Должностная инструкция классного руководителя. Основные обязанности классного руководителя в школе Классный руководитель и его должностные обязанности

Институт классного руководства в средних школах обусловлен необходимостью координировать учебную и воспитательную работу в среднем и старшем учебных звеньях. Классный руководитель - это многофункциональная обязанность, накладывающая серьезную персональную ответственность за результаты развития детей и коллективов учащихся на педагога.

Поэтому обязанности классного руководителя в школе регламентированы специальным положением. Этот документ предусмотрен перечнем внутренних обязательных нормативных документов в образовательном учреждении.

Должностные обязанности классного руководителя

Назначение на должность классного руководителя осуществляется приказом директора образовательного учреждения и контролируется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе. Обязательным условием является наличие высшего либо педагогического образования.

входит организация воспитания, внешкольного развития и детей в классе, защита интересов детей и детского коллектива в школьной и учебной среде, организация работы с родителями учащихся.

Результаты работы предоставляются в аналитической форме, отчетах всем заинтересованным субъектами образовательного пространства: педагогическому коллективу, административным органам, родителям. Структура должностных обязанностей включает в себя следующие разделы:

  • Направления и задачи работы.
  • Работа с учащимися.
  • Формирование детского коллектива.
  • Работа с внешней средой.
  • Воспитательная работа.
  • Повышение квалификации.
  • Необходимые знания и навыки.
  • Права и ответственность классного руководителя.

Направления и задачи работы

Деятельность классного руководителя осуществляется в трех важнейших направлениях: индивидуальный подход к каждому ученику, отношения со школьным коллективом учащихся, взаимодействие с внешней средой. Эти направления деятельности взаимосвязаны между собой. Индивидуальная работа с учеником включает в себя гармонизацию отношений со сверстниками, его самореализацию в учебной и внешкольной среде. Успешная социализация в детском коллективе - это развития личности.

В свою очередь, класс в качестве субъекта учебно-воспитательной среды служит естественной почвой для самореализации каждого учащегося.

Чувство значимости для коллектива и признание ребенка в школьной среде - органичные элементы в системе обучения и развития детей.

В обязанности классного руководителя входит установление созидательных, позитивных отношений с родителями детей. Организация совместных мероприятий - самый короткий путь к установлению контактов на уровне «школа-семья».

Работа с учащимися

Классный руководитель участвует в формировании психолого-педагогических условий для развития личности учащегося в интеллектуальной, физической и духовной сферах. Для этого он должен знать особенности личности каждого ребенка, условия его жизни в семье. В функционал классного руководителя входит:

  • Посещение семьи ребенка и установление контактов с родителями.
  • Анализ успеваемости учащегося.
  • Оформление личных дел учащихся.
  • Контроль посещения занятий и предупреждение девиантных форм поведения.

На основании знаний об учениках и с учетом их личных возможностей педагог помогает раскрытию потенциала учащегося в коллективе в полной мере.

Формирование детского коллектива

Классный руководитель отвечает за формирование школьного коллектива, за процессы социализации. Поскольку от их эффективности зависит многое: учащихся, их первый опыт в процессе социализации, опыт отношений со старшими участниками процесса образования, результативность обучения.

В классного руководителя входит формирование качественной социокультурной среды в виде школьного объединения учащихся. Какие способы работы предусмотрены для достижения этой цели?

  • Проведение классных организационных мероприятий.
  • Анализ и оценка внутреннего климата коллектива учащихся.
  • Внеклассные культурные, спортивные и интеллектуальные мероприятия.
  • Совместные мероприятия с родителями.
  • Поездки и участие в мероприятиях разного уровня: областных, городских, региональных.

Работа с внешней средой

Работа с родителями, защита и представление интересов каждого ученика и коллектива в целом во внешней среде (школы, города) - важные моменты, которые включены в функциональные обязанности классного руководителя.

Классного руководителя направлена на помощь ребенку в осознании себя членом школьного социума, помогает детям понять свою долю ответственности за коллективные достижения.

Для формирования здорового климата детской образовательной среды в обязанности классного руководителя в школе входит формирование благоприятных условий для учащихся. Для этой цели используются:

  • Организация культурно-массовых и спортивных мероприятий.
  • Организация дежурств.
  • Помощь в процессе самоорганизации коллективных форм деятельности.
  • Участие в конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах.

