более того, одна из наиболее ярких сторонниц распределительной концепции В.М. Родионова пишет, что финансы являются категорией воспроизводства, а утверждение о возникновении и функционировании финансов призвано лишь подчеркнуть место и границы действия финансовых отношений, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления их влияния.9 Трудно не согласиться с этим утверждением, так как поскольку стадия распределения оказывает активное влияние на все другие стадии воспроизводственного процесса, то и финансы, будучи распределительной категорией, не могут не влиять и активно влияют на весь процесс воспроизводства.

    Спорными являются вопросы о границах финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории. Некоторые авторы ограничивают финансы только перераспределительными отношениями, приравнивая финансовые отношения в основном к бюджетным. Такая точка зрения могла бы иметь право на существование лишь на первых этапах зарождения финансов, когда не было финансов предприятий, внебюджетных фондов, государственного кредита и других звеньев финансовой системы. В настоящее время именно благодаря финансам осуществляется первичное распределение общественного продукта и образуются денежные фонды, без которых невозможен процесс воспроизводства.

    Существует также мнение, что кредитные отношения являются частью финансовых отношений. Однако, несмотря на сходство этих двух категорий и их родственную экономическую природу, кредит всѐ - таки является самостоятельной экономической категорией и имеет иную сущность, выполняет другие функции. Кредит, так же как и финансы, действует на стадии распределения, а условием его существования

    9 Финансы. Учебник под ред. проф. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1992 г. С.26.

    является наличие в обществе товарно-денежных отношений. Но главными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность, тогда как финансы в основном действуют на противоположных принципах (исключая бюджетное кредитование). С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход, а с помощью кредита перераспределяются временно свободные денежные средства на принципах кредитования.

    Дискутируется также вопрос об отнесении к финансовым отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы. Так, например, Родионова В.М. считает, что главным отличием отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы от финансовых отношений является двухсторонний характер движения стоимости. Сначала работник отдаѐт свой труд, а затем в равном размере получает заработную плату.10 По мнению Сабанти Б.М., «Финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство. … Когда рабочий получает оплату за свой труд, то эти отношения между рабочим и работодателем – не финансы.».11 В то же время П.И. Вахрин, А.С. Нешитой, Н.П. Баранникова, Н.И. Строкова и другие авторы, рассматривая группы финансовых отношений, выделяют в качестве отдельной группы отношения между предприятиями и работниками при выплате заработной

    платы.12 Следующей группой дискуссий являются дискуссии о функциях

    финансов. В литературе можно насчитать более десяти функций финансов. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

    Большая часть экономистов среди других функций называет две функции финансов: распределительную и контрольную. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет ещѐ регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Однако

    10 Финансы. Учебник под ред. проф. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1992 г. С. 14

    11 Сабанти Б.М. Теория финансов. Учебное пособие. М.: Менеджер. 2000 г. С. 5.

    12 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник. М.: ИВЦ «Маркетинг». 2000 г. С. 15.

    есть и другие подходы. Так, например, А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли своѐ распределительное назначение. Их назначением стало воздействие финансового механизма на эффективность хозяйственного процесса. По их мнению: «Считать, что финансы в условиях рыночной экономики выполняют распределительную функцию, - это то же самое, что считать, будто бы зарплата, которую человек тратит на разные нужды выполняет распределительную функцию».13 Лаврушин О.И. отрицает контрольную функцию финансов, считая, что, «контрольный момент в финансовых отношениях не может претендовать на специфичность, поскольку контрольные (точнее стимулирующие) мотивы свойственны всем экономическим отношениям…Финансовый контроль - скорее роль финансового учреждения, нежели функция финансов как экономической

    «стимулирующей, распределительной функцией обладают не только финансы, но и практически все другие категории – цена, заработная плата, прибыль и т.д. Общественное же назначение финансов как экономической категории выражается в трѐх функциях: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов, контроль (с известными

    оговорками)»15 Однако при исследовании вопроса о функциях финансов довольно

    часто функции финансов заменяются их ролью в общественном воспроизводстве. Такая трактовка искажает смысл понятия «функция». Поскольку функция экономической категории отражает сущность этой категории в действии, выражает еѐ общественное назначение, то функция должна отражать специфичность этой категории и раскрывать еѐ экономическую природу. С этой точки зрения финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Обе эти функции отражают сущность финансов и направления их действия на практике в рамках финансовых отношений. Что касается других функций, то можно сказать, что финансы действительно активно влияют на воспроизводство, с их помощью возможно стимулирование развития или сворачивания

    13 Балабанов А., Балабанов И. Финансы. Санкт-Петербург. 2000 г. С. 14.

    14 Вопросы сущности и функций финансов в системе производственных отношений социализма. М.: 1988 г. С. 38.

    15 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт. 2001г. С. 56.

    экономических процессов, без финансов невозможно образование денежных доходов и накоплений и т.д., но все эти процессы связаны с финансами через распределительную и контрольную функции. Например, денежные доходы и накопления представляют собой лишь материальновещественное воплощение финансов, реализуемое посредством действия распределительной функции финансов.

