Аничков мост. История создания





















Через реку Фонтанку
Длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Неразводной трехпролетный каменный мост балочного типа.

Один из самых красивых и узнаваемых петербургских мостов , история которого берет начало от времен основания города.
До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Мост «зделали». На его строительство потратили 50 рублей.
Переправа открылась в мае 1716 года. Изображений не сохранилось, но историки Петербурга сходятся в том, что это был один из множества типовых деревянных мостов легкой конструкции. Опоры, как тогда было принято, обили досками и разрисовали под каменные русты - «для виду».
Строили мост люди инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков . Батальон размещался на правом берегу Фонтанной реки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
На мосту, который тогда был южной границей города, был шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату - деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
В 1718 году мост отремонтировали, чтобы доставить к императорскому двору подарок от шаха Ирана - слона и лошадей (животных доставил в город дворянин Андреян Лопухин). В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост еще раз перестроили, сделав подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем - для пропуска парусных судов, и ночью - чтобы в город не забегали волки.
Деревянный мост в сыром климате ветшал быстро, поэтому Аничков ремонтировался много раз - в 1726 и 1742 годах, а в 1749 архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от прежнего.

Топонимы Петербурга

В честь инженера Михаила Аничкова
Название «Аничков» прочно закрепилось за этой переправой. Мост много раз перестраивался, и всякий раз городские власти пытались переименовать переправу в «Невский мост». Но этот топоним не прижился в Петербурге, мост так и остался Аничковым. Гости Петербурга, не знающие истории моста, называют его Аничковым, с ударением на первом слоге (отчего всплывает образ некоей мифической Анички), а коренные петербуржцы говорят правильно: АнИчков мост, с ударением на втором слоге.

Когда в Петербурге встречали императрицу Анну Иоановну, которой предстояло занять престол после смерти Петра II, на Аничковом мосту возвели деревянные резные триумфальные ворота в честь новой русской императрицы. Ту же арку обновили для встречи следующей императрицы - Елизаветы Петровны. Сооружение, пришедшее в негодность, разобрали в 1751 году.

В середине XVIII века Петербург стал активно застраиваться, границы города отодвинулись. Была создана Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая, в числе других, руководила работами по обустройству берегов малых рек и каналов, и возведению каменных мостов вместо деревянных. В числе первых семи мостов, которые следовало перестроить, был и Аничков мост. Мосты строились по типовому проекту французского инженера Ж.-Р. Перроне (правда, документального подтверждения этому нет) - со средними разводными пролетами, которые поднимались при помощи цепей, и украшены башенками. Чтобы представить себе, как выглядел Аничков мост (он строился в период между 1783 и 1787 годами), достаточно представить себе мост Ломоносова, который также входил в ту «адресную программу», и практически с того времени не изменился. Сохранился еще Старо-Калинкин мост, но он был позже перестроен.
Аничков стал, таким образом, одним из семи первых каменных мостов в Петербурге.
Он исправно служил городу еще несколько десятилетий, а потом оказался узок для широкого Невского проспекта, к тому же деревянные части конструкции стали совершенно непригодными. И в очередной раз Аничков мост подвергся реконструкции. Современный вид переправа получила в 1841 году (проект инженера И. Ф. Бутаца). Работы были завершены в рекордный срок - всего за семь месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире, три пролета выложили из кирпича, опоры моста облицевали гранитом. Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема - с мифическими водными конями - гиппокампами - появляется на первом большом мосту в Петербурге - Благовещенском. Автор рисунка - Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокам был первым - его или Шинкеля?). Башни с моста убрали, вместо них на опорах установили пьедесталы, на которых, как предполагалось, должны были стоять декоративные вазы.

Но вместо ваз в 1841 году на Аничковом мосту поставили четыре конные скульптуры работы петербургского ваятеля Петра Карловича Клодта. Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». появились на западной стороне в 1841. Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу. В течение последующих десяти лет Петр Клодт будет отливать своих коней в бронзе, а император Николай будет дарить их европейским монархам. Таким образом, двойники клодтовских коней и их укротителей появятся в Берлине и Неаполе,; а также в Петергофе, Стрельне и в подмосковном имении Голицыных.
Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. В газетах писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».

