Установление границ территорий муниципальных образований. Что значит "городская черта" Граница городской черты

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "городская черта"

Словарь финансовых терминов

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА

внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая городские земли от других категорий земель;

Энциклопедический словарь, 1998 г.

городская черта

граница города как административно-территориальной единицы.

Большой юридический словарь

городская черта

граница города как административно-территориальной единицы.

Городская черта

внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая городские земли от земель др. категорий. Г. ч. является также границей города как административно-территориальной единицы. В СССР установление, а равно и изменение Г. ч. производятся Президиумами Верховных Советов союзных республик, а порядок установления и изменения Г. ч. регулируется республиканским законодательством. Например, в РСФСР эти вопросы регулируются постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11 февраля 1929 «Об определении городской или поселковой черты вновь образованных городов, рабочих, дачных и курортных посёлков» и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 «О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков». Установление и изменение Г. ч. производится в порядке землеустройства.

Расширение юридической границы Москвы в XV-XX вв.

Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая Город-спутник">города-спутники и близлежащие села.

Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация">Городская агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, сосредотачивать) - скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.

При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.

Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых «маятниковых мигрантов» - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город.

Решение этой проблемы может быть найдено путем совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.

Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран. В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль де Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии - Бразилиа, в США - Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с Агломерационная экономия">агломерационной экономией .

Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции (происходит из-за создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов. В первую очередь - транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10-20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру - строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации - загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.

Развитие крупных городов требует возрастающих объемов водоснабжения, загородных территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.

Субурбанизация">Субурбанизация . Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи, с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

Мегалополисы - скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются Мегалополис">мегалополисы - огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис - это название реально существовавшего в Древней Греции города - центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.

Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озерам и тянущийся от Чикаго до Питтсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан Паулу - Рио де Жанейро), Индонезии (Джакарта - Бандунг).

Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало ХХI в.:

Наименование Мегалополиса
(главные аломерации)
Количество агломераций Население, Млн человек Площадь, тыс км кв Протяженность главной оси, км
Босваш
(Балтимор, Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия)
40 50 179 1000
Чипиттс
(Детройт, Кливленд, Питтсбург, Чикаго)
35 35 160 900
Сан-Сан
(Лос-Анжелес, Сан-Диего, Сан-Франциско)
15 18 100 800
Токайдо
(Иокогама, Кавасаки, Киото, Кобе, Осака, Нагоя, Токио)
20 55 70 700
Английский
(Бирмингем, Ливерпуль, Лондон, Манчестер)
30 30 60 400
Рейнский
(Ранштадт, Рейн-Рур, Рур-Майн)
30 30 60 500



В состав земель городов и поселков входят земли застройки; общего пользования; сельскохозяйственного пользования; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; занятые лесами; промышленности, транспорта, связи и иного назначения. Эти земли объединяют городской (поселковой) чертой.

Городская (поселковая) черта – внешняя граница, которая отделяет населенный пункт от других категорий земель. Она не служит границей землепользования, не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения, а является административно-территориальной границей. Земля в ее пределах находится в ведении, т.е в управлении, а не в пользовании или собственности. Иногда землепользование входит в состав земель населенного пункта только частично и его можно размещать по обе стороны его черты.

Включение земельных участков в черту населенного пункта не ведет к прекращению права собственности, пользования и аренды на эти участки.

Границы городских и поселковых администраций (черта населенных пунктов) устанавливают на основе градостроительной и землеустроительной документации по заказу органов исполнительной власти (администрации) городов и поселков, имеющих административно-территориальный статус. Основанием для проведения этих работ является решение соответствующих органов власти.

Проект установления и изменения городской (поселковой) черты выполняют в следующем порядке:

разработка задания на проектирование;

подготовительные работы;

составление проекта;

рассмотрение и утверждение проекта.

Проект установления границ состоит из проектного плана, пояснительной записки и вспомогательных чертежей.

При составлении проекта особое внимание уделяют обоснованию:

возможности включения в городскую черту участков промышленных предприятий, расположенных смежено с городскими землями, а также населенных пунктов;

целесообразности исключения из городских земель сельскохозяйственных угодий;

необходимости и целесообразности расширения территории города за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственных предприятий включают в пределы городской черты только в исключительных случаях, учитывая настоящие и будущие потребности города.

