Ребенок на уроке физкультуры. На старт, внимание, смерть! Почему дети гибнут на уроках физкультуры

Мне трудно сказать, правдива ли эта статистика – 211 умерших за год детей на уроках физкультуры. Странно, что только сейчас вдруг эта тема возникла. Чтобы понять, как относиться к этой цифре, надо знать, во-первых, какое количество детей погибло на уроках в прошлом году, какова динамика. Во-вторых, надо соотнести эти цифры с чем-нибудь другим – допустим, с тем, сколько детей погибает на улице. Ни у меня, ни у моих знакомых учителей никогда на уроках не было смертельных случаев, хотя случаи травматизма у всех у нас бывают.

Причина роста травматизма – в том, что общий уровень здоровья ухудшается, это ни для кого не секрет, и постепенно детей с ослабленным здоровьем будет становиться все больше и больше.

И смертность из-за некомпетентности учителей, которые не готовы к массовому ухудшению здоровья, тоже будет увеличиваться. Учителя старой школы подготовлены в основном по профилактике травмы; когда их учили, еще не было такого количества проблем со здоровьем детей, поэтому их слабо готовили по части реанимации.

2. Учитель диктует, что делать, а ребенок к этому не готов

Сегодня многие дети не любят физкультуру, но раньше такого не было. В моем детстве, в 50-60-е годы, все бегали, прыгали через скакалки, играли с удовольствием в волейбол, пионербол, это было постоянным фоном нашего детства. Сейчас этого нет. Но у ребенка есть потребность в движении, и она должна удовлетворяться в культурной форме.

Опасность на уроке физкультуры для неподготовленного ребенка может представлять все. Допустим, у ребенка плохо с пространственной ориентировкой, он не может учитывать движущиеся объекты вокруг себя и интуитивно рассчитывать свои силы – столкнулись, ударились головой – сотрясение мозга. Могут и руки-ноги ломать, могут и более серьезные травмы быть.

Опасность может представлять ситуация, когда учитель из лучших побуждений дает детям повышенную нагрузку, потому что хочет повысить их уровень подготовленности, а ребята к этому не готовы.

Чтобы для детей это все не представляло опасности, мы должны с детского сада воспитывать у них потребность в движении. Чтобы они сами хотели прыгать, бегать и знать, как удовлетворить эту потребность.

Но если у нас на уроках учитель диктует, что делать, и нет простора для инициативы ребенка, что будет? Ребенок сможет двигаться только под диктовку. У нас в школе четверть обязательно начинается со свободного урока: дети играют, занимаются, чем хотят, учителя им помогают в этом, и в этой тестирующей ситуации сразу видят, с какими запросами и возможностями пришли дети.

В конце четверти – снова свободный урок: мы смотрим, что из того, чем занимались в течение четверти, дети освоили и начали делать сами по себе. Мы общаемся с тьюторами, они нам рассказывают, в какие игры дети играют на улице, чем они занимаются.

3. Дети перестали держать себя в руках

Учитель должен отслеживать нагрузку для тех детей, которым показана другая медицинская группа. Их количество растет, ему приходится следить за группами с разными показаниями, урок физкультуры преображается.

Способность детей удерживать себя в рамках на уроке тоже ухудшается. Если бы у детей была хорошая дисциплина и если бы можно было сказать: ты делаешь то, ты – это, и они бы занимались тем, что сказал учитель! А так – не очень понятно, как в такой ситуации одному педагогу выстроить индивидуальную траекторию в рамках одного урока.

Например, мы в нашей школе не освобождаем детей от физических нагрузок. Если ребенок пришел в школу после болезни, значит, он не может бегать, но может ходить, и если все пробегают, допустим 4-5 кругов, то этот ребенок проходит в том темпе, в котором ему комфортно, сколько может. Но если ребенок не соблюдает дисциплину, то он может и побежать, и это проблема. Получается, учителю нужно останавливать его, следить за ним, за другим, за третьим…

Может, по мере нарастания двух этих проблем встанет вопрос о том, что урок должны вести, например, два учителя или что детей надо делить не на мальчиков и девочек, а по группам здоровья.