Согласно отчету Министерства финансов строительство стоило 195294 рубля серебром.
Но качество работ оказалось неудовлетворительным, и уже через несколько лет инженерная служба зафиксировала деформацию сводов. А через сорок лет, в начале XX века состояние Аничкова моста стало угрожающим. И Аничков мост в 1906—1908 годах перестроили, не меняя его облик. Работами руководил известный архитектор П.В.Щусев.

Страницы истории

Аничков мост во время войны
В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города - гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами).
Последняя реконструкция моста была в 2007—2008 годах.

Санкт-Петербург считается одним из красивейших городов. Его уютные тихие улочки, пронизанные каналами, соединены между собой великолепными мостами. Причем многие из них имеют древнюю историю и ведут отсчет своего существования с незапамятных времен. Аничков мост, находящийся на Фонтанке, является одним из самых известных в Питере. Его начали возводить еще во времена правления Петра Первого, в 1715 году. За всю свою продолжительную историю переправа через Фонтанку неоднократно перестраивалась, появившись в окончательном варианте лишь спустя семьдесят лет.

Изначально Аничков мост представлял собой довольно простую деревянную конструкцию. Опоры были обиты обычными досками и разрисованы под каменные русты. Руководил строительством инженер М. Аничков, в чью честь и было названо сооружение. В те времена этот мост был южной границей Санкт-Петербурга, поэтому на нем размещался шлагбаум и находилась застава, где у приезжих проверяли документы и взимали плату. В связи с развитием судоходства, в 1721 году Аничков мост был усовершенствован. Его средняя часть стала подъемной, благодаря чему появилась возможность пропуска небольших по размеру Этот мост имел важное значение для развития молодого города, так как именно он связывал Александро-Невский монастырь с Адмиралтейством.

В сыром климате деревянная конструкция довольно быстро ветшала, поэтому было решено заменить ее на каменную. Новая трехпролетное сооружение, построенное по проекту француза Ж. Перроне, было с разводной средней частью, башнями и цепями с подъемным механизмом. По такому принципу были возведены и другие фото которых приведены выше.

Со временем город рос, расширялся и Невский проспект. Старые переправы оказались слишком узкими для больших улиц, поэтому вновь возникла необходимость в их перестройке. Новая реконструкция моста была произведена в 1841 году (под руководством инженера И. Бутаца). Теперь он стал значительно шире, пролеты были выложены из кирпича, опоры отделаны гранитом. К тому же Аничков мост перестал быть разводным. На декоративной решетке ограды были использованы рисунки известного немецкого зодчего К. Шинкеля. Вместо башен на переправе появились скульптуры - работы ваятеля П.К. Клодта.

Творения зодчего между собой образовывали определенную логическую последовательность, суть которой отражена в названии - «Укротители коней». Каждая из скульптур символизировала определенный этап борьбы людей со стихией и неоспоримую победу над ней. Торжественное открытие конструкции состоялось в ноябре 1841 года. Однако качество работ оказалось весьма неудовлетворительным, спустя несколько лет была обнаружена деформация сводов. В начале двадцатого века состояние переправы и вовсе стало угрожающим. Тогда в 1906 году вновь встал вопрос о перестройстве Аничкова моста. Работы по укреплению конструкции велись под руководством архитектора П. Щусева.

После знаменитые скульптуры не раз покидали свои места. Так, в 1941 году, при нападении на город фашистских оккупантов, памятники были спрятаны в ямы в саду около Только в 1945 году они возвратились на постаменты.

Много памятных исторических событий пережил Санкт-Петербург. Аничков мост, Адмиралтейство, и многие другие достопримечательности являются невольными свидетелями преобразований, связанных с развитием и совершенствованием города.

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт -Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе. О них у меня есть отдельный пост.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашисткого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста))) тогда...

