Проблемы студенчества. Вечные проблемы студентов

В сегодняшней статье мы поговорим об извечных проблемах студентов. Ниже приведён Топ-10 вечных проблем студенческой братии.

Проблема 1 - размер стипендии

Во все времена к студентам, которые получали стипендию, относились с особым уважением, ведь они, с помощью своих знаний, сумели заслужить ежемесячную выплату от государства. На словах вроде бы всё идеально, но на деле это совсем не так: выплата настолько ничтожная, что прожить на эти деньги целый месяц просто нереально. Доходит даже до того, что некоторые учащиеся перестают старательно учиться, так как не бояться «слететь» со стипендии. Их можно понять, ведь это не та сумма, ради которой нужно отказываться от отдыха и развлечений.

Средний размер стипендии в нашей стране колеблется в диапазоне 1 200-1 800 рублей. Имеется в виду именно стандартная стипендия, без учёта государственных грантов и разнообразных поощрительных доплат. Студенты-бюджетники большинства ВУЗов России, как правило, получают стипендию в размере 1 600 рублей. Недавно стипендии были увеличены на 9%, и теперь учащиеся получают примерно 1 800 рублей. Но что можно приобрести на эти деньги?

Даже самый неприхотливый студент скажет, что ровным счётом ничего. Да, хватит на то, чтобы несколько раз сходить в кинотеатр, или купить какие-нибудь мелочи (бритва, пенка для бритья). Также можно несколько месяцев не снимать стипендию с карточки и, таким образом, накопить солидную сумму. Например, средняя стоимость ноутбука 10 000 рублей. Насобирать необходимую сумму денег можно за полгода.

Возможно, это слишком долго. Но кто сказал, что откладывать деньги на ноутбук нужно исключительно со стипендии? Студент ведь может параллельно с учёбой и подрабатывать. Достаточно к заработанным за летний период деньгам доложить 2-3 стипендии, и заветный ноутбук уже в ваших руках. Важно уметь экономить и тратить заработанные деньги с умом.

Тем, кого не устраивает размер стипендии, необходимо на несколько месяцев вообще забыть о её существовании. После этого проверьте баланс карточки и насладитесь массой положительной эмоций от увиденной 4-значной суммы.

Проблема 2 - сон

Для каждого студента сон - это святое. Но, в последние годы эти слова немного потеряли актуальность, ведь многие учащиеся, вместо того, чтобы спать, полночи просиживают перед экранами компьютеров и смартфонов. На следующий день они сонными приходят в ВУЗ и буквально засыпают на занятиях. Такие студенты обещают себе начать ложиться раньше, но вечером всё повторяется снова.

С наступлением выходных студенты с радостью отмечают, что, наконец-то, смогут нормально выспаться. Но закон подлости никто не отменял. Всегда найдётся сосед, которому срочно нужно делать ремонт или кто-то из друзей или знакомых всё утро будет звонить по срочному делу. Перманентный недосып делает человека более агрессивным, и он может начать из-за пустяков срываться на близких. Как решить эту проблему?

Ни для кого не секрет, что сонный человек не способен нормально воспринимать информацию. То есть, студент, который поспал 2-3 часа и пришёл на пары, не сможет занести себе в актив этот учебный день. Чтобы решить эту проблему, нужно отказаться от социальных сетей и уделять больше внимания живому общению.

Если у вас сильная зависимость от соцсетей, нужно попросить соседа по комнате, или кого-нибудь из родственников, изъять все устройства, подключённые к интернету. Только так можно начать жить полной жизнью. Кроме того, не нужно после занятий сидеть дома. Лучше пойти прогуляться с друзьями или заняться спортом.

И, самый важный совет: всегда старайтесь ложиться спать вовремя. Человек, который хорошенько выспался, чувствует себя намного лучше того, кто поспал 2-3 часа. Представьте себе, как вы просыпаетесь утром и, чувствуя прилив сил, с улыбкой отправляетесь в институт. Разве это не чудесно?

Проблема 3 - сессия

Каждый студент знает, что сессия наступает внезапно. Но, даже понимая это, большинство учащихся так и не начинают готовиться заранее к сдаче экзаменов. Студенты занимаются решением повседневных проблем и редко задумываются о том, что их ждёт завтра. Подобный подход имеет право на существования, но в плане подготовки к сессии он не самый эффективный.

Нужно всегда помнить, что вы учитесь в ВУЗе ради своего будущего. Поэтому, было бы немного нелогичным, решая повседневные дела, завалить сессию. Вы можете хорошо написать все научные работы и сдать зачёты, но если вы плохо сдадите экзамен, то это полностью перечеркнёт все прежние успехи. Поэтому, никогда не ставьте сессию на последнее место в иерархии приоритетов.

Кажется, что у студента, который хорошо справляется с ежедневными занятиями, не должно возникнуть никаких проблем в процессе сдачи экзаменов. Он читает учебники, вникает в слова преподавателей и выполняет все домашние задания. Но, в самый ответственный момент, на экзамене студент может попросту перегореть. В результате он получает не ту оценку, которая может его устроить.

Причина провала довольно банальная - учащийся не уделил нужного внимания подготовке к сессии. Не нужно повторять ошибку студентов, которые из-за своей самоуверенности ошибочно считают, что всё знают, и ежедневно уделять 20-30 минут на повторение пройденного материала.

Подобный подход позволит никогда не забывать пройденный материал, и подходить к сдаче экзаменов полностью вооружённым знаниями.

Невозможно подготовиться к экзаменам в кратчайшие сроки, так как мозг попросту не выдержит таких нагрузок. Поэтому, лучше готовиться к сессии на протяжении всего семестра.

Проблема 4 - приготовление пищи

Есть такая поговорка «Тот, кто не жил в студенческом общежитии, не может называть себя настоящим студентом». С этим можно согласиться, ведь только проведя некоторое время в общаге можно понять все нюансы студенческой жизни: неисправный туалет, отсутствие горячей воды, ну и, конечно же, общая кухня. Студенческая кухня «живёт» круглые сутки. Кто-то готовит себе пищу, кто-то дожидается своей очереди, а кто-то просто пришёл на запах еды.

Одной из самых распространённых проблем студентов считается готовка пищи, а точнее нежелание делать это, чаще всего по причине лени. Многие опытные студенты советуют готовить еду заранее, чтобы возвратившись с учёбы не тратить на это время. Вечером можно сварить пельмени и макароны, которые на следующий день достаточно будет просто разогреть.

Но, что делать, если вообще лень готовить? Для начала необходимо понять причину лени. Скорее всего, это связано с тем, что студент устал на парах и хочет просто отдохнуть. Поэтому, сразу после возвращения с ВУЗа, лучше полчасика поспать, и уже после этого, с новыми силами приниматься за готовку.

Но что же делать студентам, которые вообще не умеют готовить? Наиболее оптимальный вариант - столовая, в которой можно хорошо и недорого покушать. Если вы не знаете, где найти такую столовую, поспрашивайте об этом у старшекурсников.