Воспитательная работа

Образование в школе - ведущая деятельность, однако не менее важны иные функции. Воспитательная работа классного руководителяс коллективом учащихся - это осознанное формирование позитивных и социально значимых форм поведения учащихся, направленных на принятие ими нравственных предписаний общества. Воспитание осуществляется в различных формах:

  • Тематические собрания.
  • Просветительская деятельность.
  • Активное участие в социально востребованных формах поведения (помощь ветеранам, участие в субботниках, организация концертов, выступлений, соревнований).

Повышение квалификации

Навык саморазвития должен быть присущ каждому педагогу.

входит повышение квалификации в соответствии с планом образовательного учреждения, а также в качестве элемента самообразования. Это может быть:

  • Участие в творческих конкурсах для педагогов.
  • Посещение педагогических семинаров, конференций.
  • Участие в профессиональном обмене.
  • Изучение печатных материалов и публикаций по предмету.
  • Работа на практических семинарах по освоению современных коммуникативных методик.

Необходимые знания и навыки

Для профессионального осуществления деятельности в качестве классного руководителя педагог должен обладать определенным комплексом знаний и уметь использовать их в практической деятельности:

  • Владеть знаниями детской и и физиологии.
  • Освоить уметь устанавливать контакт с учащимися и родителями.
  • Знать методы работы с группами и владеть современными методами индивидуальной работы.
  • входит знание Законодательства РФ, Закона «Об Образовании», Конвенции о правах ребенка, Декларации о правах и свободах человека, локальных актов и регламентов работы.

Права и ответственность классного руководителя

Педагог - это высокая степень ответствености. В обязанности классного руководителявменяется быть образцом для поведения. Нарушение этих правил чревато негативными последствиями для самого педагога.

Поскольку невозможно требовать соблюдения правил от детей, если их нарушает тот, кто ответственен за воспитание.

Права и обязанности классного руководителя имеют как внешние, нормативно прописанные регламенты, так и внутренние, нравственные предписания, нарушение которых может привести к серьезным последствиям, отражающимся на поведении учащихся.

Классный руководитель вправе:

  • Получать информацию о психофизиологических особенностях учащегося.
  • Контролировать результаты учебы.
  • Проявлять инициативу в совершенствовании форм работы на уровне школы.
  • Получать методическую, консультационную поддержку со стороны администрации и узкопрофильных специалистов.
  • Приглашать в школу законных представителей учащихся для решения вопросов по их воспитанию и обучению.
  • Защищать честь и достоинство в случае несогласия с оценкой со стороны администрации, родителей, учащихся, иных участников учебного процесса.

Ответственность классного руководителя:

  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение правил и предписаний, определенных внутренними нормативными документами.
  • За нарушение норм российского законодательства и Закона «Об образовании»

Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового
договора с ______________________________________________________________
наименование должности лица, на которого составлена настоящая
должностная инструкция и в соответствии с положениями Трудового кодекса
Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании" и иных нормативных
актов.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного
учреждения __________________________________, осуществляет деятельность,
наименование, номер общеобразовательного учреждения
направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания
учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного
процесса.
1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа
лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми
не менее ____ лет, без предъявления требований к стажу работу в должности
классного руководителя, в том числе по представлению заведующего учебной
частью или заведующего по воспитательной работе, и непосредственно
подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска
и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
работающего в данном классе;
1.3. Классный руководитель должен знать:
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей
педагогики, физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
социального психотренинга, современными методами индивидуальных и
групповых занятий в рамках класса;
- особенности воспитательной системы;
- условия работы и особенности проведения занятий в данном
общеобразовательном учреждении.
1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",
Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере
образования.

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя
являются:
2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;
2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся;
2.3. организация внеучебной жизни класса;
2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
2.5. социальная помощь и защита учащихся;
2.6. взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
работниками.

3. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. ведет журнал успеваемости учащихся;
3.2. ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;
3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает
с активом класса, организует коллективное творчество, формирует
обязанности дежурных;
3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим
общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе
3.5. заботится о внешнем виде учащихся;
3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии
с Уставом общеобразовательного учреждения;
3.7. формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует
его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т.д.);
3.8. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин
пропусков занятий без уважительных причин; совместно с социальным
педагогом посещает семьи "трудных" детей;
3.9. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями
по поводу успеваемости учащихся;
3.10. создает условия для развития познавательных интересов,
расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация
экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
3.11. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
3.12. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
3.13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную,
спортивную деятельность;
3.14. проводит тематические классные часы периодичностью ______ раз
в месяц, собрания, беседы с учащимися.
3.15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя
внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей,
активно сотрудничая с социальным педагогом. Выявляет и ведет учет детей
социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;
3.16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых
классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися
дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью
_______ раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает
родителей к организации внеучебной деятельности.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время
урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение
урока);
4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых
учителями-предметниками;
4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за
поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном организационными документами общеобразовательного
учреждения;
4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательного учреждения;
4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов
учебного заведения, вносить свои предложения по формированию
индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы,
учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного
учреждения;
4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений,
содействовать их функционированию.

5. Ответственность классного руководителя

Классный руководитель несет ответственность:
5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной
причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах
общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора,
должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с
трудовым законодательством РФ;
5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и
хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет
ответственность, предусмотренную организационными документами
общеобразовательного учреждения;
5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического
или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым или гражданским законодательством РФ.

На плечи классного руководителя ложится координация процесса воспитания и образования вверенного ему класса в средней школе. Он отвечает за полученные учениками результаты учебно-воспитательной деятельности, корректирует ее организацию и помогает обучающимся. Деятельность классного руководителя описывается в должностной инструкции.

Должностную инструкцию классного руководителя по ФГОС на 2018-2019 год регламентирует приказ Минобрнауки от 3.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками». В ней указываются общие требования к специалисту, его обязанности и функции, права и мера ответственности.

Что включает должностная инструкция классного руководителя?

Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.

В своей работе классный руководитель должен основываться на:

  • личностно-ориентированном подходе;
  • актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
  • результатах анализа явлений жизни;
  • толерантности;
  • учете материального и социального положения семей учеников;
  • учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.

Структуру работы классрука можно представить в таком виде:

  • организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
  • контроль жизнедеятельности класса;
  • изучение и использование современных приемов воспитания.

Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.

Таблица 1. Должностные обязанности классного руководителя согласно инструкции

Требуемые образование и навыки

Основы подростковой психологии и физиологии, методы работы с одаренными и сложными детьми, нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, Конвенция о правах ребенка, локальные акты. Педагогу необходимо иметь развитые навыки коммуникации, а также:

  • планировать работу и прогнозировать ее результаты;
  • ставить и добиваться краткосрочных и долгосрочных целей;
  • выстраивать гармоничные отношения с детьми, коллегами и родителями;
  • стимулировать инициативность детей, поддерживать их;
  • проводить воспитательные мероприятия;
  • применять нравственно-эстетические технологии в работе.

Цели и задачи работы

Целями работы выступают:

  • работа с учениками для гармонизации отношений в образовательном пространстве, раскрытия их потенциала;
  • в обязанности классного руководителя по закону об образовании 2018 входит построение гармоничных отношений в классе;
  • создание продуктивных отношений с родителями, администрацией и другими педагогами.

Классрук контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проводит инструктаж по технике безопасности, рассказывает о здоровом образе жизни, оптимизирует учебную нагрузку, применяет здоровьесберегающие технологии.

Индивидуальная работа с учениками

Ведение дневника наблюдений. Выделение групп учеников по интересам и способностям, определение «группы риска». Диагностика психофизического развития детей, очерчивание их умений и навыков, оценка интеллектуальных, спортивных и творческих способностей.

Посещение семей, ведение личных дел, профилактика девиантного поведения. Способствование раскрытию потенциала и гармоничному развитию учащихся.