И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет))) впрочем вру. Не называют его так... шутка.

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

Инфа и ряд картин и гравюр (С) интернет, Википедия и другие места интернета.

Аничков мост

р. Фонтанка, 12 - Невский пр., 68хх

Пам. арх. (федеральн.)

Деревянный мост

1716, 1721, 1749 -

Каменный мост с башнями (не сохран .)

1785 - инж. Герард, И. К., инж. Сухтелен П. К. - строительство

Каменный мост с конными группами

1841 - инж. Буттац И. Ф., арх. Шинкель К. Ф. - перестройка (Постановление...)

Скульптурные группы "Укрощение коней"

1841-1850 - ск. Клодт П. К.
1907-1908 - инж. Бобровский С. П., инж. Кривошеин Г. Г., инж. Щусев П. В. -

капитальная перестройка с сохранением внешнего вида

Проложенная в 1710 г. Большая першпективная дорога (Невский пр.) вела к Адмиралтейским верфям. В 1715 г. имп. Петр I издал указ: "За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост". К 1716 г. через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах. Мост длиной 150 м перекрывал всю заболоченную пойму реки. Назвали его Аничков мост - по имени инженера-подполковника М. О. Аничкова, чей полк базировался неподалеку и строил эту переправу.

У моста, на левом берегу реки, располагалась городская застава, где проверялись документы въезжавших в Петербург.

К 1721 г. мост перестроили. Руководил работами "столярных дел мастер" фон Болес. В разработке проекта нового моста принимал участие арх. Доменико Трезини. Мост становится подъемным, на его опоры уложен "дикий камень".

В 1749 г. Семеном Волковым построен новый мост - более широкий на свайных опорах. Пролеты обшиты тесом и отделаны под гранит. При въезде на мост установили фонари на высоких деревянных столбах.

Город быстро рос. При Екатерине II в 1762 г. учреждена Комиссия по устройству Петербурга и Москвы (Бецкий, Чернышев, Дашкова, Квасов). Для улучшения транспорта создается Комиссия (1786) (Экспедиция с 1798) о строении дорог. Учреждена главная дирекция водяных коммуникаций (1767) (Сиверс, Брюс, Архаров) с корпусом гидравликов (1782), перименованная в 1798 в департамент водяных коммуникаций.
В 1770 г. военн.-инж. В. Назимов разработал проект сооружения набережных Фонтанки. Создан проект семи однопролетных мостов через Фонтанку - автор неизвестен. Но только 10 лет спустя инж. Ф. Бауэр приступил к их строительству. В 1782 г. Бауэр умер. Работу продолжили инж-ры И. Борисов и К. Модерах.

Все эти мосты строились по одному проекту. Река перекрывалась двумя гранитными арками (13,5 м). На быках возвышались четырехпилонные башни, увенчанные куполами. Средний пролет был деревянный, разводной конструкции. В башнях размещались подъемные механизмы. Башни сохранились только на Чернышевом и Калинкином мостах, где разводные пролеты заменены гранитными сводами.

Аничков мост был огражден каменным парпетом, на разводной части - легкая решетка. В первой половине XIX в. парапеты заменили решетками с каменными тумбами. При входе на мост были поставлены по два каменных обелиска с двумя фонарями овальной формы на кронштейнах. ([**])

В книге Щусева - Полковник Герард и подполковник Пистор реконструируют Фонтанку. Фонтанка при этом делится перемычками на 7 участков, что позволило вести постройку мостов и набережных последовательно, в освобожденных от воды котлованах.

    Старый мост.

    Каменный мост с башнями.
    1782-1785 гг. (*)

    Панорама Невского проспекта.
    В.С. Садовников. 1830-е гг.

    Аничков мост.
    Садовников В.С. 18..-е гг.
    (добавил Mary)

    Ж. Жакотте и Регамей.
    Аничков мост. 1850-е гг.
    Раскр. литогр. И.И. Шарлемань.

