Как быстро выучить номенклатуры по географии. Как начать изучение химической номенклатуры? Забудьте о механической зубрежке

Независимо от того, готовитесь ли вы к экзамену, пытаетесь выучить иностранный язык или просто надеетесь удержать в памяти то, чему научились на занятиях, запомнить пройденный материал может быть непросто. В то время как мозг на удивление хорошо сохраняет информацию, которую вы изучали на протяжении длительного времени, ее не всегда легко вспомнить, когда это требуется. Используйте несколько приемов для запоминания, чтобы быстрее воспроизводить в памяти необходимые детали. Сделайте мозг более восприимчивым к поглощению новой информации, заботясь о своем разуме и теле, а также работая в подходящей обстановке.

Шаги

Используйте приемы для запоминания

    Разбейте материал на небольшие отрывки. Информацию легче обрабатывать и запоминать, если вы разбиваете ее на крохотные кусочки. Вместо того чтобы пытаться запомнить всю главу учебника, сосредоточьтесь на одном коротком разделе или ключевой информации за раз.

    • Например, если вы пытаетесь запомнить слова для урока иностранного языка, не берите более 7–8 слов за раз.
    • Если вы занимаетесь по учебнику, будет полезно ознакомиться со структурой книги. Главы учебников обычно делятся на короткие разделы, каждый из которых дает тот объем информации, который просто осилить. Сосредоточьтесь на понимании и запоминании одного раздела, прежде чем переходить к следующему.
  1. Переключайтесь между разными темами. Чтобы мозг эффективнее упорядочивал информацию, будет полезно переключаться между изучением разных предметов. Чередование тем, которые сильно отличаются друг от друга, поможет мозгу не застопориться в попытках запомнить слишком много информации по одному предмету (или по двум очень похожим предметам) за раз. Кроме того, переключение между темами не позволит вам “перегреться” при работе над одной из них.

    Делайте заметки. Когда вы слушаете лекцию или читаете текст, записывайте важные отрывки информации. Не пишите каждое слово, которое слышите или читаете. Лучше конспектируйте основные понятия. Это заставит мозг обрабатывать информацию и сжимать ее до наиболее важных элементов.

    Проверяйте себя. Изучая каждый раздел материала, делайте перерывы, чтобы проверить себя. Для этого можно создавать дидактические карточки, составлять вопросы или выполнять проверочные упражнения или задания, которые прописаны в учебнике. Если вы учитесь с другом, можно спрашивать друг друга.

    Повторяйте материал через определенные промежутки времени. Когда вы пытаетесь что-то запомнить, важно многократно это повторять. Этот метод лучше всего работает, если вы даете себе достаточно времени между повторами, чтобы не начать забывать то, что вы выучили. Повторение информации спустя небольшой промежуток времени напрягает "мускулы" памяти и помогает углубиться в материал.

    • Для начала повторяйте материал через короткие промежутки времени и постепенно их увеличивайте. Например, если вы что-то учили один день, переспите с этой информацией, а на следующий день повторите несколько раз. Проверьте себя через пару дней, а потом еще раз спустя неделю.
    • Попробуйте приложения с таймером для обучения, например, ClockWork Tomato или TimeOut, которые помогут вам составить расписание учебных интервалов.
  2. Придумайте сигналы для памяти, так называемые мнемонические приемы. Одним из самых простых способов доступа к памяти является создание ассоциаций, которые провоцируют воспоминания. Для этого можно использовать аббревиатуры (например, КГБ наоборот для запоминания флага Российской Федерации: красный - голубой - белый, только наоборот), каламбуры или игру слов, а также рисовать в уме отличительные образы.

    Объясните материал кому-нибудь еще. Когда вы пытаетесь обучать кого-то, это помогает вам самому лучше понять учебный материал. Чтобы вы смогли что-то объяснить, вы должны сами понимать это. Вы должны кратко охарактеризовать и изложить материал таким образом, чтобы он был ясным и понятным для другого человека. Это поможет вам лучше впитать и усвоить информацию.