Территории сельских поселений являются динамичными образованиями, поэтому работы по установлению и изменению их черты проводят по мере необходимости, и они имеют свои особенности. Обычно это делают в случаях:

неясности или отсутствия закрепленных границ поселения;

изменения генерального плана и проекта планировки и застройки поселения;

предоставления дополнительной земельной площади для развития поселений и нужд сельской администраций.

В сельских поселениях (села, деревни, хутора и др.) значительная часть жителей занята на производстве в сельхозпредприятиях, на территории которых они находятся. В состав этих земель включают также дополнительные участки для размещения личного подсобного хозяйства, индивидуального и общественного строительства, сенокошения, выпаса скота.

Землеустроительные работы проводятся в следующей последовательности:

подготовительные работы;

составление проекта;

согласование и утверждение проекта.

Проект установления черты населенного пункта включает следующие вопросы:

определение площади необходимой для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. С этой целью проводится оценка на ближайшие 5 лет роста численности дворов, населения, поголовья скота;

выявление и уточнение имеющихся и потенциальных землепользователей и площадей их участков;

проектирование черты населенного пункта и границ кормовых угодий за этой чертой;

составление экспликаций земель, включаемых в территорию всех населенных пунктов (в черте и за ее пределами);

определение площадей угодий, изымаемых у прежних землепользователей и землевладельцев и остающихся в их пользовании или собственности;

§ 4. Где проходит граница города?

Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.

Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, сосредоточивать) - скопление близко расположенных населённых пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.

При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.

Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счёт которых формируется городской бюджет), но и так называемых маятниковых мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено путём совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.

Таблица 3. Численность населения в пределах городской черты (2010 г.)

Таблица 4. Численность населения в пределах агломерации (2010 г.)

Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран (рис. 10). В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль-де-Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии - Бразилиа, в США - Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

Рис. 10. Расширение юридической границы Москвы

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» слияния Москвы и Московской области в единый столичный округ.

Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией. Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции происходит из-за создания производств оптимальных размеров и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры) (рис. 11).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов, в первую очередь транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10-20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру - строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации - загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.

Развитие крупных городов требует больших объёмов водоснабжения, территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.

Рис. 11. Сравнительная эффективность хозяйственной деятельности при росте численности населения города:

  1. все виды деятельности;
  2. скоростной транспорт;
  3. общественный транспорт;
  4. личный транспорт;
  5. электроэнергия.

В городах какого размера вы бы предпочли жить? Почему?

Таблица 5. Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало XXI в.

Рис. 12. Разрастание агломерации Сан-Паулу (Бразилия) - крупнейшей в Южной Америке. Космический снимок

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» жизни в крупном (малом) городе.

Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи - с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

Рис. 13. Земля из космоса.

На карте, созданной учеными NASA на основе данных, полученных с военных спутников, показана поверхность Земли, сфотографированная ночью из космоса. На карте четко видны скопления городских поселений - агломерации и мегалополисы. Самые яркие участки Земли - наиболее урбанизированные и индустриально развитые регионы.

Карьера

Профессиональные обязанности: организация работы по рекламе товаров и услуг для их продвижения на рынки сбыта. Задачи: оптимальная доставка информации до потребителей о преимуществах, качествах товаров или услуг в целях расширения рынков сбыта и увеличения объёмов продаж.

Специалист по рекламе должен уметь разработать план рекламной кампании: сформировать рекламную стратегию, отобрать формы и методы рекламы в средствах массовой информации, их цветовое, текстовое и музыкальное оформление; определить оптимальное сочетание рекламы в газетах, журналах, на телевидении. Для составления корректных рекламных лозунгов, описаний товара и прочих информационных материалов менеджер по рекламе должен не только уметь составлять красивые тексты, грамотно описывать конкурентные преимущества продаваемого продукта (рис. 14-16), но и правильно размещать свою рекламу (например, рекламный щит с информацией о новом магазине для новосёлов, установленный на тихих улицах исторического центра, никогда не привлечёт покупателей в ваш магазин).