Если у ребенка и сердечная болезнь, и гиперактивность – это большая проблема, потому что у него есть высокая потребность в движении, но для него это опасно. Но если у такого ребенка хороший самоконтроль и есть контакт с учителем, то мы с ним договариваемся, что он все делает без нагрузок. Весь класс бросает мячик в кольцо – и он бросает, класс отжимается – он не отжимается, класс бегает – он ходит, класс кувыркается 10 раз – он 1-2 раза по самочувствию. Когда дисциплина в классе хорошая, это не проблема.

У нас в школе есть две универсальных темы, которые показаны всем, в том числе детям с освобождением: это упражнения на жонглирование и баланс. Жонглирование – это координация с нагрузкой мозговой структуры, оно повышает интеллектуальные способности, а баланс – это работа на уравновешенность. Эти упражнения у нас отработаны, и когда приходит ребенок с освобождением, мы их ему даем.

Еще одна причина травматизма и трагических случаев – нарушение контакта с педагогом. Он, допустим, вынужден зарабатывать, вести много часов и поэтому теряет контроль над ситуацией. Он устает – и это тоже может способствовать и повышению травматизма, и ухудшению ситуации с детьми, нуждающимися в особом контроле.

Однажды я проводил открытый урок на физкультурном комплексе, на «лазилках». Проводил его очень интенсивно, потому что хотел показать все возможности этого пространства нашему иностранному гостю. Все прошло замечательно, дети уже выходили из зала, и один увлеченный мальчик спросил: «Сергей Владимирович, можно я пройду по ребристой доске?» – у нас была такая доска на возвышении между двумя стремянками.

Я сказал: «Можно», потому что они до этого выделывали такие сложные вещи, почему бы и не пройти перед выходом. Поскольку урок закончен, я уже расслабился полностью, этот ребенок пошел, упал и ударился промежностью об эту доску.

То, в каком состоянии находится учитель, всегда невидимым образом влияет на то, как проходит урок, насколько он эффективен, а, в случае с физкультурой, и на травматизм детей. В случае с ребенком, ударившимся на моем уроке, я ослабил внимание, поэтому так произошло. Когда я внимателен и собран, своим состоянием я наоборот помогаю детям.

5. Учителя физкультуры приходят из спорта

Нормативы на уроках физкультуры разрабатываются институтами, которые, видимо, исходят из среднего уровня детей. Для тех, кто занимается в спортивных секциях, эти показатели не проблема. А если ребенок все время сидит за компьютером, то ему даже средние нормативы не сдать.

Надо заниматься два-три раза в неделю по полтора часа общей физической подготовкой, которая у нас почему-то не пользуется популярностью. А нужен бег, отжимания, подтягивания, упражнения на пресс и спину. У детей не должны расцепляться руки на кольцах, они должны удерживать себя в каком-то положении, иметь крепкие ноги и спину, которая позволит им держать баланс.

И задача учителя физкультуры – не в том, чтобы дать им задание бегать. Важно, чтобы им понравилась общая физическая подготовка и захотелось больше отжиматься, подтягиваться, бегать.

И это самая большая трудность, потому что очень многие учителя физкультуры приходят в школу из спорта, а спорт - это селекционный подход: справился – проходишь на следующий уровень и там тренируешься, опять справился – на уровень еще выше. А в школе основной задачей должна быть мотивация ребенка.

А мотивация начинается с базового доверия. Может ли учитель устанавливать доверие с учениками? Есть ли у него такие способности? Понимает ли он этот механизм, знает ли, как доверие возникает и как пропадает? Или это учителя вообще не интересует, он замучен нагрузкой и считает, что дети обязаны у него на уроке что-то делать?