    “Переспите” с этой инорфмацией. Большинству людей необходимо каждую ночь спать 7–9 часов, чтобы оставаться в хорошей форме. Достаточное количества сна не только придает энергии и помогает сосредоточиться, но также помогает учиться и запоминать. Ваш мозг обрабатывает новую информацию во время сна, поэтому вы можете обнаружить, что лучше понимаете сложные понятия после того, как вздремнете или хорошенько выспитесь. Извлеките максимум из своего сна, соблюдая хорошую “гигиену сна”:

    Хорошо питайтесь. Если вы будете питаться здоровой пищей, то сможете получить энергию, необходимую для концентрации и удержания информации в голове. Ешьте большое количество “постных” белков (рыбу, мясо без жира и листовую зелень), цельные злаки, фрукты и овощи, а также продукты со здоровыми жирами (например растительное масло, рыбу и орехи). Пейте достаточное количество воды в течение дня.

    Делайте перерывы. Если вы попытаетесь заставить себя учиться слишком долго за один присест, вскоре вы начнете клевать носом или же ваши мысли начнут блуждать. Чтобы сделать занятия более сносными и эффективным, попробуйте учиться один час за раз. Делайте перерывы по 5–15 минут между сеансами, чтобы перекусить, вытянуть ноги или опустить голову и быстро вздремнуть.

Устные домашние задания нравятся многим школьникам ровно до той поры, пока не наступает время проверки самостоятельно пройденного материала. Зачастую не самые хорошие баллы за ответ у доски получают даже учащиеся, честно пытавшиеся подготовиться. Как быстро выучить параграф и запомнить все самое главное?

Забудьте о механической зубрежке

Многие школьники буквально воспринимают задание учителя «выучить параграф». Вздохнув и ахнув, ребята принимаются механически заучивать 3-6 страниц текста наизусть. И это большая ошибка. Запоминать дословно прозу всегда сложней, чем стихи, особенно если речь идет о большом объеме текста. Выучить параграф или главу учебника совсем непросто даже школьнику с очень хорошей памятью. И что самое обидное для учащихся - обычно столь серьезных усилий не требуется. Большинство учителей задают на дом самостоятельное изучение материала, а не заучивание наизусть кусков текста. Во время проверки устного домашнего задания преподаватель желает оценить знания школьника, а не его способности к запоминанию. Как быстро выучить параграф для ответа на уроке? Для начала спокойно и вдумчиво прочитайте текст, ваша первоочередная задача - понять смысл главы учебника.

Конспект - верный друг учащегося

Во время первого прочтения нового текста желательно постараться представить себе визуально все описанные события или правила. Обязательно составляйте для себя конспект. Выписывайте основные мысли в виде короткого плана. Старайтесь выделять только самые значимые моменты, даты и правила. Принцип выделения главного - один из самых простых секретов того, как быстро выучить параграф.

Прочитайте нужный текст 1-2 раза и постарайтесь пересказать его. Если получится недостаточно хорошо, стоит сделать небольшой перерыв, а затем снова взяться за чтение и повторение.

Имейте ввиду, что для учащихся начальной школы оптимальная продолжительность учебных занятий составляет не более 15-25 минут, более старшие дети и взрослые могут заниматься по 45 минут. По истечении этого времени необходимо сделать перерыв. Занятия пройдут максимально продуктивно, если во время пауз заниматься какой-то физической работой. Попробуйте сделать несложные упражнения или немного позаниматься домашними делами. Примерно через 10-15 минут можно вернуться к школьным урокам.

Тонкости запоминания различных школьных дисциплин

Самым простым для устных пересказов заслуженно считается школьный предмет литература. Для того чтобы хорошо запомнить художественный текст, достаточно представить себе его в виде фильма, акцентируя внимание на ключевых моментах сюжета.

Очень часто школьники задаются вопросом: «Как выучить параграф по истории, если его задали на дом?» И действительно, в рамках этой дисциплины часто в качестве домашнего задания учителя просят самостоятельно изучить материал. При чтении параграфа полезно составить «линию времени» и отметить на ней все важные события с датами. Эта простая схема позволит запомнить последовательность описываемых в статье учебника происшествий. Дополните «линию времени» кратким планом-конспектом. Не стоит выписывать длинные цитаты из учебника, если этого не предусматривает полученное задание. Достаточно 1-2 предложений для каждого абзаца. Секрет успешного изучения истории - понимание темы, не стесняйтесь искать дополнительную информацию, встречаясь с незнакомыми терминами.