Проблема 5 - досуг

Как бы это странно не звучало, но досуг студентов - это тоже один из проблемных моментов. Как провести выходные? Может сходить в кинотеатр или лучше в боулинг? В больших городах есть много мест, которые можно посетить в свободное время. В этом как раз и заключается проблема, ведь каждый предлагает свой вариант, а выбрать то нужно только один.

Чтобы избежать споров, данный вопрос лучше разрешить заранее. Заняться этим можно еще в будние дни. После окончания пар соберитесь с друзьями и попробуйте определиться с местом для отдыха и развлечения. Важно уточнить, кто на какую сумму рассчитывает, и уже с учётом этого составлять план времяпровождения. Так как с деньгами у студентов обычно «напряжёнка», выбирать лучше недорогие заведения.

Каждый должен сообщить ту сумму, которую он готов потратить за выходные, и предложить свой вариант времяпровождения. После этого, необходимо обсудить все предложенные варианты, и выбрать несколько самых интересных. Далее нужно провести голосование и, таким образом, определить наиболее оптимальный вариант. Конечно, найдутся и недовольные, но они, может и не сразу, но всё же поддержат общий план.

Проблема 6 - строгие родители

Есть такой тип студентов, которые считают себя вполне самостоятельными, но всё еще зависят от родителей. Они часто задают вопрос: «А что скажут мои мама и папа?». Чаще всего бояться родителей те студенты, которые в чём-то провинились. Что же такого может сделать молодой человек, чтобы это не понравилось его родителям?

В большинстве случаев опасения связаны с плохой успеваемостью. И это не обычные проблемы с пониманием предметов, а полный завал, который может привести к отчислению. Куратор часто обзванивает родителей таких студентов, чтобы те повлияли на своих отпрысков. Сам по себе звонок не является проблемой. Проблема кроется в строгости родителей, которые готовы на всё, чтобы направить своих детей-студентов на путь истинный.

Чтобы избежать неприятностей, необходимо в первую очередь поговорить с куратором и убедить его повременить со звонком. Нужно пообещать ему, что вы за две недели исправите ситуацию. Куратор - обыкновенный человек, который тоже учился в институте, и он, скорее всего, пойдёт вам навстречу. Важно сдержать своё обещание, и постараться улучшить свою успеваемость. При необходимости, можно попросить о помощи у близких и друзей. Нужно полностью сконцентрироваться на учёбе, отложив в сторону все остальные дела.

Вечеринки, посиделки в кафе и социальные сети - всё это потом. Сейчас вам нужно срочно улучшить свою успеваемость, чтобы избежать вылета. Вряд ли родителям понравиться такой исход. Как показывает практика, двух недель вполне достаточно для того, чтобы подготовиться к двум экзаменам. Если вам удастся закрыть два экзамена, то считайте, что вы выиграли еще какое-то время. На крайний случай, всегда можно подойти к куратору и попросить еще немного времени. Если он заметил старания до этого, то обязательно пойдёт вам навстречу.

Даже если у вас полный завал, еще ничего не потеряно. Нужно взяться за ум, и постараться закрыть хотя бы один долг, ну а дальше всё пойдёт, как по маслу.

Ни в коем случае не нужно сидеть, сложа руки и впадать в депрессию. Любую проблему можно решить, если приложить для этого достаточно усилий.

Проблема 7 - отношения с противоположным полом

Если одни студенты поступают в ВУЗ чтобы получить специальность, то другие - чтобы завести новые знакомства и, возможно, найти свою ворую половинку. Хоть институт и не лучшее место для свиданий, но студент много времени проводит на занятиях, и, скорее всего, первая встреча с возлюбленной/возлюбленным произойдёт на парах или в перерыве между ними.

Но не всем удаётся сразу найти свою вторую половинку. У многих это вызывает некоторые трудности. Но если вы решительно настроены завести серьёзные отношение, отступать некуда. Лучше всего искать свою вторую половинку у себя в группе или на курсе. Если и это не помогло вам найти нужного человека, не расстраивайтесь - с каждым днём, проведённым в ВУЗе, ваш круг общения расширяется и, рано или поздно, вы обязательно встретитесь с человеком, который заставит ваше сердце биться быстрее.

Важно не зацикливаться на поиске второй половнки, и просто получать удовольствие от студенческой жизни. Тогда ваша любовь в нужный момент сама вас найдёт.

Проблема 8 - шпаргалки

Сейчас мы немного поговорим о шпаргалках. Они, как и конспекты, являются верными напарниками студенческой братии в процессе сдачи экзаменов. Говорят, что настоящий студент только тот, кто хоть раз в жизни писал шпаргалку и сдавал с её помощью экзамен. Но действительно ли шпаргалки настолько полезные или это просто пустая болтовня?

Забегая наперёд, отметим, что шпаргалки, это на самом деле хорошо. С этим согласиться большая часть преподавателей. Дело в том, что занимаясь написанием шпаргалки, студент легче усваивает материал. Как бы это парадоксально не звучало, но студенту, который, готовясь к экзамену, написал качественную шпаргалку, вполне под силу сдать этот экзамен без использования заготовленных подсказок.

Как показывает практика, студенты, которые регулярно пишут шпаргалки, могут похвастаться неплохой успеваемостью. Это связано с тем, что в процессе написания «шпоры» задействуется не только моторная, но и зрительная память. А это увеличивает шансы на то, что в критический момент студент вспомнит правильный ответ и, тем самым, спасёт для себя экзамен.

Проблема 9 - одежда

Так как эта проблема в большей мере касается девушек, рассмотрим её на примере представительниц прекрасного пола. Девушки устроены таким образом, что когда они замечают на другой девушке крутую вещицу, у них сразу же возникает желание заполучить точно такую же.

Но проблему одинаковой одежды у девушек никто не отменял. А вариант с тем, чтобы уговорить свою подругу больше не носить свою стильную кофточку, так как вы купили себе точно такую же, мы даже не рассматриваем. Поэтому, лучше создать чисто свой, неповторимый образ, и с учётом него подбирать вещи. Только оригинальные и самодостаточные люди привлекают к себе внимание окружающих. Копии никому не интересны.

Проблема 10 - необычные увлечения

Студентов с не совсем обычными и непопулярными увлечениями часто не понимают. Их воспринимают как инопланетян и избегают. А уж если увлечение и вовсе «экзотическое», то насмешек и издёвок точно не избежать. Что же делать в такой ситуации?

Отказаться от своего увлечения или, несмотря ни на что, продолжать заниматься любимым делом? Вопрос достаточно сложный, но если вам действительно нравиться то, чем вы увлекаетесь и вы видите в этом смысл, не сдавайтесь и продолжайте гнуть свою линию. Со временем окружающие начнут воспринимать вас таким, какой вы есть, и количество насмешек, а также издёвок значительно уменьшится.

В том случае, если вы сумеете добиться успеха в своём деле, вы поймёте, насколько переменчивым является настроение окружающих. Те, кто раньше над вами насмехался, будут предлагать вам дружбу. Так почему бы прямо сейчас не забить на мнение окружающих? Какая разница кто что говорит? Вы ведь для себя знаете, зачем вы это делаете и к чему стремитесь.

Федотова Д.А., Шичанина Е.А.

Актуальные проблемы современного студенчества

Федотова Д.А., Шичанина Е.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России,

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Павлова Л.А.