Разрывы между нормативами и реальными способностями детей возникают еще и потому, что у детских садов одни задачи, у начальных школ – другие, у средних – третьи, у старших – четвертые, у института – пятые.

6. Физические ограничения и запреты ослабляют здоровье детей

Здоровьесберегающие технологии часто превращаются в ограничения для детей, а ограничения ведут к тому, что функциональные, моторные и психологические возможности детей адекватно реагировать на какие-то ситуации тоже снижаются.

Меня больше всего беспокоит то, что у нас первая реакция на все самая простая – очередное ограничение в подвижности детей, и я боюсь, что после этого заявления министра последуют очередные запреты.

Конечно, проблему нужно поднимать, но прежде чем ее поднимать, я бы исследовал причины и динамику этого явления и обсудил бы, какими способами ее можно решать: увеличить количество учителей, осуществлять их подготовку по оказанию первой помощи, разработать методики, позволяющие проводить урок, когда есть очень большой разброс по здоровью детей. А запретительные меры приведут только к одному – к увеличению количества несчастных случаев.

Когда мы что-то запрещаем, ребенок не получает этого опыта и в дальнейшем не может им пользоваться. Простой пример: в свое время дети стали слабее, но им очень нравится качаться, они раскачивались на кольцах в гимнастическом зале, падали и получали травмы. Самым простым способом решить эту проблему было не разработать программу по укреплению кистей детей, а убрать кольца, и они из физкультурных залов незаметно исчезли.

Боюсь, что то же самое произойдет по той же причине с канатом: где-то с кем-то что-то случится, и их запретят. Я боюсь реакций управленцев на заявление министра.

7. Без контакта с родителями успеха не будет

Как показывает практика, родители часто скрывают диагнозы детей, особенно психологического плана. Но, естественно, в школе есть информация о состоянии их здоровья, и в начале года учителя физкультуры получают списки детей с пометками. Те родители, у чьих детей серьезные проблемы со здоровьем, могут подойти к учителю и персонально с ним об этом поговорить, если они хотят, чтобы ребенок все же занимался физкультурой.

В группе риска находятся, в первую очередь, конечно, дети с сердечными проблемами, при которых противопоказаны большие нагрузки, с астматическим компонентом. В моей практике таких случаев было достаточно немного, но всегда, когда такое случалось, родители беседовали со мной по этому поводу.

Я очень приветствую участие родителей в этих вопросах, потому что без контакта с родителями никогда не бывает серьезных результатов.

Я обратил на это внимание тогда, когда занимался с детьми, у которых были расстройства аутичного спектра. Если родитель принимает болезнь ребенка, у ребенка есть прогресс, если родитель принимает болезнь и понимает, что делает педагог, прогресс еще больше, если родитель понимает, принимает болезнь и помогает учителю, то происходят вообще чудесные случаи.

Кто в результате крайний?

Если на уроке физкультуры что-то произошло, конечно, виноват учитель, но общество и родители берут ли на себя ответственность? Или здесь только один крайний?

Пока крайним будет учитель физкультуры, у нас и будет запретительная педагогика, чтобы ничего не случилось.

Она уже приводит к трагическим последствиям, и приведет к еще более трагическим. Учитель создаст такие условия, чтобы у него на уроках ничего не случалось, а за то, что происходит за дверью зала, он не отвечает. И в результате ребенок на уроках не приобретает тот опыт, который ему нужен во всей остальной жизни. Поэтому если что-то случается, мы с родителями вместе несем за это ответственность.

Сегодня, как я уже говорил, падает уровень здоровья, детей окружает комфорт, в их жизни произошло уменьшение двигательной активности, потому что в ней больше нет потребности. Но на самом деле у ребенка такая потребность есть, а мы ее гасим ограничительными мерами. Более того: сейчас количество рисков уменьшилось, а потребность пробы сил осталась, поэтому сегодня огромное количество людей занимается экстремальными видами спорта. Кто готов – отлично, но ведь многие не готовы, и это приводит к трагическим случаям.