Многим школьникам самыми сложными кажутся точные науки. Как выучить параграф по химии, физике или алгебре? Наизусть имеет смысл заучить все ключевые формулы и правила (обычно это небольшой объем текста). А вот объяснение теорий и законов достаточно вдумчиво прочитать и понять. Качественно разобравшись в теме, несложно ответить на любой вопрос учителя. И краснеть у доски больше не придется!

Повторенье - мать учения!

Думают о том, как легко выучить параграф, чаще всего школьники, не умеющие осознанно запоминать важную информацию. После основного заучивания и успешного повторения материала следует переключить свое внимание на что-то другое. Рекомендованное время отдыха не менее 1-2 часов. После этого следует повторить материал, можно использовать свои конспекты или исходный текст. Обязательно еще раз пересказать изученную тему следует перед сном. Финальное повторение материала имеет смысл перенести на утро, по дороге в школу следует еще раз повторить выученное. Это самая действенная методика запоминания. Используя ее, можно выучить любую тему по любому предмету. Теперь вы знаете, как быстро выучить параграф. Желаем успехов в учебе!

Техника запоминания прайс-листов похожа на технику запоминания смешанных таблиц, но есть и небольшие отличия. Отметим основные отличия прайс-листов:
  1. Больший по сравнению с таблицами объем информации;
  2. Наличие одинаковых и часто повторяющихся цифр, например 50, 100, 500, 1000;
  3. Существование конкретных образов у слов, названий продукции например.
Исходя из этого, можно принять следующие допущения. Во-первых , подобрать несколько мест или комнат, в которых количество предметов будет соответствовать количеству наименований продукции в каждом разделе. Например, "Бакалею" запомнить на одну комнату, а "Замороженные полуфабрикаты" - на другую. Во-вторых , часто повторяющиеся цифры перевести в конкретные образы, т.е. составить свой образный код. Например, число 50 - это купюра достоинством в пятьдесят рублей, а 1000 - это тыква (по созвучию) или тысячная купюра. 600 - это "Мерседес" и т.д. В-третьих , использовать при запоминании конкретные зрительные образы.
К сожалению, у нас нет возможности рассмотреть подробнее большой прайс-лист.

Поэтому приведем небольшой пример , позволяющий понять суть данной техники запоминания.
Соус "Гриль" - "Чумак" - Украина - 300 г, 12 шт. (в упаковке), 12,1 р. (за ед.);
Соус "Соевый пикантный" - "Стебель бамбука" - "Россия" - 300 г., 12 шт. (в упаковке), 16 р. (за ед.).
Представляем упаковки одного и другого соусов и запоминаем их в последовательности методом "Цицерона". Затем запоминаем отдельно каждую горизонтальную последовательность. Вот что у нас получится.
Соус "Гриль" держит в руках Чумак (экстрасенс). Он одет в украинскую косоворотку (или ест галушки). На Чумака "вешаем" следующие образы. На голову посадим огромного тритона (300), на шее сверкает алмазное колье (12), а из-за пояса торчит длинный рулон кальки (121). Важно отметить, что цена может быть выражена не только в целых числах, но и в десятичных дробях. Поэтому договоримся запоминать десятичные дроби с одной цифрой после запятой приемами запоминания трехзначных цифр. Если же после запятой будет два знака, то запоминать будем парами, т. е. первая пара - это целое число, а вторая - знаки после запятой. Теперь представляем соус "Соевый пикантный", который висит на стебле бамбука. Соус пытается снять русский мужик в ушанке, но у него ничего не получается. Тогда он решает выпустить своего ручного тритона (300), чтобы тот снял соус с ветки. Соус действительно упал вниз, да не один, а с блестящим колье (12). Мужик очень обрадовался и стал поливать соусом кашу (16).
Контрольное припоминание обязательно.