Современное студенчество - это основной политический и экономический, интеллектуальный и инновационный потенциал общества. Это мобильная социальная группа, обладающая специфическими особенностями образа жизни и потребностей, ценностей и интересов.

Студенческие проблемы существовали всегда. Однако жизнь каждого нового поколения студентов протекает уже в иных реалиях и выявляет другие проблемы. Поэтому их исследование всегда будет актуально и необходимо.

Бытует мнение, что период обучения в вузе - самая беззаботная и веселая пора жизни. Но так ли это? Российские студенты в условиях экономического и социального кризиса испытывают достаточно серьёзные трудности при решении имеющихся проблем. Из них наиболее значимыми и актуальными являются следующие.

1. Проблема адаптации иногородних студентов. Оказавшись без родительской опеки, они тяжело и долго приспосабливаются к вузовским требованиям. Но легко и охотно идут на различные нарушения общепринятых норм и правил (дисциплины, сна, отдыха, питания, гигиены) и не всегда бывают самостоятельны и коммуникабельны.

2. Проблема необеспеченности жильем - самая острая студенческая проблема. Многие из студентов нуждаются в общежитии. Но вуз не всегда предоставляет такую возможность. Тогда им приходится снимать жилье, что требует дополнительных затрат.

3. Финансовая проблема. Маленький размер стипендии (1100-1500 руб.) не позволяет оптимистично оценивать материальное положение студентов. Они экономически зависимы от родителей и рассчитывают на их финансовую поддержку. А в случае отказа в помощи - пытаются совмещать учебу с работой, что негативно сказывается на успеваемости.

4. Проблема здоровья. Приспособление неокрепшего организма к новым социальным условиям сначала вызывает его мобилизацию, а затем постепенное физическое истощение. И как следствие - обострение хронических заболеваний или появление и развитие новых, которые мешают полноценной учебе и активной жизни .

И каждому из них надо научиться преодолевать сложности и успешно решать проблемы студенческой жизни, чтобы соответствовать гордому званию студента университета.

Литература

1. Павлова Л.А., Ермолаева Е.В. Здоровье и здоровый образ жизни российского студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Том 6. №1.

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Противоречивость социального статуса современного студента: социологическое измерение

Раскрывая социальный облик современного студенчества, необходимо учитывать глубокие изменения, происходящие в самом обществе: трансформацию его основных институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей.

Ключевые слова: современное студенчество, социальный статус, трансформация общества.

Е.А. Подольская

Как показывают эмпирические исследования, в последнее десятилетие проявилась установка выпускников вузов на успешную карьеру, на престижный статус и соответствующий уровень достатка. Молодые люди стали предпочитать «новые» профессии, характерные для модифицирующегося рынка труда, и все чаще стали отвергать рабочие профессии. Наиболее предпочитаемыми видами деятельности стали юриспруденция, экономика, финансы, применение иностранного языка, внешняя торговля, информатика.

Идеологические стандарты советского времени, предлагавшие престиж символических статусов, лишенных наполнения возможностями самореализации или материального вознаграждения, ушли в прошлое. Возобладал жесткий критерий для оценки притягательности того или иного варианта жизненного пути: конкретные будущие возможности, которые он может предоставить.

Достижение успеха стало мыслиться в основ -ном через получение высокой квалификации, преимущественно - высшего образования .

Усилилось социальное неравенство в студенческой среде. Чаще всего оно обусловлено социально-территориальными причинами. Сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ (исключение - педагогические вузы) и возрос - выпускников специализиро-

© Подольская Е.А., 2010

ванных классов, гимназий. Возросло неравенство в получении высшего образования в зависимости от места жительства. Сократилась доля студентов - жителей села. Их шансы поступить в институт оцениваются в 10-12 раз ниже: сказывается реальный разрыв в качестве довузовской подготовки и формирующийся на этой основе своеобразный «комплекс провинциальности» .

Усилился разрыв в шансах получить высшее образование для молодежи из разных типов поселения, что стало угрозой воспроизводству кадров молодых специалистов. И хотя студенты из малых и средних городов после окончания вуза чаще стали возвращаться в родные места, все-таки просматривается опасная перспектива: катастрофическая нехватка в городах и районах области высококвалифицированных кадров по многим специальностям. Это во многом обусловлено хроническим недофинансированием местных органов, которые по причине кризисного состояния многих градообразующих предприятий не обеспечивают молодых специалистов жильем. Наибольшие изменения в социальном статусе студенчества в последние два десятилетия связаны с семейным положением. Сократилось число студентов, состоящих в браке и имеющих детей. На эти перемены существенно повлияли изменения в половой морали молодежи и студенчества, что изменило отношение к добрачным, брачным и внебрачным сексуальным контактам.

Новые черты проявляются в образе жизни студентов, системе ценностей, социальном происхождении студенчества. Изменились взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих специальностей, отсутствие обязательного распределения и «отработок» после окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями.

На статус студента в силу расширения платных образовательных услуг, введения платного обучения существенно стал влиять уровень обеспеченности семей родителей студентов. Стало меняться отношение молодежи к богатству и бедности, возросло ощущение социальной несправедливости и неприятие резкого социального расслоения общества. В то же время стала сказываться и тенденция к обособлению элитных групп молодежи из высокообеспеченных семей, демонстрирующих свой достаток, богатство и бравирующих ими. Большинство же молодежи склонно приуменьшать свои материальные проблемы, пытается приукрасить свое материальное положение .

Наряду с экономическим положением родительских семей с начала 1990-х годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что по сути можно говорить об из-

менении образа жизни студентов, так как наряду с учебой они становятся второй основной деятельностью студенчества, причем если в начале 1990-х преобладали временные, случайные заработки, то уже к концу ХХ века все больше старшекурсников стали совмещать учебу с относительно постоянной работой. Первое место среди мотивов студенческих подработок заняла необходимость заработать себе на жизнь и получение высшего образования, на втором - забота студента о своем послевузовском трудоустройстве, осознанный вклад в свою трудовую и профессиональную карьеру. Здесь достаточно четко выделились по меньшей мере три аспекта: а) получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и совершенствоваться далее в этой сфере; б) получить некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в резюме и тем повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме; в) познакомиться во время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в этих работах и выбрать ту, которая более всего подходит на роль постоянной. Далее расположились: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; стремление заняться чем-то новым, отличным от постоянной и надоевшей учебы .

В условиях постоянных трансформаций возросла обеспокоенность студентов будущей безработицей (по крайней мере, по осваиваемой профессии). Сказался кризис традиционной системы распределения выпускников, которая выполняла важные социальнозащитные функции. Резко усилилась обеспокоенность распространенностью наркомании, культа силы, насилия в молодежной среде.