    Фонтанка у Аничкова
    моста

    Аничков мост

    Перестройка моста.
    начало ХХ в.
    (добавил miraru1)

    Установка Коней
    Аничкова моста.
    1945 г.
    Добавил - .

    Мартынов А. Е. Вид Невского
    проспекта от Фонтанки на
    Адмиралтейство, 1809-1810
    Добавил-

* В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м

Чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка моста была

В 1839 г. принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла движение по Невскому пр. Проект разработали инж.-майором И. Ф. Буттац, инж. А. Х. Редер. Проект утвержден в декабре 1840 г. Комитет по наблюдению за перестройкой моста возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Старый мост разобрали. 22 мая 1841 г. был уложен первый камень нового моста. По ширине мост стала равен Невскому пр.. Три пологих кирпичных свода олицевали розовым гранитом. Своды моста предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, на быкам поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но от накладных украшений и ваз отказались. Мост стал трехпролетным. Облицеван красным карельским гранитом.

Мост огражден массивной чугунной решеткой. Мотив рисунка заимствован с перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822-1824 гг. немецким арх. Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками чередуются между собой. Долгое время считалось, что автором решетки моста был А. П. Брюллов. Мост был перестроен за 6 месяцев.

Но в это время появились отлитые из бронзы скульптурные группы, созданые по проекту плодовитого мастера К. П. Клодта, которые как нельзя лучше подходили для украшения моста.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. К этому времени на массивных гранитных постаментах уже красовались две бронзовые скульптурные группы. На другой стороне моста стояли их точные гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Для замены этих копий Клодт повторил отливку групп в металле. Но Николай I подарил их прусскому королю Фридриху - Вильгельму IV. Статуи, не побывав на мосту, погруженные в Кронштадте на корабль, отбыли в Германию в порт Штеттин, потом в Берлин, и были установлены по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В их установке участвовал и сам автор.

Клодт снова принимается за трудоемкую работу, и в октябре 1844 г. в третий раз благополучно, с большим мастерством заканчивает отливку двух бронзовых групп, которые устанавливаются на постаменты вместо обветшавших гипсовых. Но и новая пара недолго простояла на мосту. "Кони" были подарены неаполитанскому королю Фердинанду Второму. Весной 1846 г. из Кронштадского порта они морем отправились в далекую солнечную Италию, в Неаполь, и были установлены на пилонах ворот при входе в парк королевского дворца.

На Аничковом мосту появились алебастровые бронзированные статуи. Клодту в четвертый раз предстояло отлить в металле своих "коней". Но теперь он уже не стал копировать, а решил создать новые по композиции группы, объединив их с двумя первыми общим сюжетом и подчинив все произведениие единой идее.

Интерес к Аничкову моста после появления коней Клодта стал так велик, что городская администрация, несмотря на запреты АХ, старалась дополнительно его приукрасить. Некоторое время на мосту столяи фонари газового освещения. В 1890-х гг. на углу пешеходной панели была поставлена миниатюрная часовня (1,5 м) с четырехгранным основанием фасонного литья.

В 1906-1908 гг. Аничков мост был капительно перестроен по проекту С. П. Бобровского и Н. Г. Кривошеина. Из-за начавшегося трамвайного движения своды моста не могли выдержать нагрузки. Замена сводов требовала и замены опор. Мост был полностью разобран. Комиссия городской железной дороги под руководсством инж. А. П. Пшеницкого разработала несколько вариантов перестройки моста. В том числе предлагалось заменить мост однопролетным металлическим. 25 апреля 1905 г. АХ приняла решение сохранить прежний каменный мост.

При перестройке уделялось большое внимание сохранению прежней формы моста и прочности. Своды моста были выложены выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание. Были устранены узкие сходни с моста. Их заменили широкие ступени.

После реконстукции на мосту появилась табличка с надписью "Аничкин мост". Один из потомков М. О. Аничкова обратился в городскую управу с протестом против такого названия. Городская дума восстановила истинное название - Аничков мост.