Инструкция

Измените свое отношение к предмету. География - это не только скучные карты и зубрежка данных по количеству полезных ископаемых в том или ином месте. Это еще изучение планеты, на которой вы живете, законов распределения природных компонентов и способы их сочетания. Благодаря , вы будете лучше представлять карту мира и сможете составить маршрут для путешествия по другим странам. Если в будущем вы хотите заниматься экономикой, политикой, без этого предмета вам не обойтись.

Распределяйте свое время правильно. Чтобы учиться более эффективно и быстро, освойте законы тайм-менеджмента. Умейте отличать главное от второстепенного. Начинайте делать домашнее задание с более сложных вопросов, а легкие задания оставляйте напоследок. Составьте личное расписание, придерживайтесь его. Не отвлекайтесь на разговоры, просмотр телепередач и сидение в интернете во время подготовки к урокам. Для этого выделите время на отдых.

Изучайте атлас. Приобретите его в бумажном или электронном виде. В содержится много информации и городах. Кроме физической части, показывающей рельеф местности, она включает экономическую, политическую, климатическую, религиозную и социальные части. Атлас рассказывает о распространении различных религий в областях мира, о плотности населения и среднем уровне дохода, рождаемости, смертности, о развитии отраслей промышленности. Научитесь их правильно читать. Если у вас лучше развита зрительная память, то освоение географии по атласу - это ваш конек.

Используйте увлекательные игры и загадки для понимания предмета. Занимательный элемент сделает обучение приятным и интересным. Найдите викторины . Установите их на свой компьютер или телефон и учитесь, получая удовольствие. Кроме того, вы можете приобрести литературу по географии, которая отличается от учебников необычной подачей материала.

Связанная статья

Источники:

  • Как выучить параграф по географии?

Дети учатся в процессе игры. И получается это у них очень успешно. К сожалению, взрослея, мы забываем про такой вид обучения: в школах нас учат долго сидеть над учебниками и книгами, заучивая нужную информацию. А ведь учиться играя можно в любом возрасте. Игра делает процесс обучения увлекательным и более эффективным.

Инструкция

Старая добрая игра "Города" большинству из нас известна с раннего детства. Правила предельно просты: первый игрок называет город, второй игрок должен назвать другой город, название которого начинается на последнюю букву города, только что названного предыдущим игроком. И так далее по цепочке. При этом ранее названные города другой участник не может использовать. В игре могут принимать участие от двух и более человек. Если города заканчивается на "Ь" или "Ъ" делается исключение, и в игру берется предпоследняя буква. Для букв «Й» и «Ы» исключение обычно не делается, поскольку на этих хоть и немного, но они есть. Игра заканчивается тогда, когда очередной участник не может вспомнить название города на заданную букву.

Немного усложним правила. Теперь мало вспомнить название города на нужную букву, нужно еще и дать краткую информацию об этом городе или стране, где этот город расположен. Это может быть географическое положение, местные традиции и достопримечательности, население, культура, вера, интересные факты из и современной жизни города или страны - любая интересная и увлекательная информация. Повторяться нельзя.

Чтобы не ударить в грязь лицом, к игре придется подготовиться. Почитайте книги о городах и странах мира. Лучше, если это будут не учебники, а научно-популярная : такие книги легче и именно на их страницах часто собраны самые интересные данные.

Подготовились? Самое время приступить к игре. Вы сами удивитесь, насколько увлекательной и насыщенной стала игра. В процессе у вас будет возможность блеснуть знаниями и много нового о городах и странах мира от других игроков. Почти наверняка, к следующей игре вы захотите познакомиться еще более основательно, чтобы удивить окружающих и порадовать себя своими знаниями. Дерзайте!

Видео по теме

Карта - отличное подспорье для изучения географии и некоторых других дисциплин. Она всегда выручит на экзамене, ведь пользование картами не возбраняется. Но для того, чтобы карта помогла в трудной ситуации, необходимо научиться ее читать, а также запомнить то основное, что на ней указано.

Вам понадобится

  • - крупномасштабная карта мира;
  • - карта полушарий;
  • - контурные карты;
  • - карандаш;
  • - указка.