Выявление целевых установок респондентов (терминальные ценности) и их инструментальных ценностей в многочисленных опросах молодежи Украины, проведенных при участии автора с 1992 по 2009 год (п = 6 400), показало, что в ряду приоритетных жизненных ценностей студенты называли традиционные, связанные с работой и семейной жизнью: содержание работы, заработок, верные друзья, семья, удовлетворенность в интимной жизни. Наименее значимыми, по мнению студенчества, являются ориентации на успех и власть, возможность командовать людьми. Факторами достижения успеха 34,3% считают предприимчивость, 26,8 - связи, знакомства, 23,8 - образование, 9,1 - богатство, 4,6 - власть. Во многом разрушились многие идеологемы, политизированные иллюзии и стереотипы, в то же время сфера нравственности, ориентация на порядочность и искренность оказалась более устойчивой.

С начала 1990-х годов существенно уменьшилась заинтересованность научной работой, что объясняется снижением престижности

научно-исследовательской деятельности, проблемами с финансированием вузовской науки, интеллектуальным «истощением» научных школ в связи с нарастанием эмигрантских настроений среди известных представителей этих школ и реальной «утечкой мозгов», наконец, тяжелым экономическим положением высшей школы в целом. Однако уже в конце ХХ века интерес студентов к научно-исследовательской работе стал возрождаться. Самые высокие оценки студенты дают таким составляющим своей научной деятельности, как увлеченность, глубокий интерес к научным разработкам, стремление самостоятельно найти решение той или иной научной проблемы. Они достаточно высоко оценивают творческие контакты со своим научным руководителем. В то же время только 16,4% участвующих в научной работе отметили, что их интерес к определенной научной проблеме оказался устойчивым; 13,7% признались, что не имеют собственных задумок, проектов, исследовательских программ; столько же пожаловались на отсутствие творческих контактов со студентами-коллегами по научно-исследовательской работе.

С конца ХХ века наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомств с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) являются отражением в сознании студенчества противоречивой ситуации в экономике. В ней дух предприимчивости уживается с бюрократическим «рынком связей», от которого в значительной степени зависит достижение материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.

В ходе эмпирических исследований фиксируется преемственность «старых» ценностей и параллельная новая, устойчивая и активно реализующаяся тенденция. Предприимчивость, инновационность, образованность нередко уступает место «умению устанавливать связи с нужными людьми». Таким образом, в начале ХХ1 века происходит ценностная переориентация: на смену патерналистским и в какой-то мере инфантилистским настроениям («Я могу чего-то добиться в жизни только благодаря помощи извне») происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий («Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости»).

В установках респондентов все более серьезная роль стала отводиться образованию, которое оценивается как фундамент для будущей успешной жизни. Четче стала проявляться ориентации на достижение личного успеха. Если в 1970-е годы они были характерны для 10-15% студентов, то в 1990-е - для 60-70%. Истоки этого изменения - в нарастании индивидуалистических настроений и в

экстремальности жизненной ситуации в условиях системных социальных трансформаций .

Противоречиво изменялось ценностное восприятие студентами межпоколенческих отношений: возросло их стремление к самостоятельности, автономности, независимости, но в то же время повысилось и значение родительской семьи, усилилась зависимость от нее .

Материальные ценности (деньги, высокий заработок, материальный достаток, богатство) занимают ведущую позицию в структуре терминальных ценностей молодежи, соперничая с коммуникативными (верные друзья, хорошие отношения в семье) и трудовыми (интересная работа, дело по душе) ценностями. Эти ценности выступают в качестве приоритетных жизненных целей. Превалирование этих ценностей отражает утверждение в сознании молодежи нормальной «частной жизни». Приоритетность коммуникативных ценностей отражается возрастной спецификой, а хорошие отношения в родительской семье и создание своей собственной семьи одновременно выступают как реальные и прожективные проблемы.

Многие студенты соотносят успех в жизни с интересной работой, с делом по душе. Потребность молодежи в деньгах отражает не только их потребительские запросы (в модной одежде, в различных предметах досуговой деятельности). Это скорее всего является реакцией на экономический кризис, инфляцию, снижение уровня жизни. Все чаще молодым людям приходится делать выбор между выживанием и творческой самореализацией. Снижение престижа и низкая оплата высококвалифицированного труда сместили выбор не в направлении профессиональных ценностей, что подтверждается тенденцией к ослаблению ориентированности на профессиональное мастерство. Такой ценностный «расклад» вполне закономерен и неизбежен. Каждый четвертый студент оценивает свое материальное положение как «плохое», половине респондентов денежных средств хватало лишь на питание, 60% опрашиваемых в качестве одной из самых важных социальных и личных проблем отмечают материальные трудности .

В условиях возрастания в современном мире прагматизма, бездуховности и инфантилизма, социальной незрелости образование и предприимчивость все же занимают первые позиции на ценностной шкале, потеснив такие инструментальные ценности, как богатство и высокий заработок. Разброс студенческих ответов на вопрос «Что наиболее характерно для большинства Ваших сверстников?» велик и одновременно противоречив. В первой пятерке наиболее распространенных качеств их сверстников: юмор, жизнерадостность (отмечены каждым третьим); энергичность, предприимчивость, дело-

витость (отмечены каждым четвертым); бездуховность, отсутствие идеалов и стойких убеждений (отмечены каждым пятым); интерес к жизни, готовность воспринять новое (отмечены каждым пятым); грубость, хамство, агрессивность (отмечены каждым шестым).

Юношеский оптимизм, энергичность и деловая предприимчивость у молодежи нередко сопровождается отсутствием устойчивой мировоззренческой и нравственной позиции. Это скорее не вина, а беда молодого поколения начала ХХ1 века, на сознании которого отразился ценностный вакуум и нравственный нигилизм. Высокий рейтинг «рыночных» качеств (предприимчивость, деловитость, инновационность, умение переносить трудности, отсутствие страха, растерянности, непонимание происходящего) сочетаются с низкими оценками социально-коммуникативных качеств. Многие респонденты указывают на грубость, хамство, агрессивность, недоброжелательность в общении.

С конца ХХ века отношение к знаниям, умениям и навыкам приобрело несколько иную ценностную окраску: они теперь рассматриваются не как цели образования, а как необходимые средства. На рынке труда стали больше цениться знания. Каждый третий из группы представителей молодого поколения, ориентированных на получение высшего образования, руководствовался сугубо инструментальными мотивами (например, получение диплома, отсрочка от армии и т. д.). Этот вывод был подтвержден и результатами социологических исследований мотивации получения высшего образования. Было установлено, что практически четверть опрошенной молодежи (19,7%) училась, чтобы приобрести профессию. Полученные ответы на один из ключевых вопросов анкеты, который звучал: «Что побуждает Вас учиться?», могут быть представлены в виде следующего рейтинга популярности: стремление закончить учебное заведение (28,6%); желание освоить профессию (24,4%); интерес к учебе (17,8%); влияние родителей и родственников (9,1%); интерес к научным проблемам в области выбранной профессии (7,8%); желание проверить свои силы и возможности (7,4%); пример друзей (5,7%); высокий престиж и традиции учебного заведения (5,4%); высокий престиж выбранной профессии в обществе (4,3%).

Результаты социологического исследования, проведенного Лабораторией проблем высшей школы Института высшего образования АПН Украины и Народной украинской академии в 2001 году, показали, что наиболее значимыми для молодых людей являются ценности, связанные с собственным здоровьем и здоровьем своих близких (63,4%); наличием хороших и верных друзей (37,6%); счастливой семейной жизнью (36,6%). На периферии ценностного сознания остаются ценности, связанные с активной жизнью (15,4%), свободой

(13,6%). Наименее значимыми в жизни старшеклассников оказались развлечения (как значимую ценность их отметили только 3,2% респондентов) .