Проведение работы с классным коллективом

Функции классного руководителя по ФГОС включают:

  • контроль посещения и успеваемости учащихся, проверка дневников, ведение уставной документации, взаимодействие с учителями предметниками, повышение мотивации учеников;
  • проведение мероприятий для создания благоприятной среды в классе, оценка внутреннего климата в коллективе;
  • проведение различных классных мероприятий, привлечение детей к факультативам и кружкам;
  • контроль организации классного самоуправления, организация трудовой деятельности (дежурств, уборка территории).

Работа с родителями и внешней средой

Систематическая работа с родителями, анализ семейно-бытовых условий, повышение педагогических знаний родителей, вовлечение семьи во внеклассную деятельность, проведение родительских собраний.

Воспитательное воздействие

Гармоничное развитие личности ребенка, просветительская деятельность, беседы и пр.

Повышение квалификации

Постоянное саморазвитие, путем прохождения курсов повышения квалификации, изучения литературы, участия в обмене педагогическим опытом, конкурсах, конференциях, семинарах.

Права и мера ответственности

К правам классного руководителя относятся:

  • контроль академических успехов детей;
  • получение информации об их психофизиологическом развитии;
  • работа с родителями по приглашению в школу;
  • присутствие на уроках учителей-предметников;
  • привлечение учеников к дисциплинарной ответственности;
  • поощрение учеников за их успехи;
  • инициация совершенствования работы;
  • использование методической поддержки педагогов и администрации;
  • защита собственной чести и достоинства.

За неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей классруку грозит административная ответственность.

Возлагаемые на классного руководителя функции закрепляются в Уставе школы.

Примерная структура должностной инструкции классного руководителя

Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:

  • общие положения,
  • должностные права и обязанности,
  • ответственность.

В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:

  • полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
  • порядок назначения и увольнения;
  • порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
  • кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
  • какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
  • квалификационные требования.

В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.

В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:

  • за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
  • физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
  • за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
  • нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.

Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.

Особенности должностных обязанностей классного руководителя

Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС .

Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:

Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:

  • проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
  • ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
  • участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.

Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.

Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.

Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:

  • классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
  • разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
  • отчитывается перед администрацией о проделанной работе.

Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.

Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

2. Функции классного руководителя

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к детям, получающим такое питание.

3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с роди-телями по поводу успеваемости школьников.

3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

класс во время урока без экстренной необходимости, делать замечания учителю в течение урока).

3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

3.21. Работает с характеристиками учащихся.

3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.

3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).

3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

3.28. Изучает условия воспитания в семье.

3.29. Работает с родителями индивидуально.

3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятель-ности класса.

3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

  • Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
  • Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
  • Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.
  • Основные задачи и содержание работы классного руководителя.
    1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.
    2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.
    3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
    4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
  • Режим работы классного руководителя.
    1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.
    2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
    3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
    6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
    7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
  • Классный руководитель должен уметь:
    1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
    2. видеть и формировать свои воспитательные цели;
    3. составить план воспитательной работы в собственном классе;
    4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
    5. организовать и провести родительское собрание;
    6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
  • Должностные обязанности
      Классный руководитель:
    1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
    2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
    3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
    4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
    5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
    6. заботится о внешнем виде учащихся;
    7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
    8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
    9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
    10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
    11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
    12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)
    13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
    14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
    15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;
    16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
    17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
    18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Документация и отчётность.
    1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
    2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
    3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
    4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
    5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
    6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
    7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
    8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
    9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
    10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
      • до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
      • в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
      • за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
      • до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
      • до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
      • до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
    11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.
    12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.
    13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.
    14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
    15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.
    16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.
    17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
    18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
    19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
    20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».
    21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
    22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.
    23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.
    25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
    26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
    27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
    28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.
    29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.
    30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.
    31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
    32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
  • Классный руководитель не имеет права:
    1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..
    2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
    3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
    4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
    5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
  • Ответственность классного руководителя.
    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.
    2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
    3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.
    4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
  • Классный руководитель должен знать:
    • Конституцию Российской Федерации;
    • документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
    • основы доврачебной медицинской помощи;
    • основы гражданского законодательства;
    • педагогику детскую;
    • возрастную и социальную психологию;
    • психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;
    • возрастную физиологию;
    • школьную гигиену;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • программы и учебники;
    • средства обучения и их дидактические возможности;
    • основы трудового законодательства;
    • правила и нормы охраны труда;
    • техники безопасности и противопожарной защиты.