    Третья группа дискуссий охватывает вопросы субъективности (объективности) финансов и влияния государства на финансовые отношения. Так, например, Вознесенский Э.А. пишет об императивности финансов, понимая под императивностью одностороннее волеизъявление государства. Сабанти Б.М. рассматривает финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающих процесс перераспределения доходов и фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства. Аналогичную позицию занимают Врублевская О.В., Романовский М.В. Лаврушин О.И. считает, что позиция императивности финансов уязвима и, что финансы носят облигаторный (обязательный), индиспенсабельный характер. Однако, облигаторность (обязательность) финансов, по мнению О.И. Лаврушина, это нечто большее, чем форма; данные черты относятся к их глубинным качествам, к сущности финансовых отношений.16 Все вышеперечисленные термины (императивность, облигаторность, индиспенсабельность) означают определѐнную степень влияния и роли государства в организации финансовых отношений.

    В некоторых публикациях подчѐркивается, что непосредственной причиной возникновения финансов является деятельность государства и его органов и что именно государство создаѐт новые распределительные финансовые отношения. С такой позицией трудно согласиться. Безусловно, государство оказывает активное влияние на финансы и их появление связано с появлением и развитием государственности. Но государство воздействует лишь на формы проявления финансов, сама эта категория объективна и существует независимо от волеизъявления государства. Существование финансов объясняется объективными потребностями общества в этой категории.

    16 Лаврушин О.И. О сущности финансов социалистического общества. Финансы СССР. 1987 г. № 3. С. 53-59.

    Схематично группировка дискуссионных вопросов по теории финансов отражена в таблице 2.

    Таблица 2

    Группы дискуссий об экономической природе финансов

    1. Сущность финансов и границы финансовых отношений

    1.1 Концепции сущности финансов

    Распределительная

    Воспроизводственная

    Финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при

    В состав финансов включается вся совокупность денежных

    распределении стоимости совокупного общественного продукта.

    распределительных отношений, возникающих на всех стадиях

    воспроизводственного процесса. (в основном дискутируется стадия обмена)

    1.2. Дискуссии по поводу групп (границ) финансовых отношений

    Финансы ограничены только перераспределительными

    Кредитные отношения являются частью

    Отношения, связанные с формированием,

    отношениями (финансовые отношения приравниваются в

    финансовых отношений

    выдачей и использованием заработной платы

    основном к бюджетным)

    2. Функции финансов

    Вахрин П.И., Моляков Д.С.

    Распределительная

    Контрольная

    Родионова В.М.,

    Злобин И.Т.

    Дробозина Л.А.

    Распределительная

    Контрольная

    Регулирующая

    Стабилизационная

    Архипов А.И. и

    Распределительная

    Контрольная

    Стимулирующая

    Сенчагов В.К.

    Романовский М.В. и

    Формирование денежных фондов

    Использование денежных фондов

    Контроль (с известными оговорками)

    Врублевская О.В.

    (доходов)

    Балабанов А.И. и

    Считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли свое распределительное значение, выделяют те же функции,

    Балабанов И.Т.

    что и Романовский М.В. и Врублевская О.В.

    Лаврушин О.И.

    Отрицает контрольную функцию финансов, считая, что «контрольный момент в финансовых отношениях не может

    претендовать на специфичность, поскольку контрольные мотивы свойственны всем экономическим отношениям…

    Финансовый контроль – скорее роль финансового учреждения».

    Воспроизводственная

    Перераспределительная

    Обслуживание

    Образование денежных

    кругооборота фондов

    доходов и накоплений

    3. Субъективность финансов и влияние государства на финансовые отношения

    Вознесенский Э.А.

    Финансы императивны. Императивность – одностороннее волеизъявление государства.

    Сабанти Б.М.

    Финансы – система денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающий процесс перераспределения доходов и

    фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства.

    Лаврушин О.И.

    Позиция императивности финансов уязвима, финансы носят облигаторный (обязательный, индиспенсабельный характер.)

    Родионова В.М.

    Самсонов Н.Ф.

    5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

    Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. Значение финансов многократно усиливается при переходе от командно-административных к рыночным условиям хозяйствования. Исчезает излишняя регламентация финансово-хозяйственной деятельности предприятий, появляется свобода выбора направлений использования денежных средств, пропорций их распределения, форм оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности и реализованную продукцию. Хозяйствующие субъекты, население и государство могут стать участниками финансового рынка с правом выбора контрагента. Значительно расширяется сфера действия финансовых отношений, появляются новые финансовые инструменты.

    В рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потреблѐнных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчѐтов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности, использовать другие финансовые методы и инструменты, оказывающие в конечном счѐте влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

    После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определѐнных налоговых платежей, на предприятиях создаѐтся фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход (прибыль) предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых с прибыли в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

    В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды, безусловно имеющие немаловажное значение для экономики страны. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса.