В конце ХХ века четко отразился переход от ценностных ориентаций коллективистского содержания (по модели «сильные помогают слабым») к индивидуалистским, по типу западного содружества («побеждает более сильный»). Подавляющее большинство опрошенных отбрасывают такие ценности-средства, как «нетерпимость к недостаткам в себе и других», «высокие запросы (домогательство)», «рационализм», «чуткость» .

Как свидетельствуют эмпирические данные, возросла ответственность студентов перед собой, перед коллективом, перед семьей, что характеризует субъектность личности, ее гражданскую активность. Это можно отнести к позитивным сдвигам в ценностных ориентациях современной молодежи, поскольку по результатам опроса в начале 1990-х эта ценность занимала 5-ю и 7-ю позиции .

Рейтинг выбранных респондентами утверждений, полученных при ответе на вопрос «Что сегодня наиболее важно для достижения успеха в жизни?», выглядит следующим образом: целеустремленность; хорошее образование; богатые родители, связи; способности; везение; интересная работа. Следовательно, опрошенная молодежь считает наличие хорошего образования одним из основных компонентов успеха в жизни.

Современные студенты пытаются приобрести необходимый опыт жизни в условиях рынка, совмещать работу с учебой. Стереотип о безусловной ценности высшего образования в целом не поколеблен, хотя все четче приходит осознание, что вузовское образование слабо готовит к сложностям экономической жизни.

Рост престижности высшего образования (падение его произошло в начале 1990-х годов, подъем - с 1995 г.) привел к его «омассов-лению», более 70% родителей считают необходимым дать свои детям высшее образование, а более 60% были уверены в том, что уровень образования определяет начальную ступень карьеры. В то же время «массовизация» образования привела к нарастанию на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находит спроса. В стремлении получить прибыль вузы увеличивают набор на престижные специальности и выбрасывают на рынок некачественный продукт.

Практически стала исчезать терминальная функция образования, связанная с получением знаний. В целом молодежь стала более прагматичной в своем стремлении использовать профессиональное образование как способ достижения жизненных целей. Возросла мотивация образования, связанная с его инструментальными функ-

циями: работа, успех, карьера. Увеличилось количество тех, кто старается избежать службы в армии (38,8% молодежи). Выросла с 2 до 10% доля молодежи, для которой период студенчества является беззаботным времяпрепровождением .

Студенты все больше стали осознавать, что основными слагаемыми успеха являются уверенность в себе, хорошее образование, связи и профессионализм. Именно они обеспечивают конкурентоспособность и материальный достаток. Немаловажную роль при этом играют деньги, стартовый капитал и такие личные качества, как хитрость и расчетливость. Прагматизм молодежи объясняется влиянием жесткой и все более глобализирующейся среды, а также открытостью сознания молодежи. Ориентацию на иммиграционные модели демонстрируют около 28% студентов. Причем чем провинциальнее учебное заведение, выше безработица и конкуренция на рынке труда, тем активнее стремление молодежи уехать из своего региона.

Характерной чертой студенчества рубежа веков является стремление к свободе и независимости. Интернальность, или готовность самому делать свою судьбу, не надеясь на государство, - новая черта, присущая каждому второму представителю поколения реформ .

О включенности в рыночную экономику свидетельствует позитивное отношение молодежи к бизнесу. Студенты уже не просто воспринимают ценность рыночной экономики, а начали строить поведенческие модели сообразно этому миру: бизнес для них - один из путей к благополучию и успеху. Три четверти молодых хотят организовать свое дело. Каждый второй уважает тех, кто «сколотил состояние». Около трети считают, что «нет честных и нечестных способов делать деньги» Каждый пятый хотел бы получить деньги «на халяву» и сразу, 42%, в случае выигрыша миллиона, хотели бы вложить его в собственный бизнес. Только 15% считают бизнес обманом, жестокостью и эксплуатацией .

Бизнес молодежь воспринимает как работу на себя и свою семью, как упорство и настойчивость в достижении цели (70%). При этом каждый третий считает, что богатство - это свобода тратить деньги, и ради этой цели они готовы были пойти на многое: терпеть бытовые неудобства (52,4%), оторваться от родителей (45,5%), работать без выходных (46,0%), участвовать в конкурентной борьбе (41,3%), работать без трудовой книжки и социального пакета (28,4%), лгать (27,1%), вступить в брак по расчету (16,2%), работать за небольшие деньги (18,5%), пожертвовать принципами (14,5%), терпеть лишения и психологический дискомфорт (11,5%), нарушить закон (9,6%).

Возрастная когорта, рожденная в годы перестройки, оказалась более подверженной воздействиям Запада, впитала в себя его пот-

ребительские стандарты и как должное воспринимает криминализацию общества. Для них все в большей степени характерен тип поведения, ориентируемый на развлечения, неформальное общение и потребление поп-культуры. Воспринимая рыночную экономику прежде всего как «криминал», они принимают ее как данность, подстраивая под социальную практику экономические модели поведения .

В целом современные молодые люди представляют собой коммуникабельных, целеустремленных, деловых людей, творческих и конкурентоспособных индивидуалистов. Они оценивают свое поколение как интеллектуалов. В то же время стала подниматься значимость такой характеристики, как интеллигентность (к 2009 году она составила около 30%, а в начале 1990-х не поднималась выше 8%). Появилось стремление к участию в «тусовках», усилилась тяга к экстриму (30,8% отметили данную черту как присущую их сверстникам). В целом же это «поколение реформ». Они независимые и целеустремленные индивидуалисты, приверженцы коммуникативной свободы, своеобразные «романтики» потребления. Это раскрепощенные, самоуверенные и амбициозные молодые люди .

Почти каждый седьмой респондент заявил об отсутствии у себя какого-либо социального идеала. Это свидетельствует о тенденции деполитизации сознания большинства молодежи. В то же время около 20% готовы пожертвовать своими личными интересами для осуществления социального идеала. В целом число «безыдейных» значительно превосходит количество «эгоистов», не готовых жертвовать на благо общества. Напрашивается вывод об определенном противоречии между пессимизмом в оценке будущего и социальной пассивностью. Все-таки желание изменить перспективу остается у молодежи самодовлеющим .

Понизилась готовность к «жертвенности», что объясняется установкой на либеральный тип общества, для которого характерно доминирование личных ценностей над общественными. Так или иначе, самопожертвование как ценность традиционного общества для молодежи уже не типична. Для достижения своего социального идеала студенты готовы жертвовать свободным временем, развлечениями, карьерным ростом. В разряд самых значимых, терминальных попали ценности, связанные с внутренним миром человека: дружеские связи и счастливая семейная жизнь. Ценности же материального характера, при всех трудностях нашего времени, занимают в сознании учащейся молодежи промежуточное, среднее положение .