Переустройство Аничкова моста.

В «Известиях» СПБ. Городской думы за текущий год (№ 10) помещен обширный доклад городской управы о переустройстве Аничкова моста. Докладу предпослана краткая историческая справка, из которой видно, что мост построен инж. бароном фон Дершау в 1841 г. В 1843 г. уже началось его разрушение со стороны Спасской части, что во время было замечено и остановлено. Затем до 1899 г. данных о дальнейшем разрушении моста не имеется. В 1902 г. было замечено разрушение свода среднего пролета и слабость опор, и собранная для этого комиссия пришла к заключению, что весьма желательно перестроить весь мост заново. Комиссия 1905 г. (27 авг.), соглашаясь с мнением предшествовавших комиссий, решила сохранить прежний вид моста, так как были предложения совершено изменить его. При этом докладе приложена смета на перестройку моста на сумму 104.347 руб. Теперешняя комиссия по переустройству моста состоит из следующих лиц: Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген, Н. Л. Кирпичев, Г. Г. Кривошеин, С. К. Куницкий, Н. Н. Митинский, А. П. Пшеницкий, Г. Н. Соловьёв и В. Г. Тюрин. («Зодчий», 1906, Вып. 17, С. 168, добавил miraru1)

В 1938 г. старую торцовую мостовую на Невском пр. заменили асфальтом. Новые виды транспорта - автобус и троллейбус - оживили движение по мосту.

В годы Великоы Отечественной войны в октябре 1941 г. Исполком Ленгорсовета принял решение о сбережении скульптуры Аничкова моста - снять четыре скульптурные гурппы и закопать в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). Работы проводил "Дормост" во главе с инж. В. Макаровым по руководством специальной комиссии. На катках скульптуры доставили в сад дворца. В промерзлой земле вырыли 4 ямы. Скульптуры смазали тавотом, оклеили бумагой, обшили досками, а пустоты между обшивкой и статуями засыпали землей. Конные гуппы опустили в ямы наполовину их высоты. Сверху насыпали земляные холмы. Долгие годы опустевшие гранитные пьедесталы напоминали людям: "Идет война". Летом на постаментах стояли ящики с травой.

В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка была заново отлита на заводе "Лентрублит" и вновь установлена на мосту.

За несколько дней до победы "Укротители коней" вернулись на свое место. Бронзовые группы были откопаны, очищены от предохранительной смазки, промыты бензином и установлены на гранитные постаменты. Операция по установке началась в 9 часов вечера 1 июня 1945 г., и закончилась в 9 часов утра следующего дня. "Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, - писала "Ленинградская правда". - Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. "Даже на крышах стояли зрители".

Аничков мост - одна из известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он расположился между 66 и 68, 39 и 41 домами Невского проспекта. Назван мост в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, батальон которого при Петре Первом дислоцировался за Фонтанкой в старой финской деревушке, прозванной Аничковой слободой.

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанку знали как Безымянного Ерика. Прокладываемый в то время Невский проспект считался одной из важных улиц столицы - в месте, где пути пересекались, требовалась постоянная переправа.

В 1715-м году императором Петром І был издан указ о строительстве моста на Фонтанной реке. Строительные работы завершились в мае 1716-го года. Так появилась деревянная балочная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост перекрывал не только сам проток, но и заболоченную пойму. Переправа получилась внушительных размеров (речь идет о ее длине), впрочем, по-другому и быть не могло, ведь сама Фонтанка в ширину достигала 200 метров.

Протяженность моста - 150 метров. Строительством переправы занимался инженерный батальон под командованием Михаила Аничкова.

Еще в эпоху Петра I мост перестраивался. Так, в 1721-м году его расширили, сделали 18 пролетов. Средняя часть стала подъемной, поскольку на тот момент Фонтанная река была очищена и углублена настолько, что по ней даже начали ходить суда.