Инструкция

На время отложите электронные карты. По ним можно очень быстро определить координаты местности или высчитать расстояние между населенными пунктами. На них можно найти даже очень маленький населенный пункт. Но запомнить легче расположение объектов на обычной бумажной географической . Начните с карты .

Рассмотрите оба полушария и прочитайте, какое из них западное, а какое - восточное. Прочитайте названия материков и запомните их. Научитесь определять стороны света. На всех бумажных север находится сверху, юг - снизу, а запад и восток, соответственно, слева и справа. Запомните основные горизонтальные линии - и оба полюса. Найдите, где расположен Гринвичский меридиан. Выучитк, какие материки и океаны пересекает каждая из этих линий. Найдите экватор, Гринвичский меридиан и линии полюсов на контурной карте.

Рассмотрите карту . Найдите на ней основные линии, которые вы уже видели полушарий. Определите стороны света. Запомните, каждый . Используйте зрительную память и ассоциации. На что похожи Африка или Америка? Чем отличается от остальных Евразия, Австралия, Антарктида? Где они находятся по отношению друг к другу? Найдите материки на контурной карте. Обозначьте их и сравните с типографской картой.

Найдите на политической карте мира свою страну. Начинать удобнее всего именно с нее, поскольку вы знаете и столицу, и примерное ее положение на , и государства, с которыми она граничит. Найдите эти государства и запомните их положение по отношению к вашей стране. Выучите названия столиц и других крупных городов. Рядом с какими водными объектами они находятся?

Сравните политическую карту мира с физической. Выучите условные обозначения. Какие важные географические объекты находятся на территории вашей страны и соседних? Определите положение главных городов по отношению к этим объектам..

Найдите на каждом материке крайние точки и выучите их. Покажите самую большую страну. Определите ее координаты. Найдите ее примерное положение на физической карте и определите наиболее важные географические объекты. Покажите страны, находящиеся по соседству, самые крупные реки, основные горные вершины на их территории и основные города. Обратите внимание на границы между . По каким объектам они проходят?

Возьмите любую книгу о кругосветном путешествии. Покажите , по которому двигалась экспедиция. Найдите на карте мира основные пункты. Выполните это задание несколько раз и найдите маршрут экспедиции на контурной карте.

Полезный совет

Проверяйте себя по электронной карте. Наберите в поисковике название материка, затем найдите на нем нужные точки и посмотрите их координаты.

Применяйте разные виды памяти. Показывайте на карте направление течения реки, линию берега, местоположение города или вершины. Называйте объекты.

Чтобы запомнить названия различных стран можно применить методы, которые хорошо работают, если необходимо запомнить сложные слова, выучить иностранные выражения и их перевод.

Инструкция

Сделайте специальные карточки для запоминания. Вырежьте из картона полоски бумаги одинакового размера, например, 2см на 7 см. На каждой карточке напишите с одной стороны , а с другой – соответствующую ему столицу. В процессе изготовления постарайтесь запомнить пары названий.

Сложите карточки в , вытащите одну, прочитайте название страны и попробуйте вспомнить и назвать , являющийся столицей этого государства. Старайтесь не подглядывать. Для удобства используйте картон. Например, желтый цвет - для государств, расположенных в Европе, зеленый – для азиатских , серый – для африканских. Изымайте из обращения карточки, которые вы уже хорошо запомнили. Этот способ хорош для того чтобы запоминать по названиям государств, и наоборот – страны по столицам.

Используйте фонетические . Возьмите пару «Государство – Столица», например, Тирана - Албании. Подумайте, с чем ассоциируется каждое слово. В отношении столицы сразу на ум приходит «тиран», а в отношении страны – Джессика Альба или марки Alba. Представьте Джессику Альбу в роли жестокого правителя, или очень неудобную обувь Alba, которая тиранит ноги. Когда нужно будет вспомнить столицу, по звучанию названия страны припомните сюжет, так вам будет проще вспомнить первые искомого слова.

Воспользуйтесь специальными обучающими программами, выложенными в интернете. Эти программа предлагают вопрос, например, «Столицей Швейцарии является?», ниже приведены 4 варианта, включая Берн, необходимо просто выбрать правильный ответ. Программа работает и в обратную сторону – по названию столицы выбрать страну. Процесс запоминания столиц с помощью этой программы похож на подготовку к экзамену по теории для получении водительского удостоверения. Спустя какое-то время мозг автоматически выделяет правильный ответ.