К концу ХХ века наиболее очевидным изменением стал переход от единого целостного мировоззренческого идеала к плюрализму идеологических ценностей. Модель будущего у молодежи огра-

ничена рамками приватной жизни. Они проявляют недостаточную политическую активность, что затрудняет установление демократических норм. Уменьшается доля молодых людей, способных взять на себя ответственность за решения и политические риски и готовых активно участвовать в определении перспектив развития - и своего собственного, и социального окружения.

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике стало ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность молодежи приобрела «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю. Выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, поэтому многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму.

Основной формой интереса молодежи к политике стала информационная. Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам, хотя снизился престиж в глазах студентов демократических партий и движений. Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» обусловили широкую поддержку студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения.

Анализ динамики жизненных ценностей вузовской молодежи выявил противоречивый процесс - снижение возможностей реализации материальных потребностей у одной части поколения выпускников, трудоустраивающейся в профессиональной сфере, и формирование новых, более развитых потребительских образцов у другой части, ради достижения которых она намерена закрепляться (социально и профессионально) вне связи с полученной в вузе специальностью. Если раньше факт закрепления молодых специалистов на рабочих местах вне связи с полученной профессиональной подготовкой трактовался однозначно негативно, как процесс депрофессионализации, то сегодня возможность выбора путей самоопределения, гибкость жизненных планов, стремление обеспечить материальные условия для своей семьи путем трудоустройства в удобной для этого сфере создают ту новую ситуацию, которая влияет на динамику ценностей образования, профессии, труда .

Современное студенчество остается одной из самых развитых социокультурных групп, по структуре досуговых интересов приближающихся к образу жизни социально-профессиональных отрядов интеллигенции. Студенты города были более толерантны к тем формам девиантного поведения, которые распространены в студенческой среде: пьянству, свободной сексуальной жизни, проституции, мистициз-

му. Максимальное неприятие вызывают у них те формы девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Значительная часть жизни студентов проходит в академических группах. Более трети респондентов выделили значимость для себя общения с сокурсниками. Последний опрос показал, что активно пропагандируемый сегодня индивидуализм как проявление индивидуальности, творческого потенциала в студенческом сознании нередко воспринимается как принцип абсолютной независимости от студенческого коллектива. Резко сократилась значимость общественных дел - она уменьшилась в три-пять раз в различных вузах. По сравнению с 1980 годом значительно снизилась требовательность к оценке негативного поведения коллег по группе. Почти каждый пятый студент (19%) в той или иной степени был не удовлетворен уровнем взаимоотношений в своей учебной группе. Один из семи (14,5%) был безразличен к тому, что в ней происходило. Полученные данные свидетельствуют о напряженности в межличностных отношениях, о латентности происходящих конфликтов. Среди причин возникающих конфликтов в студенческой среде чаще всего назывались те, которые зависят от личностных качеств самих студентов - равнодушие, бестактность, неумение регулировать возникающие противоречия. По мнению 12% опрошенных студентов, причиной конфликтов было несовершенство организации учебного процесса, десятая часть были «обижены» преподавателями, пятая часть студентов (21%) источники напряженности в их учебных группах видели в конкуренции, зависти.

Если к концу 1990-х годов наиболее значимыми считались такие качества, как энергичность, трудоспособность, решительность, предприимчивость, организаторские способности, то более низкую позицию, чем в прежние десятилетия, занимали такие характеристики, как способность быть лидером, вести за собой других людей. На последние ранговые места опустились такие качества, как готовность жертвовать своим благополучием ради гражданского долга, непритязательность, скромность, умеренность в потребностях и запросах, а также готовность бороться с отрицательными явлениями в жизни нашего общества. С середины 1990-х годов большая часть студентов стала считать, что их будущая профессиональная деятельность не будет требовать от них ни гражданских доблестей, ни проявления пуританских качеств .

Девальвация в студенческом сознании гражданских качеств специалиста, чувства долга и ответственности, сопричастности к социально-политическим процессам, происходящим в обществе, является результатом того, что формирование жизненных ориентиров

будущего специалиста происходит уже в условиях постсоветской Украины. Нынешнее поколение студентов в своей значительной части восприняли многие негативные стороны жизни, порожденные примитивной интерпретацией сути рыночных отношений, непоследовательностью в проведении реформ, дегуманизацией процесса перехода к новой социально-экономической системе, недооценкой роли духовно-нравственных основ общественных преобразований общества.

В результате глубоких социальных трансформаций к концу ХХ века изменилась политическая активность и гражданская идентификация студентов. Наиболее очевидным изменением стал переход от единого целостного мировоззренческого идеала к плюрализму идеологических ценностей. Под влиянием глобализации четко отразился переход от ценностных ориентаций коллективистского содержания к индивидуалистским. Модель будущего у молодежи конца 1990-х оказалась ограниченной, в основном, рамками приватной жизни.

При сопоставлении отрицательных и положительных черт современного студенчества получается парадокс: ему одновременно присущи интеллектуальность и бездуховность, альтруизм и эгоизм, целеустремленность и разгильдяйство, гуманизм и агрессивность, предприимчивость и апатичность, стремление к знаниям и жажда богатства. Такая противоречивость подводит к нелепости идеи построить один-единственный социальный портрет.

Происшедшая в Украине в конце XX века смена экономической и политической систем, кардинальные изменения духовной жизни общества не только повлияли на трансформацию социокультурной роли высшей школы, но и оказали воздействие на систему высшего образования, отразились на содержании учебного процесса и научных исследований, на организации взаимодействия научно-педагогических и студенческих коллективов, во многом изменили способы и формы жизнедеятельности студенчества. В конце ХХ века украинский рынок образовательных услуг стал характеризоваться двумя основными тенденциями: наличием избыточного образования и невысоким уровнем подготовки специалистов. Происходит деформация отдельных сторон образовательного процесса, но главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетенции. Именно эти тенденции определяют жизненные стратегии и модели поведения современного студенчества.

Литература

1. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. С. 56-63.

2. Волкогонова О. Идеалы современной вузовской молодежи / О. Волкогонова, Е. Панина // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 105-118.

3. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза / В.И. Герчиков // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.

4. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. М.: ЦСП, 2008. 552 с.

5. Курс лекций по социологии образования / под общ. ред. В.И. Астаховой. Харьков: Изд-во НУА, 2009.

6. Лисаускене М. Новое поколение российского студенчества / М. Ли-саускене // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 41-47.

7. Мачуліна І.І. Вища освіта як чинник формування культури особистості : Зб. наук. праць. / 1.1. Мачуліна // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Харків: Вид. центр ХНУ ім. Каразіна, 2005. С. 610-614.

8. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности / Е.А. Подольская. Харьков: Основа, 1991. 167 с.

9. Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода / Л.Г. Сокурянская. Харьков: Харьков. нац. ун-т им. В.Н. Каразина, 2006. 576 с.

Общие характеристики

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

Наше исследование было посвящено выявлению наиболее типичных для современного студенчества проблем. В качестве основного метода исследования использовался анкетный опрос, которым были охвачены 3438 студентов, представителей 13 вузов Республики Беларусь. Результаты опроса свидетельствуют, что среди проблем, возникающих в жизни студентов, доминирует недостаточная материальная обеспеченность. На нее ссылается 5-42% от общего числа всех опрошенных.