Сотрудник, получивший заказ от компании по продаже недвижимости в пригородах, должен рассказать не только о географическом местоположении строящегося объекта, но и дать характеристику окружающей инфраструктуры. То есть желание покупателя приобрести коттедж именно в предлагаемом месте зависит от того, насколько полно будут раскрыты именно географические преимущества объекта (удалённость или близость к городу, расположение соседних промышленных предприятий, степень развития транспортной инфраструктуры, экологическая обстановка).

Какие географические знания использованы в рекламе недвижимости?

Рис. 17. Коттеджный поселок в Подмосковье

Рис. 18. Пригород г. Цинциннати (США)

Мегалополисы - скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы - огромные по плошади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис - это название реально существовавшего в Древней Греции города - центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.

Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагой, Киото, Осаки, Кобе; Северо-Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озёрам и тянущийся от Чикаго до Питсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро), Индонезии (Джакарта - Бандунг).

Задание 2. Крупнейшие городские агломерации мира.

Задание 3. В каких типах стран и регионах отмечен максимальный рост крупнейших городских агломераций в 1950-2005 гг.?

Порядок установления черты городских и сельских поселений детально урегулирован в градостроительном законодательстве. Состав территорий городских и сельских поселений, согласно п.2 ст.38 Градостроительного кодекса РФ, определяется на основе черты городского и сельского поселений, которая устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительстве и земельным законодательством.

Как предусматривает ст.36 Градостроительного кодекса РФ, проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

Проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются органами местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования в порядке, установленном законодательством о градостроительстве. Указанные проекты, за исключением проектов черты городов федерального значения, утверждаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.

Что касается проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга, то они, согласно п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, разрабатываются органами государственной власти этих субъектов Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ сопредельных территорий и утверждаются Правительством РФ. Пункт 4 ст.84 ЗК частично изменяет указанный порядок утверждения черты городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь черта этих городов должна утверждаться и изменяться федеральным законом.

Особо следует отметить, что утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований. Кроме того, ЗК требует, чтобы черта поселений устанавливалась по границам земельных участков.

Правовое значение черты городских и сельских образований определено в земельном законодательстве. Согласно ст.84 ЗК городская черта, черта поселков и сельских поселений является внешней границей земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель.

Установление черты поселения влечет правовые последствия. Значение факта установления такой черты заключается в том, что его результатом является определение сферы применения правового режима земель поселений на всю территорию, которая находится внутри черты. Следует отметить, что включение земельных участков в черту поселения не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Однако в этом случае изменяются ставки земельного налога.

Процедура разработки проектов черты поселений регулируется Временной инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 21 мая 1993 г. N 18-14. Инструкция устанавливает основные требования к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения, а также их установления в натуре. Проект черты поселения разрабатывается с целью установления размеров и границ территории поселения, выноса и закрепления их в натуре.

Городская (поселковая) черта городов и других поселений, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, устанавливается в соответствии с законодательством, определяющим статус закрытых административно-территориальных образований, и требованиями Инструкции.

Городская (поселковая) черта - внешняя граница земель города, поселка (рабочего, курортного, дачного и др.), сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Проект городской (поселковой) черты разрабатывается на основе утвержденного генерального плана, другой градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории города, другого поселения и прилегающих землях.

При разработке проекта городской (поселковой) черты определяется состав земель городов, поселков и сельских поселений в соответствии с земельным законодательством, генеральными планами и другой градостроительной документацией.

Разработка проекта городской (поселковой) черты осуществляется на основании задания, составленного заказчиком с участием органов архитектуры и градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, проектной организации. В задании на проектирование приводятся данные о существующем земельном фонде города, поселка, сельского поселения, о развитии данных поселений согласно утвержденному генеральному плану или другой действующей градостроительной документации, определяется состав необходимых обследований, изысканий и подготовительных работ, устанавливается масштаб графической части проекта.

Установление утвержденной городской (поселковой) черты в натуре производится за счет средств заказчика, в соответствии с законодательством, организациями, обладающими соответствующей лицензией. Приемка установленной в натуре черты проводится специально образованной комиссией в составе представителей органов исполнительной власти поселения и районов, земли которых включаются (исключаются) в территорию поселения, соответствующих органов архитектуры и градостроительства, земельных ресурсов и землеустройства. Результат приемки оформляется паспортом городской, поселковой черты, черты сельского поселения и передается заказчику.