В 1726-м и 1742-м годах производился капитальный ремонт моста. В 1749-м архитектором Семеном Волковым была построена новая деревянная переправа, которая практически не имела никаких отличий от типовых конструкций тех времен. Согласно одной из версий, мост выполнили без разводных пролетов и укрепили для того, чтобы можно было доставить царю слонов, подаренных иранским шахом.

Если верить другим сведениям, то, согласно чертежу 1750-го года, строительство переправы было ориентировано на простую балочную систему с подъемным пролетом. Устройства, поднимающие среднюю часть моста, выполнили в виде «журавлей». В процессе реконструкции было принято решение о сохранении всех восемнадцати пролетов, отделанных под каменный руст. Ограждением моста служили деревянные балясины, стоящие между тумбами и увенчанные вазами.

До конца 18 столетия Фонтанка считалась границей города, а Аничков мост в Санкт-Петербурге, в свою очередь, - пропускным пунктом.

Каменный мост с башенками

К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.

Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта - известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.

Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.

В 1841-м году на западной стороне переправы появились первые статуи из бронзы: «Юноша, берущий коня под уздцы» и «Конь с идущим юношей». Скульптуры восточного берега были повторением западного, только отлиты они были из гипса, окрашенного под цвет бронзы.

Новые бронзовые кони с литейного двора по приказу Николая I были отправлены в качестве подарка королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Скульптуры до настоящего времени находятся в Берлине. И только в 1844-м году гипсовые статуи заменили новыми, бронзовыми. Правда, простояли они совсем немного. Через пару лет император отблагодарил ими «короля обеих Сицилий» за его гостеприимство.

Копии коней Клодта находились и в Стрельне, в Петергофе, а также в усадьбе Голицыных. И каждый раз их снимали с моста, возвращая на место гипсовые. В 1851-м году мост наконец-то окончательно укомплектовали. Скульптор отказался от повторения прежних статуй. Он принялся за работу над созданием двух новых композиций. Кони еще два раза покидали Аничков мост в Санкт-Петербурге. Во время блокады 1941-го года их сняли и закопали в дворцовом саду, в 2000-м отправили на реставрацию к юбилею города. Всем, кто видел Аничков мост, скульптуры коней запомнятся надолго.

Современная реставрация

В 2007-2008 годах провели реконструкцию одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга (СПб). Аничков мост подвергся капитальному ремонту. В первую очередь занялись устранением трещин в асфальтобетонном покрытии над промежуточными опорами и устоями, также избавились от дефектов вдоль водоотводных лотков и произвели ремонт гидроизоляции. Победила в тендере компания «Пилон», основной сферой деятельности которой последние 10 лет было благоустройство и ремонт набережных Фонтанки. В качестве генерального проектировщика выступило НПО «Ранд».

В ходе реконструкции планировалось заменить наиболее опасные фрагменты арочной кирпичной кладки и переложить 20 рядов свода в зоне, где основная опора приходится на гранитные устои. Также требовалось обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки или сильных морозов.

Эксплуатация моста

При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.

Близлежащие достопримечательности

Вы планируете посетить вторую столицу России и не знаете, что же стоит посмотреть? Как говорилось выше, одной из достопримечательностей считается Аничков мост. Петербург богат различными переправами и удивительными памятниками архитектуры. Недалеко от Аничкова моста находятся Михайловский сад, памятник Чижику-Пыжику, Храм Спаса-на-Крови, Русский музей, Летний сад и Фонтанный дом.

Образовательный центр «Аничков мост»

Местным жителям известно, что не только достопримечательность Петербурга носит название «Аничков мост». Так еще именуется европейский образовательный центр. В нем объединено два творческих коллектива, оба известны не только в России, но и в Европе. Компания работает с детскими дошкольными образовательными учреждениями, воплощая в жизнь методики раннего развития.

Фольклорное имя

У жителей Петербурга хорошее чувство юмора, и они подшучивают над своим городом весьма изящно и элегантно. Так, к примеру, Исаакиевский собор получил название «Чернильницы», памятник Петру Первому - «Медного всадника», а Аничков мост стали называть «Мостом шестнадцати яиц».