Традиционно материальное обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и помощи со стороны родителей либо других близких родственников. В последние годы к этим источникам в качестве достаточно существенного добавляется и фактор дополнительных заработков самих студентов.

Анализ ответов студентов об использовании дополнительных заработков в свободное время показал, что к ним обращается примерно четверть от всех опрошенных. Причем основными формами дополнительной работы студентов являются те, которые предлагают всевозможные рыночные структуры: от сферы обслуживания (4,2%) и коммерческой торговли (7,5%) до перепродажи валюты и вещей (3,5%). Доля строительных отрядов и организация вспомогательной работы в вузе незначительна (соответственно 2,2% и 2,5%). Лишь 0,3% от общего массива участвует в вузовских хоздоговорных исследованиях.

Отсюда следуют серьезные выводы о роли наших официальных вузовских структур, государственной службы занятости, Госкомитета по делам молодежи в решении вопросов вторичной занятости студентов. Учитывая переживаемые государством экономические трудности, ожидать в скором времени заметного увеличения размеров стипендий либо существенной помощи со стороны родителей не приходится. Поэтому усилия государственных и молодежных структур должны быть направлены на расширение возможностей вторичной занятости для подавляющего большинства студентов.

Второе место, согласно мнению студентов, занимает проблема большой загруженности учебными занятиями. При этом, если в случае с недостаточной материальной обеспеченностью различие в весомости этого фактора между вузами невелико, то по второму фактору они существенно разнятся в зависимости от профиля профессиональной подготовки студентов.

Судя по полученным результатам, наиболее загружены, а точнее сказать, перегружены учебными занятиями студенты медицинских (ГГМИ - 80,0%) и технических вузов (БАТУ - 75%; БГПИ - 70,8%). Среди вузов с наименьшим числом студентов, указывающих на высокую загруженность учебными занятиями - БГУК (20,9%), БГЭУ (31,9%), а также негосударственные вузы: Институт современных знаний (24,2%) и Гуманитарно-экономический институт (33,8%). По остальным вузам на высокую загруженность ссылается примерно половина от общего числа опрошенных студентов.

Очевиден факт необходимости реформирования процесса обучения в высшей школе, в том числе путем сокращения числа обязательных учебных занятий с целью предоставления студентам большего времени для самостоятельной работы с учебной и научной литературой, участия в научных исследованиях.

На третье место среди возникающих проблем студенты поставили отсутствие необходимых условий для самостоятельной работы (26,8%). Это означает, что простое сокращение обязательных аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не принесет мгновенного положительного результата. Для решения данной проблемы требуется наличие в вузе соответствующей учебно-методической базы, обеспечение регулярной помощи и консультаций со стороны преподавателей.

Как свидетельствуют результаты исследования, четвертая часть опрошенных нами студентов ощущают неудовлетворенность материально-бытовыми условиями жизнедеятельности. Еще больше не удовлетворены они условиями для отдыха и полноценного проведения досуга - 37,1%. 18,1% от общего числа опрошенных указали на неудовлетворительные условия для занятий физкультурой и спортом. Такая ситуация ни в коей мере не может способствовать созданию и укреплению здорового образа жизни студентов. Не случайно 13,4% студентов, участвовавших в опросе ссылаются на слабое здоровье, а также существенные психологические пергрузки, которые им приходится переносить в период учебы в вузе.

Наличие психологического дискомфорта в студенческой среде подтверждают и результаты ответа на вопрос о необходимости создания в вузах службы социально-психологической помощи. Первое, что следует отметить, это достаточно ярко выраженная со стороны студентов потребность в такого рода службе .

Функции социально-психологической службы в вузе

В какой помощи со стороны социально-психологической службы нуждаются студенты? Наибольший процент от общего числа опрошенных указали на причины личностного и эмоционального плана. Это помощь в изучении своих способностей, особенностей характера и поведения (36,9%), консультации по снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок (32,3%), получение консультаций в сфере личной жизни (дружба, любовь, создание семьи, семейные взаимоотношения (30,8%), а также приобретение навыков общения (22,9%). Не обнаружено значимых расхождений в ответах по курсам и полу, кроме потребности в получении консультаций по снятию стрессовых состояний, психологических перегрузок (юноши - 21,4%, девушки - 42,0%).

Отдельным блоком представлена необходимость получения помощи в разрешении конфликтных ситуаций с однокурсниками (5,4%), товарищами по общежитию (6,7%), преподавателями и администрацией вуза (13,9%). Вызывает беспокойство достаточно высокая доля конфликтов, имеющих место, согласно мнению студентов, между ними и педагогическим составом, а также администрацией вуза. Проблема эмоционально-психологического состояния студенчества представляется исключительно актуальной и должна стать предметом специального научного изучения. Требуется разработка практических методов ее решения в системе высшей школы .

Эффективность института кураторов и воспитателей

Несмотря на ряд позитивных тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Так, 14,5% от числа опрошенных указали на недостаточное внимание к себе со стороны преподавателей, кураторов, воспитателей. Это обусловливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли куратора; отсутствием должной психолого-педагогической подготовки кураторов и воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы.

Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы. Это подтверждается не только результатами данного опроса, где 20,3% студентов к числу существенных проблем студенческой жизни отнесли «неорганизованность, разобщенность моей студенческой группы», но и проведенными нами с помощью социометрических методов исследованиями уровня развитости взаимоотношений в академических группах вуза. Полученные результаты свидетельствуют о существенном падении роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастание тенденций индивидуализма. Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза.

К числу проблем, возникающих в студенческие годы, относятся и забота о собственной семье (10,1%). Создание семьи, налаживание семейного быта, рождение ребенка и уход за ним в сочетании, как правило, с завершающим этапом обучения требует не только существенных душевных, физических и материальных затрат, но и должного уровня готовности к обеспечению сложнейшей социальной роли семьянина. Каково отношение студентов к браку и созданию семьи в студенческий период? Анализ результатов нашего исследования показал, что отрицательное отношение к браку выразили лишь 12,3% от всех опрошенных. При общей положительной установке на брак, 58,4% респондента считают его возможным при условии материальной обеспеченности. 11,1% от опрошенных допускают брак при вынужденных обстоятельствах и примерно столько же (11,8%) относятся к идее брака положительно не зависимо от любых обстоятельств .

1.1 Студенческая молодежь в современной России: тенденции и перспективы

В начале XXI века Россия вступила в состояние затянувшегося реформирования. Можно говорить об отсутствии заметных позитивных перемен в социально-экономической сфере, что во многом связано с разнонаправленными интересами различных общественных групп (в результате усложнения социальной структуры). Для согласования интересов и возможностей государственной политики, необходимо глубокое изучение как стратификационных процессов, так и конкретно всех групп общества как социальных субъектов. В их числе молодежь и, в частности, студенческая молодежь.