Это системные проблемы, проблемы общества. Пока аналитики, люди с интуицией, методисты и методологи не будут внедрять в общественное сознание понимание реальных проблем и крайними будут учителя, это ни к чему не приведет.

Часто за проблемами с физической активностью скрываются психологические. Например, если у ребенка удовлетворена потребность в телесном контакте с родителями, у него все хорошо, и он не виснет на учителях, но мы все знаем детей, которые виснут на всех учителях или толкаются со сверстниками и нарушают нормы поведения. Или эту проблему надо решать с помощью психолога, или это системное явление в масштабах общества, и тогда в физкультуре должны появиться новые компоненты, ранее ей несвойственные – не только подготовка к нормам ГТО, но и то, что относится к психофизике.

И получается, что проблема назревает в обществе, а решать ее должны инструкторы по физической культуре в саду и учителя физкультуры в школе.

Что-то происходит – например, уничтожение дворовой культуры, где происходило физическое, психологическое и социальное развитие ребенка, которое он сейчас нигде не получает, – и этого никто даже не замечает, а потом вдруг появляется масса проблем.

Отсутствие игровой среды привело к тому, что у детей ухудшилась память, внимание, я даже не говорю про физические качества, про взаимодействие друг с другом. Сегодня один из дефицитных навыков у детей, называемых учителями в числе основных, – это самообслуживание. Когда я хотел, чтобы у меня дети катались на лыжах, я две недели занимался тем, что учил третьеклассников завязывать шнурки.

Слово директора

Новокрещенов Илья

Новокрещенов Илья Владимирович, директор московской школы «Покровский квартал»

Важно понимать, в каком контексте министр привела печальную статистику. С ее точки зрения именно незнание учителями конкретных диагнозов учеников может поставить под угрозу их здоровье и жизнь. Ведь зачастую летального исхода можно было бы избежать, если бы учитель четко понимал: что ребенок делать может, а чего нет.

Информация о группе здоровья ребенка, которой владеют учителя, носит слишком общий характер. В моей практике был случай, когда незнание мной диагноза ребенка привело к возникновению довольно опасной ситуации.

Я тогда еще учился в педагогическом университете и проходил практику в летнем лагере. У ребенка, как позже выяснилось, стоявшего на учете в психоневрологическом диспансере по поводу шизофрении, началось обострение, ребенок попытался убежатьиз лагеря и заблудился. Знай я заранее о проблемах мальчика, я гораздо внимательнее отнесся бы к реакции ребенка на ситуацию, которая спровоцировала это обострение. Так что в этом вопросе я скорее на стороне министра.

Но при этом очень важно понимать, чтоодновременно с предоставлением такого рода конфиденциальной информации, если соответствующее решение будет принято, необходимо будет и усилить ответственность учителя за ее неразглашение. Потому что, увы, иногда бывает, что учитель вольно или невольно делает эту информацию достоянием гласности, что может вызвать дополнительные, и иногда очень большие, трудности у самого ребенка в общении со сверстниками. Дети, а особенно подростки, очень ранимы к подобного рода вещам.

Если же говорить об обеспечении безопасности на уроках физической культуры, то мы в Москве договорились о том, что: во-первых, в случае любого травмирования ребенка (даже если травма кажется неопасной, например, падение с небольшой высоты) учитель первым делом должен вызывать бригаду скорой помощи.

Очень важно, чтобы диагноз все-таки ставили профессионалы. Потому что учитель – не врач, он не может адекватно оценить текущее состояние ребенка, он может вызывать скорую и оказать первичную помощь, если это необходимо (например, он может попытатьсяостановить кровотечение, но при этом упавшего с каната ребенка трогать он не должен, потому что при падении мог быть поврежден позвоночник).