    Обслуживая процесс распределения национального дохода, финансы

    действуют как важный экономический рычаг совершенствования

    пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, I и II подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса, перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

    Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

    В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

    - активизация политики накопления отечественного капитала;

    - использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и еѐ развития;

    - государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение

    и развитие научно-технического потенциала страны;

    - использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

    - усиление социальной направленности государственного бюджета;

    - достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

    6. Финансы в зарубежных экономических теориях

    Генезис науки о финансах насчитывает несколько веков. Тематика работ зарубежных авторов в области финансов посвящена в основном государственным финансам. Финансы хозяйствующих субъектов, а точнее, финансы корпораций, рассматриваются в такой науке, как финансовый менеджмент. В современной зарубежной финансовой литературе, как правило, не рассматриваются вопросы сущности и функций финансов как экономической категории, исследуются лишь аспекты практического применения финансов, финансовой политики и еѐ реализации посредством финансового механизма.

    Тем не менее, в некоторых трудах рассматриваются теоретические аспекты сущности и функций финансов. Среди дискуссий западных экономистов по проблемам сущности финансов можно выделить две

    наиболее общие концепции: сторонники первой рассматривают финансы как элемент базиса; сторонники второй – считают финансы элементом надстройки. Главным вопросом дискуссий является вопрос об объективности или субъективности финансов и их роли в создании и функционировании государства.

    Зарубежные авторы называют различные функции финансов, например, так же как и в отечественной литературе, довольно часто упоминаются распределительная и контрольная функция. Кроме того, зарубежные авторы выделяют такую функцию финансов, как обеспечение существования государства. Эта функция служит для выполнения государством своих функций и реализуется через финансовую систему путѐм создания централизованных фондов денежных средств, их распределения и использования.

    Большое внимание финансовым вопросам уделяли в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, А. Лернер, Э. Хансен, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Р. Харрод, П. Самуэльсон, Г. Мюрдаль, М. Фридман, Р. Лукас и др.

    С середины и почти до конца 19 века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. Больших специальных работ, посвящѐнных финансам государства, у К. Маркса и Ф. Энгельса нет, но многие финансовые проблемы капитализма нашли отражение в ряде главных работ и многочисленных статьях, посвящѐнных характеристике английских, прусских и французских бюджетов. К. Маркс отрицал возможность государства и его финансов изменить соотношение между прибылью, процентами, рентой и заработной платой. При анализе циклических кризисов перепроизводства К. Маркс не допускал их ослабления с помощью экономической, в том числе и финансовой политики государства.

    К. Маркс и Ф. Энгельс изучали также и финансы России. Особое внимание финансовому состоянию страны учѐные уделяли после отмены крепостного права. Они отмечали, что финансовое состояние страны во второй половине Х1Х века напоминает им предреволюционную Францию. К. Маркс называл членов русского правительства «алхимиками русских финансов», а Ф. Энгельс писал: «Русские бюджеты не стоят той бумаги, на которой они написаны».17

    Конец 19 и начало 20 века характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу. Еѐ представители, несмотря на большое разнообразие в оценках, выступили против трудовой теории стоимости, заменив еѐ анализом цены, определяемой предпочтением покупателей.

    17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36. С.316.

    Важнейшие финансовые категории – государственные расходы и налоги – рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами. При этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.

    До первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Этот процесс усилился в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Потребность капиталистического производства в государственном регулировании явилась толчком для появления экономической теории английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946)». Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства. Последователи Дж. Кейнса в 50 – 60-е годы внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста.

    Одновременно с теориями неокейнсианцев в послевоенные годы (особенно с середины 50-х) оживились неоклассические теории, пропагандирующие идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования.

    По мере ухудшения условий воспроизводства и усиления инфляционных тенденций возрастает критика кейнсианского и неокейнсианского направлений, на которые возлагалась ответственность за экономические трудности. При такой сложной экономической ситуации из неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление, которое разрабатывает теорию «экономики предложения». Еѐ финансовая концепция исходит из того, что экономический рост определяется сбережениями и накоплениями.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В каких общественно-экономических формациях существуют финансы и почему?

    2. Назовите специфические признаки финансов как экономической категории.

    3. Какие группы финансовых отношений Вы знаете?

    4. Назовите условия существования финансов.

    5. В чѐм необходимость существования финансов?

    6. Какие централизованные и децентрализованные фонды денежных средств создаются с помощью финансов?

    7. Назовите функции финансов и дайте их характеристику.

    8. В чѐм суть распределительной концепции сущности финансов?

    9. В чѐм суть воспроизводственной концепции сущности финансов?

    10. Какие функции можно выделить у финансов, на Ваш взгляд? Почему?

    11. Обоснуйте отнесение финансов к объективной (субъективной) категории.

    12. Какие группы денежных отношений Вы относите к финансовым?

    13. Сравните экономические, денежные и финансовые отношения. Приведите примеры по каждой группе отношений.

    14. Сравните между собой несколько дефиниций финансов, представьте собственную позицию.

    15. Обоснуйте роль финансов в экономическом и социальном развитии общества и еѐ возрастание в условиях рыночной экономики.

    16. Сравните трактовку финансовых вопросов в различных зарубежных экономических теориях.