Проверьте себя. Ткните пальцем в карту, назовите , в которое вы попали. Не получилось с первого раза? Попробуйте еще раз. Снова неудача? Вам стоит задуматься над пробелами в своем образовании. Вспоминаем и учим заново названия столиц мира.

Вам понадобится

  • - карта мира;
  • - интернет;
  • - бумага, ручки;
  • - учебник по географии.

Инструкция

Загрузите электронный вариант карты в свой компьютер или телефон. В транспорте, во время обеденного перерыва на работе, в любой очереди электронный вариант карты всегда может быть под рукой. Вы всегда сможете запомнить две-три новые столицы .

Составьте из двух колонок, в одну запишите столиц, во вторую - страны, которым они принадлежат. Выделяйте пятнадцать-двадцать минут в день для заучивания. Самая обыкновенная «зубрежка» - была и остается одним из самых эффективных способов запоминания любой информации.

Запишите пары «столица/страна» на диктофон. Запись прослушивайте каждый день перед сном, во время прогулки или поездки в транспорте. Используйте различные для каждой пары. Необычное интонирование поможет вам точнее запомнить каждое из названий.

Пользуйтесь для запоминания методом ассоциаций (ассоциации можно создавать зрительные или смысловые). Запоминайте вместе с названием столицы какую-либо из ее достопримечательностей. Например, в Вене (Австрия) находится музей Minimundus (музей мини-достопримечательностей со всего мира ).

Видео по теме

Обратите внимание

Не пытайтесь запомнить все столицы за 2 часа, иначе есть риск устроить в голове настоящую кашу. Пользуйтесь методом группировки. Распределите страны мира на группы и заучивайте постепенно, по группе в день.

Полезный совет

Рассматривание фотографий каждой из столиц ускорит процесс запоминания. Ведь у вас в уме само собой возникает изображение Эйфелевой башни, когда вы вспоминаете Францию, а затем и название столицы - Париж.

Знание объектов, нанесенных на физическую и географическую карту , потребуется вам на уроках географии в школе. Однако полученные сведения не стоит забывать, забрав аттестат – стыдно не знать, где находится Мыс Доброй Надежды и как называются столицы маленьких европейских государств. Если вы не запомнили необходимые сведения в школе, выучить карту можно и самостоятельно.

Вам понадобится

  • - несколько карт;
  • - National Geographic.

Инструкция

Купите или распечатайте несколько карт и развесьте их по квартире в тех местах, где вы бываете чаще всего. Это может быть стена напротив вашего стула на кухне, дверь туалета, стена вашей спальни. Также поставьте физическую или политическую карту на рабочий стол компьютера или ноутбука.