Ошибочно пытаться прежде всего позвонить родителям и пытаться передать решение о вызове скорой помощи им, по той же самой причине – родитель не видит своего ребенка, он не может адекватно оценить его состояние. Так что правило №1 – учитель сразу должен вызвать бригаду скорой помощи.

Во-вторых, мы решили установить в спортивных залах видеокамеры. Конечно, невозможно себе представить ситуацию, при которой директор и его заместитель целый день сидят и контролируют посредством видеотрансляции ход урока, так что я бы не назвал это формой какого-то дополнительного жесткого контроля. Но в ситуации травмирования ребенка, мы всегда можем просмотреть видеозапись и оценить действия педагога.

Учителей это дисциплинирует и заставляет более серьезно относиться к вопросам соблюдения техники безопасности. Бывали случаи, когда такая видеозапись помогала и защитить учителя от обвиненийв его адрес со стороны расстроенных родителей, в ситуации, когда педагог все делал правильно и травмирование ребенка произошло не в результате халатного отношения учителя к своим обязанностям, а по трагической случайности. Хотя такие случаи довольно редки. Как правило травма – как раз следствие пренебрежения к правилам.

Ну и, наверное, самый действенный способ профилактики травм – профессионализм учителя. Если урок физкультуры проходит интересно, учитель видит каждого ребенка, с большой ответственностью относится к соблюдению правил техники безопасности, грамотно действует в случае возникновения чрезвычайной ситуации – случаи получения ребенком на уроке физкультуры серьезной травмы, тем более, несовместимой с жизнью, останутся все же единичными.

Во вторник, 17 октября, еще один ребенок умер на уроке физкультуры. В Красноярске во время бега стало плохо 10-летнему мальчику, и он скончался предположительно от сердечной недостаточности. Это уже как минимум третий случай в начавшемся учебном году. В прошлом, согласно данным Минобрнауки, на уроках физвоспитания погибли 211 школьников. Об этом на прошлой неделе сообщила глава ведомства Ольга Васильева.

Проблема вышла на федеральный уровень, однако внятных механизмов ее решения пока предложено не было. Поэтому НСН провела 17 октября пресс-конференцию, в которой приняли участие глава Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля Москвы, Наталья Назарова, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова и сопредседатель Национального родительского комитета Юрий Оболонский.

ВИНОВАТЫ УЧИТЕЛЯ?

Эксперты назвали несколько уровней проблемы детской смертности на уроках физкультуры. Это и нехватка высококвалифицированных преподавателей, и завышенные требования к учащимся с точки зрения физической подготовки, и отсутствие во многих школах штатного медработника, который бы следил за здоровьем детей, и несоответствие требованиям безопасности спортивных снарядов. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова также обратила внимание на личную ответственность учителей.

«Мы требуем, чтобы учителя несли ответственность за жизнь и здоровье наших детей. Что бы ни случилось с ребенком в школе, виноват либо учитель, либо директор», — подчеркнула она в ходе пресс-конференции в НСН , оговорившись, что спрашивать с педагогов можно лишь в том случае, если они располагают всей полнотой информации о здоровье детей.

По словам Мишоновой, на Западе перед зачислением ребенка в образовательное учреждение его родители «заполняют пятистраничный формуляр», сообщая педагогам все необходимые сведения.

В России подобная практика наталкивается на положения закона о защите личных данных. Наличие юридического казуса уже осознали в парламенте, заверил НСН зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс . По его словам, он и его коллеги уже «начали думать в этом направлении».

«Учителя физкультуры не имеют данных о здоровье детей. Нужно решить этот вопрос, чтобы не было разглашения персональных данных. Но при этом, чтобы учитель мог работать. Прежде, чем учителя обвинять, мы должны дать ему в руки все, чтобы он работал с открытыми глазами. Чтобы он подбирал индивидуальные программы сообразно здоровью каждого ребенка. Сейчас таких данных нет, поэтому учителя просто выполняют нормативы», — посетовал сенатор.