В процессе общественно-исторического развития молодежь рассматривалась как преемница социального опыта. С одной стороны, молодежь - носитель тенденций, порожденных неприятием ключевых ценностей существующего общества. С другой стороны, она - не обременена ошибками прошлого опыта, способна к инновациям, социальному переустройству мира. Студенческая молодежь с её энергией и интеллектуальным потенциалом - это социальный и стратегический ресурс, фактор национального развития страны. Студенчество, как социальная общность, является наиболее образованной, профессионально ориентированной частью молодежи.

Однако, несмотря на последовательное изучение молодежи как самостоятельной социально-демографической группы, в России, по мнению многих исследователей, не сложилась эффективная государственная политика .

В числе негативных последствий этого можно выделить ряд тенденций.

ѕ Во-первых, сокращение молодежи в общем составе населения, что ведет к старению общества и, следовательно, сужение созидательного потенциала.

ѕ Во-вторых, ухудшение физического и нравственного состояния здоровья детей и молодых людей. По данным Госкомстата, в среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения .

ѕ В-третьих, расширение процесса маргинализации и криминализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. Не случайно более 50% преступлений совершается молодежью .

ѕ В-четвертых, сужение участия молодых людей в сфере экономики. По данным Госкомстата, около 40% безработных составляет молодое население .

По данным Госкомстата РФ, 23,2% российского населения составляет молодое поколение в возрасте от 15 до 29 лет . В их числе - студенческая молодежь, специфическая профессионально-ориентированная социальная группа, обладающая значительным инновационным потенциалом. Российская Федерация располагает развитой сетью высших учебных заведений (более 1000), в которых обучается более 5,9 миллионов студентов. В последнее десятилетие происходит стремительное нарастание этого контингента в среднем на 10-16% .

Однако в современных условиях состояние этой социальной группы не позволяет говорить о полной реализации ее социального потенциала, особенно в сфере труда. Кардинальное реформирование экономической сферы без должного учета социально-психологических, культурных, идеологических и других субъективных факторов создало предпосылки социальной напряженности. Смена идеологии и системы ценностей влекут за собой отсутствие четких правовых и моральных критериев социального поведения. Идет процесс переоценки ценностей -- меняются ценностные представления людей, формируются новые жизненные ориентации. Об этом сейчас говорят многие исследователи, занимающиеся изучением ценностных ориентаций студенческой молодежи .

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. С одной стороны, рыночная экономика значительно расширила границы приложения сил и способностей студенческой молодежи в сфере труда, а с другой, в связи с ослаблением роли государства в экономике, ценностно-этической основы труда, выбор сферы деятельности этой группы населения зачастую не соответствует получаемой специальности, выходит за рамки правовых норм .

Растет разочарование молодежи в социальной востребованности выбираемых ими профессий, в сознании молодых людей складывается устойчивый стереотип о неспособности государства обеспечить им социальную поддержку . Изменение форм собственности и способов управления ею, разрыв целостного прежде экономического пространства страны, разрушение системы обязательного трудоустройства породили безработицу и снижение уровня жизни всего населения, в том числе и молодых людей . Государственное финансирование, не позволяющее в полном объеме обеспечить гарантированную Конституцией доступность образования для всех граждан страны, порождает своеобразную "селекцию" молодежи по социальному происхождению .

Все это в совокупности замедляет процесс социализации молодого поколения, проявляясь, в частности, в девальвации ценностных ориентации, росте отклоняющегося поведения: "Социальные последствия трансформационных процессов, происходящих в нашем обществе, для молодежной среды многообразны. Это трудности социализации, низкие стартовые возможности вхождения в рыночные отношения, проблемы адаптации к возросшей поляризации социальной структуры. Они ведут к снижению качества здоровья студенческой молодежи, ухудшения ее социального самочувствия, росту девиаций" .

Быстрые темпы экономических перемен, при отставании процесса трансформации экономического сознания и формирования адекватных моделей экономического поведения, обозначили проблему адаптации студенческой молодежи к новым экономическим условиям, которая быстро перешла в разряд остросоциальных. Молодые люди самостоятельно ищут способы выхода из создавшейся ситуации. В российском обществе складывается устойчивая тенденция стихийной самоадаптации молодежи к современным реалиям .

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью глубокого теоретического и эмпирического осмысления современного состояния молодежи, как особой социально-демографической группы, оказывающей серьезное влияние на социальное развитие; во-вторых, социальной востребованностью комплексного знания об уровне проблемности жизни студенческой молодежи; в-третьих, необходимостью выработки рекомендаций по решению проблем студенческой молодежи.

Проблемы студенческой молодежи изучаются в рамках социологии молодежи, поэтому было бы целесообразно обратиться к этой области знания, с целью ознакомления и изучения степени изученности данного вопроса.

Актуальные тенденции развития отечественных молодежных организаций

Чтобы глубже понять сущность современных тенденций, проводится анализ исторического развития российского молодежного движения. В результате определяются отличия разных периодов с точки зрения объективных условий...

Антиглобализм как социальное движение современного мира

Проведенные исследования показали, что в мире насчитывается более 500 антиглобалистских организаций различного направления. Несмотря на то...

Государственная политика занятости и проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой

2010 год уже воспринимается на рынке как «посткризисный». Хотелось бы отдельно рассмотреть тенденции развития рынка труда, и сравнить показатели предыдущих лет на рынке труда. Численность экономически активного населения в марте 2010г. составила...

Молодежь как объект социальной защиты

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости: - психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity»...

Перспективы демографического развития России

Пол, брак, семья

«Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между ее членами». Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Екатеринбург, 2006. С. 25. Это целая семейная система...

Политические ориентации студенческой молодёжи БГУ

Молодежь, как социально-демографическая группа населения, в социальной структуре общества выделяется на различных стадиях его развития. Обязательным условием для этого является достаточный уровень экономических возможностей общества...

Проблемы студенческой молодежи на современном этапе

Интерес к молодежным проблемам впервые в российской социологии возник на рубеже XIX-XX веков. Однако особенно наглядно он проявился в 1920-1980-е, когда предметом исследований стали проблемы быта и материального положения студенчества (А...

Развитие института родительства в России

Рассмотрим основные тенденции развития института родительства в конце ХХ? начале ХХI века. С начала 1990-х гг. в России наблюдалось резкое снижение рождаемости, показатели смертности, особенно мужской, высоки в России...

Реализация государственной молодежной политики на территории Краснодарского края

Анализ современной ситуации невозможен без учета исторического аспекта, который оказал на нее основополагающее влияние. Современная молодежь, особенно 20-30 лет была рождена либо росла в период глубокого политического и экономического кризиса...

Семья, как социальный институт

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья. Происходит значительное переплетение функции семьи и общества...

Социальная помощь молодой семье в условиях экономического кризиса

С конца 1980-х годов в России происходят значительные перемены в процессе формирования семьи, в первую очередь, затрагивающие молодое поколение. Рассмотрим основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в современной России...

Социальный гедонизм

Современной молодежи сегодняшняя жизнь в России нравится гораздо больше, чем их предшественникам. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого и меньше половины (45%) старшего поколения...

Электронные библиотеки как элемент информационного общества

Говоря об аудитории электронных библиотек, следует отметить, что большинство исследователей склонны делать выводы о том, что на сегодняшний день, наиболее активными пользователями электронных библиотек вузов являются преподаватели...