Работу по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием в нашей методической литературе принято называть «изучением географической номенклатуры». Она обычно начинается с того, что учитель, а затем и ученики находят на карте, показывают и называют соответствующие картографические изображения.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Для усвоения названия учитель применяет различные приемы — четко произносит название, а в отдельных случаях пишет его на доске, отмечая на что нужно обратить внимание. В младших классах название повторяется по слогам, записывается в тетрадях, тут же находится и прочитывается на настольных картах, что, по существу, еще к карте не относится. Задача состоит в том, чтобы с названием связать картографический образ соответствующего объекта. Для этого одновременно с усвоением названия ведется работа с самой картой.
Внимание учеников привлекается к специфическим особенностям изображения объекта, отличающим его от всех других: особой его форме, величине, расцветке и др. Например, часто в этих целях применяются аппликации.
Существо приема состоит в том, что учитель заранее вырезает из цветной бумаги контур изучаемых объектов и сравнивает их с какими-либо фигурами: Черное море напоминает боб, Аппенинский полуостров — сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва и т. п.
Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты. Чтобы выработать правильные представления о величине изучаемых стран, аппликации прикрепляют к нужным местам на карте или помещают на контур других объектов, с размерами которых проводится сопоставление площадей.
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия многие учителя во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
При показе географических объектов на стенной карте должны соблюдаться дидактические правила. Показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка. Ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; площади нужно обводить по контуру, а линейные объекты (дороги, реки) показывать движением указки по ходу их в определенном направлении. Этим правилам школьников надо обучать (особенно в начальных классах).
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
Например, ученик прочно запоминает, что Средиземное море следует искать на карте между Европой и Африкой, город Горький стоит на месте слияния Оки с Волгой. В каждом классе должна быть своя, определяемая программой система ориентиров. С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров полезно требовать от учащихся, чтобы при показе объекта на карте они описывали его положение, начиная с ориентиров наиболее общих к частным.
Очень ценным в этом смысле является прием, когда учитель заставляет ученика рассказать, как следует находить заданный объект на карте. Ценность его в том, что учащиеся постигают внутреннюю логику определения географического положения, усваивают навыки связного чтения картографического текста, овладевают правильной терминологией и вообще развивают речь и мышление. Важно также, что такой прием дает возможность ученикам следить за положением описываемого объекта на основе словесного описания. «Правильное географическое определение местоположения не только на карте, но и словами служит показателем умелого преподавания географии», — говорит проф. В. П. Буданов.
Очень часто для облегчения запоминания места на карте учителя привлекают различные дидактические средства — флажк» и условные значки, шнурки и стрелки, две указки и др. Прикрепляя по ходу урока такие материалы к нужным местам карты, учитель фиксирует внимание учащихся на определенных пунктах, чтобы облегчить восприятие положения на карте изучаемого объекта. В отдельных случаях эта же задача успешно разрешается при помощи мелового эскиза на доске, показывающего нужный объект крупным планом. Эти приемы также содействуют закреплению в памяти взаимного размещения географических объектов на карте.
Работа по накоплению запаса прочно усвоенной географической номенклатуры не должна проводиться в отрыве от изучения самой географии. Механическое запоминание положения на карте какого-либо перечня географических объектов — малополезное занятие. Оно порождает формальное знание карты. Опытные учителя никогда не превращают эту работу в зубрежку или простые механические действия. Они всегда стремятся придать такой работе осмысленный характер.
Например, при изучении политической карты Европы в VI классе на уроке приходится запомнить много государств и их положение на карте. Ученикам дается задание сгруппировать государства по их положению: а) на материке; б) на островах и полуостровах; в) не имеющие выхода к морю; г) выходящие к Балтийскому и Северному морям; д) расположенные на побережьях Атлантического океана и Средиземного моря и т. п.
Ученики предупреждаются, что при ответе показывать надо будет по физической карте, что вместе с показом границ нужно называть и пограничные государства. Такого рода задачи требуют творческого подхода для их решения. В них номенклатура лишь подсобный элемент. Характер же заданий вызывает многократное повторение одного и того же государства в различных сочетаниях. Это обеспечивает прочность запоминания политического деления и способствует повторению части света в целом. В результате осмысленного решения подобных задач достигаются и глубокие знания и умение безошибочно, как бы автоматически показывать объекты на карте. Но такое автоматическое умение будет результатом большого творческого труда.
Как видим, лучшим средством для усвоения географической номенклатуры на карте является сама карта. Остановимся в связи с этим на характеристике некоторых специфических приемов использования карты в целях обучения ее знанию, где для этого применяются особые карты и специальные картографические работы. Речь пойдет о черчении и копировании карт, составлении картосхем и специальных карт, работе с контурными и немыми картами и некоторых других приемах.