ВОПРОС С ВРАЧАМИ

Коллега Кресса, первый зампред того же комитета Совфеда Лилия Гумерова считает, что выходом из правовой коллизии может стать возвращение в учебные заведения врачей, которые бы по согласованию с родителями представляли в школах интересы детей. Она напомнила, что похожая практика имела место в советское время.

«Была школьная медицинская сестра, был школьный врач. Возвращение врача в школу, в крайнем случае, детского фельдшера — это требование времени. Пока ребенок в школе, педагог вполне может представлять его интересы с согласия родителей. В начале года родитель мог бы подписывать документы, в которых бы предупреждал об особенностях развития своего ребенка. Когда ребенок прикреплен, он делается по-настоящему родным. А сейчас мы не видим состояния здоровья детей, все это — секретная информация», — пояснила собеседница НСН .


Кроме того, Гумерова считает, что школам можно доверить проведение некоторых видов медицинского обследования детей. Препятствием для этого сейчас выступает неопределенность статуса медработника, который работает в учебных заведениях. По словам сенатора, сейчас врачи неохотно идут в школы, потому что теряют часть льгот.

«Чтобы исправить это, даже законодательство менять не нужно, надо поправить внутриведомственные нормативные акты. Чтобы врач оставался врачом, был прикреплен к медицинскому учреждению, просто свой функционал выполнял в школе. Врач, прикрепленный к поликлинике, мог бы работать в учебном заведении. С той же хорошей зарплатой, не теряя всех выслуг, всех льгот», — пояснила парламентарий.

Как указал НСН Виктор Кресс, ситуация усугубляется тем, что на таких медиков не распространяются и меры соцзащиты, полагающиеся педагогам.

«Многие льготы, которые есть у учителей, не распространяются на медицинских работников», — отметил он, также высказавшись за возвращение врачей в образовательные учреждения.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Поддерживает возвращение врачей в школьные штаты и первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Был бы в школе медицинский работник, ребенок мог бы обратиться, попросить освобождение от физкультуры. Сейчас, чтобы получить освобождение, нужно попасть в поликлинику. Это сделать нелегко. Поэтому нужно вернуть медицинских работников в школы. Они бы и текущие вопросы решали, и занимались бы профилактикой, и, кстати, следили бы за режимами нагрузки детей — возрастными и по здоровью», — рассказал он в беседе с НСН .


Отдельной проблемой, добавил депутат, выступает в целом невысокий уровень здоровья школьников. «У нас все дети в школе делятся на три группы здоровья. Так вот на первую, здоровых и практически здоровых, приходится меньше 20 процентов», — отметил Онищенко.

В силу состояния здоровья дети не выдерживают требований для сдачи нормативов, признала Лилия Гумерова.

«Нужно посмотреть нормативную базу, которую дети должны выполнять. Нам пора признать, что значительно изменилось состояние здоровья детей. Для многих их них не под силу выполнить требования, чтобы иметь «четыре», «пять» по физкультуре. Почему у нас огромное число детей всеми правдами-неправдами пытаются взять освобождение от физкультуры. Очень многие дети имеют пограничное состояние здоровья, без инвалидности, но с хроническими заболеваниями. Это категория ограниченных возможностей. Дети боятся физкультуры. Они не хотят идти на физкультуру. Первое, что нужно сделать — это пересмотреть программу проведения уроков физкультуры», — подчеркнула сенатор.

Также она призвала пересмотреть требования к подготовке преподавателей, пересмотреть методику преподавания физической культуры, которая должна быть интересной. По словам Гумеровой, все эти предложения в ближайшее время станут предметом обсуждения профильного комитета верхней палаты совместно с представителями Минобрнауки и Минздрава.

А придумывать какие-то новые формы ответственности, наказания педагогов необходимости нет. Как резонно отметил в беседе с НСН Геннадий Онищенко, ответственность для них есть и так. И если произошла трагедия, должны разбираться следственные органы. «Они найдут, кого и за что наказывать», — заключил бывший главный санврач страны.

Сергей Подосёнов

Уроки физкультуры в школах становятся смертельно опасными для наших детей. Шокирующее заявление сделала сегодня министр образования. За прошлый учебный год в России в школьных спортзалах погибли более двухсот учеников. Процент несчастных случаев в этой статистике ничтожен - дети умирают из-за проблем со здоровьем и при полном попустительстве взрослых.

Баскетбольный матч для школьных команд был очень важен. Борьба, накал, все было по-взрослому - судьи, учителя, болельщики. Кто бы мог подумать, что эту игру остановит смерть. 16-летний подросток умер сразу после игры. И таких трагедий сотни. Министр образования Ольга Васильева сегодня озвучила страшные цифры: на уроках физкультуры за год погибли 211 детей и не от физических травм, а от хронических заболеваний.

Фактически с учетом школьных каникул мальчики и девочки умирали каждый день на предмете, который должен укреплять их здоровье, а не наоборот. Почему такое большое количество детских смертей на уроках физкультуры? По всей видимости, это преступная халатность родителей, учителей и врачей. Некоторым родителям иногда важней просто получить медицинскую справку без обследования, а чтобы не тратить время в очереди на диспансеризацию, справку просто покупают. Массовый случай нарушений, когда больным детям ставили диагноз "здоров", обнаружили следователи в Курганской области.

Такая халатность рано или поздно приводит к трагедии. Во Владимире 15-летний школьник скончался на турнире по боксу, притом что у него была серьезная травма, с которой бокс для него должен был быть под запретом, но врачи то ли не заметили проблему, то ли сам спортсмен ее скрыл. Педагоги говорят, нет единой базы, где черным по белому написано все о здоровье школьников. Тогда бы можно было их распределять по группам и давать соответственные нагрузки.

К тому же отсутствие в школах медицинских работников приводит к тому, что в экстренном случае первая помощь оказывается непрофессионально, либо медики просто не успевают. Учителя физкультуры, которые несут ответственность за все, что происходит у них на уроках, оказываются в сложном положении, ведь без справки с диагнозом больной ребенок выполняет те же упражнения, что и здоровые дети, и от чрезмерной нагрузки детское сердце не выдерживает.

По данным врачей, современные дети и подростки часто страдают хроническими заболеваниями, но зачастую сами скрывают свои болезни. Ведь модно быть здоровым и носить значок ГТО. В школьной среде с освобождением от физической нагрузки можно запросто стать изгоем. Вот и приходится нездоровым детям скрывать свои проблемы, а как показывает статистика, это смертельно опасно.

16 апреля в школе Екатеринбурга во время первого урока физкультуры . После пробежки трех кругов преподаватель дал команду восстановить дыхание, и девочки шли шагом. Одна из них неожиданно упала лицом на пол. Учитель подбежал, перевернул ее лицом вверх, увидев, что ей плохо, вызвал скорую помощь. "Неотложка" прибыла через 15 минут, но ребенок скончался до прибытия медиков.

3 декабря в Йошкар-Оле в спортзале гимназии имени Сергия Радонежского во время урока физкультуры , конструкция которых не предусматривает возможность сделать их неподвижными. В результате девочка получила тяжелую травму головы, несовместимую с жизнью. Прибывшая на место происшествия бригада скорой помощи констатировала ее смерть.

20 сентября ученик восьмого класса в школе на Лукинской улице на западе Москвы. Мальчику стало плохо во время эстафеты, его доставили в больницу, но спасти ребенка не удалось. В качестве причины смерти назывались проблемы с сердцем. Родственники ребенка отмечали, что он не страдал заболеваниями, которые могли бы повлечь остановку сердечной и дыхательной деятельности из-за физических нагрузок.