Черчение и копирование карт под названием «конструктивного метода» очень широко применялось в русской школе во второй половине XIX века. Увлечение им было настолько большим, что все другие методы обучения отступали на второй план. Суть его состояла в том, что ученики рисовали картографические очертания объектов на память, по вспомогательным точкам и линиям. Работа эта в значительной степени механическая, что приводило к формальному знанию карты.
В начале XX века изменение взглядов на цели преподавания географии привело к почти полному отказу от этого приема обучения. На смену ему в школьную жизнь вошли черчение картосхем и работы с контурной картой. Однако и в наши дни черчение карт по памяти иногда применяется. Оно является ценным не только потому, что ведет к прочному запоминанию, но служит также средством борьбы с поверхностным рассматриванием рисунков, чертежей и карт, которое так распространено среди учащихся, способствует выработке очень ценного умения — выражать свои пространственные представления рисунком, чертежом, вообще — умения рисовать, чертить. Поэтому полностью отказываться от метода черчения карт, конечно, не следует. Очевидно, важно во всем соблюдать меру.
Черчение картосхем находит широкое применение в преподавании географии. Опытные учителя чертят их на доске по ходу изложения нового материала, подчас вовлекая в подобную же работу и учеников. В других случаях учащиеся по заданию учителя наносят на контур те или иные объекты. Такие простые картосхемы могут создаваться на уроке при изучении нового материала и дома в процессе работы над учебником. В. ряде случаев вычерчивание картосхем применяется при опросе учащихся.
Достоинство картосхемы состоит в том, что она отражает только самое главное, на что нужно обратить внимание. Кроме того, картосхему проще чертить, чем обычную карту. Черчение еще больше упрощается, если картосхема составляется на контурной карте или на заранее подготовленном контуре (для изготовления таких контуров используют трафарет).
Работы с контурными картами преследуют те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Само черчение здесь сведено к минимуму, так как картографический контур страны на карте сохранен. Это упрощает дело и дает возможность легко привлечь всех учащихся к картографической работе. Она же состоит в большинстве случаев в том, что, ориентируясь по своим настольным картам, учащиеся находят на контурной карте, отмечают и надписывают названия у местоположения нужных объектов, например находят, обводят и надписывают реки, горы, города и т. п. Эти работы могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию — от простого нанесения на контурную карту нужных объектов до творческой работы по составлению картосхем и специальных по содержанию карт. Разнообразны также формы применения этих карт для проверки знаний учеников.
Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, прокладку маршрутов, нанесение точек по заданным координатам и т. п.), работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна реки, географического ландшафта, административных единиц, промышленных округов, ареалов и т. п.) и др.
В настоящее время работы с контурными картами в качестве обязательных включены во все классы. В методической литературе отражен немалый опыт разнообразного применения этих карт в обучении. Контурные карты широко используются в преподавании географии в школах ГДР, Польши, Болгарии и других стран, где также имеются интересные приемы и формы работ с ними.
Немые карты — это обычно стенные физические карты, лишенные каких-либо надписей. Они широко применялись в школе в прошлом с целью закрепления и проверки знания географической номенклатуры.
В настоящее время такие карты, к сожалению, не издаются. Опыт работы лучших учителей показал несомненную полезность применения немых карт в обучении школьников пониманию, чтению и знанию карты. Все дело в том, как поставить работу с такой картой, а не в самой карте. Любой методический прием можно довести до абсурда, если его неправильно применять или злоупотреблять им. В прошлом применялись в нашей школе полунемые карты, на которых названия отмечались только начальной буквой или двумя-тремя начальными буквами. Находить на таких картах географические объекты легче, чем на обычной немой карте. В ГДР и других зарубежных странах немые карты широко используются в учебном процессе.
В заключение упомянем еще так называемую дежурную карту. Это обычная учебная стенная карта большого формата (чаще мировая или СССР), на которой флажками или значками отмечаются важнейшие текущие географические события. Знаки эти соединяются шнурками с кратким пояснительным текстом, прикрепляемым к краям карты. События текущей жизни, отмеченные на ней, постоянно привлекают интерес учеников к карте. Это способствует укреплению знания географической номенклатуры, развивает понимание карты и укрепляет навыки ее чтения.
Вообще учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, полезно, чтобы стенная географическая карта постоянно висела в том классе, где ученики находятся на уроках, чтобы своя карта была у ученика и дома на стене около его рабочего уголка (кроме атласа, который должен быть у каждого ученика таким же непременным пособием, как учебник).
Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений и навыков, являются разнообразные игры с картами, например картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, по нахождению объектов на карте по образным словесным описаниям их, игры-путешествия по карте и т. п. К сожалению, в нашей методике почти совсем не разработан вопрос об использовании игр в учебной работе с картами. А между тем они могли бы стать мощным средством повышения картографической культуры.