В конце сентября на уроке физкультуры в школе села Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области . Прокурорская проверка показала, что девочка дважды (в марте и мае 2012 года) проходила обследование в Нововоскресеновской участковой больнице. По рекомендации медиков, она должна была заниматься спортом в специальной группе, но врачи не разъяснили должным образом ребенку, что ей противопоказаны серьезные физические нагрузки.

17 апреля 15-летний учащийся средней школы города Орла , проходившем на открытом воздухе. Преподаватели вызвали "скорую помощь", в машине которой подросток скончался, не приходя в сознание.

11 октября в одной из школ Екатеринбурга десятилетняя ученица четвертого класса. После разминочной пробежки по спортзалу девочка почувствовала себя плохо и через непродолжительное время после этого скончалась. Девочка в спецгруппе по физкультуре в связи с какими либо заболеваниями не состояла. Ее .

22 сентября в поселке Хотынец Орловской области во время урока физкультуры . От полученных травм она скончалась.

19 марта из средней школы поселка Знаменский Ивантеевского района Саратовской области была госпитализирована ученица шестого класса с закрытой черепно-мозговой травмой, ушибами, полученными на уроке физкультуры. 22 марта девочка скончалась в районной больнице.

9 марта в оренбургском селе Днепровка после бега на лыжах на уроке физкультуры скончался больной патологией сердца пятиклассник. В качестве разминки 11 учеников должны были пройти два три круга на лыжах. Потерпевший прошел 400 метров, и ему стало плохо. Учитель на руках донес ребенка в школу, где тот потерял сознание. Приехавшая бригада врачей "скорой помощи" констатировала смерть ребенка. Согласно результатам судебно медицинского исследования, причиной смерти мальчика стала острая сердечная недостаточность.

В школе отсутствовал медицинский кабинет и не было медработника, в связи с чем учащиеся были необходимую первичную медицинскую помощь. Погибший мальчик был допущен к занятиям физкультурой, несмотря на то, что ему был поставлен диагноз "порок сердца".

17 февраля во время урока физкультуры один из учеников средней школы в Омске после занятий на турнике потерял сознание . Несмотря на попытки оказания ему медпомощи силами школьной медсестры и вызванной бригады "скорой помощи", 17-летний подросток скончался.

19 января 17-летний студент профтехучилища в Подмосковье скончался на уроке физкультуры . Молодому человеку стало плохо, он потерял сознание. Несмотря на проводимые преподавателем и прибывшим по вызову врачом "скорой помощи" реанимационные мероприятия, учащийся умер. Причиной смерти подростка стал врожденный порок сердца. В 2004 году он перенес операцию.

15 ноября в Елизаветинской станице города Краснодара 17-летний учащийся школы после занятий физкультурой скончался в раздевалке . Потерпевший страдал врожденным пороком сердца, о чем было известно работникам школы, в связи с чем приказом директора школы он был освобожден от занятий физической культурой.

9 сентября в гимназии города Туапсе во время урока физкультуры скончался 16-летний школьник. По данным следствия, ученик страдал врожденным пороком сердца. Мать школьника принесла справку в школу накануне, был подписан приказ об освобождении ученика от уроков физкультуры. Утром учитель еще не видел этого приказа, поэтому допустил мальчика к занятию.

18 декабря учащийся первого класса школы города Зеленоградска Калининградской области потерял сознание во время разминки на уроке физкультуры и умер в машине "скорой помощи" по пути в больницу.

21 мая ученица пятого класса калининградской школы умерла во время урока физкультуры . Еще во время разминки девочка почувствовала себя плохо, однако продолжила упражнения.

3 февраля в одной из школ Архангельска во время урока физкультуры умер семиклассник . Трагедия произошла в самом начале урока, когда ребята только начали разминку и двигались шагом по спортивному залу. Неожиданно мальчик упал и потерял сознание. Вызванная бригада "скорой помощи" не смогла спасти подростка. Некоторое время до этого мальчик состоял на диспансерном учете по поводу легочного заболевания.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости