Государственная политика дошкольного образования рф. Государственная политика в области дошкольного образования

«Социальная компетентность» - Преемственность этапов детского развития. Прогноз о ходе экологических изменений. Личностно-деятельный подход. Самоопределение. Педагогическая поддержка. Подходы к формированию социальных компетентностей: Адаптация в обществе. Методика «Уголки». Классный руководитель. Саморазвитие. Задачный подход. Самореализация.

«Компетентностное образование» - Содержание понятия «компетенция». Тестовые задания открытого типа. Психолого-педагогические основы реализации компетентностного подхода. Общеучебные умения. Определение расстояния. Характерные признаки. Признаки и результаты компетентностного обучения. Прочитайте предложенные источники. Признаки и результаты.

«Компетенции» - Компетенции выпускника. Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО). Инструменталь- ные. Квалификационные требования: знания, умения, навыки, ценности. Общенаучные. Общепрофес- сиональные. Процесс формирования компетенций. Профильно-специа- лизированные. Формирование перечня компетенций.

«Компетентностный подход в образовании» - Умения. Профессионализм. Что влияет на формирование компетенций? Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Виды ключевых компетенций. Причины кризиса знаниево-просветительской парадигмы. Интеграция двух парадигм. Политика. Структура компетенции. Способности. Досуг. Взаимодействие учеников, педагогов и родителей в компетентностной парадигме.

«Компетенции в образовании» - Из документов по модернизации образования РФ. Компетенция (лат. Оксфордско-Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000». Компетентный (лат.competentis)- соответствующий, способный)- обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области. Не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

«Компетенции в школе» - Поурочная деятельность Синхронизированный курс по истории древнего мира и МХК. Методическое обеспечение эксперимента: Методическая учеба для классных руководителей. Праздник «Франкофония». ОТЧЕТ «Формирование ключевых компетенций в современной школе» Первый этап. Палеонтологический музей. Составить программы и методические рекомендации по формированию ключевых компетенций у школьников.

Всего в теме 11 презентаций

04 Мар 2014, в сфере , появившиеся обновленные и новые федеральные документы, регламентирующие деятельность современного ДОУ, преобразуют представление педагога системы о программном обеспечении образовательного процесса, что вызывает множество вопросов и затруднений.

Педагоги понимают, что новые стандарты призваны не только обеспечить непрерывность образования, но и решить проблемы повышения качества образования. Все это представляет собой новую идеологию, совершенно новые подходы к построению образовательных отношений, как на уровне детского сада, так и при взаимодействии с социальным институтом семьи. При взаимодействии с семьями воспитанников дошкольное учреждение обращает внимание на самые разнообразные вопросы образования и жизнеобеспечения ребенка. Это и воспитание качеств личности, и становление ценностных ориентаций и даже такие вопросы как приобретение тех или иных детских товаров.

В столь непростых условиях можно посоветовать педагогам начать переход на ФГОС с разработки соответствующей программы.

Она может состоять из трех этапов: организационно-аналитического, внедренческого, обобщающего и быть рассчитанной на два учебных года.

Главная задача первого этапа - проанализировать готовность педагогов к внедрению и выявить профессиональные затруднения воспитателей.

В результате появляется возможность выявить основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС: упрощенное понимание сущности и техно­логии реализации личностно-ориентированного подхода; ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препят­ствием в достижении целевых ориентиров; отсутствие опыта разработки разделов обязательной части образовательной програм­мы ДОУ и части, формируемой участниками образовательных отношений и др.

Возникло противоречие между новыми предъ­являемыми требованиями и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГОС.

Второй этап по реализации программы может проходить по трем направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы по переходу на ФГОС.

2. Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих переход на ФГОС.

3. Разработка образовательной программы ДОУ.

На этом этапе создается нормативно-правовой портфель ДОУ и все участники образовательного процесса с ним должны быть ознакомлены. В этот пакет документов входят федеральные и региональные норматив­ные акты и локальные акты ДОУ.

Обобщающий этап предполагает подведение итогов деятельности дошкольного учреждения по внедрению ФГОС и реализации современной образовательной политики в сфере дошкольного образования. На этом этапе планируется проанализировать деятельность детского сада по разработке и реализации образовательной программы; разработку комплексно-тематического планирования и созданного к нему банка методического и практического материала для воспитателей и специалистов ДОУ и т.д.

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • - единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • - свобода и плюрализм в образовании;
  • - демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

  • - обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);
  • - заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;
  • - содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Корнева К. К.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: дети, дошкольное образование, государственная политика в сфере дошкольного образования.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

A STATE POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AND PARTICULAR QUALITIES OF IT"S IMPLEMENTATIONS AT THE

Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state policy in the sphere of preschool education at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Keywords: children, a preschool education, a state policy in the sphere of preschool education.

Как известно, государственная политика в сфере дошкольного образования является составной частью государственной образовательной политики, под которой понимается реализация функций государства в сфере образования. Исходя из этого, под государственной политикой в области дошкольного образования нами понимается система государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента системы образования.

Отметим, что с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ») изменилось место дошкольного образования в отечественной системе образования. Было установлено, что дошкольное образование - это первый уровень общего образования (п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Особая значимость дошкольного обучения и воспитания, системы заботы о раннем детстве связана, прежде всего, с ростом потребности в таких услугах в связи с тем, что устойчивый характер в последние годы приобретают тенденции повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного образования . Поэтому политическим руководством страны и органами власти уделяется значительное внимание дошкольному образованию. Так, В.В. Путин подчеркнул, что «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России» . Сказанное в полной мере относится к первому уровню общего образования - дошкольному.

Основные механизмы реализации государственной политики в области дошкольного образования определены в ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что управление системой образования, помимо прочего, включает в себя:

Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

Осуществление стратегического планирования развития системы образования;

Принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Отметим, что апробация и внедрение современных механизмов реализации государственной политики в области дошкольного образования происходили в 2000-е годы, когда были переосмыслены ошибки в данной сфере, допущенные в 90-е годы прошлого столетия. Напомним, что в тот период реализация конституционных прав на образование, и прежде всего, дошкольное образование, была значительно затруднена. В связи с этим в начале XXI века перед нашей страной встала задача по возвращению утраченных позиций в сфере образования в целом, и в дошкольном образовании, в частности. С этой целью были приняты такие документы, как «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Приоритетный национальный проект «Образование», а также ряд Федеральных целевых программ.

Очередной импульс совершенствованию системы дошкольного образования придал Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» . Важным этапом развития института дошкольного образования стало

принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Вместе с тем, в сфере дошкольного образования сохраняются весьма острые проблемы. Так, в некоторых случаях установленные количественные показатели, касающиеся дошкольного образования, достигаются в ущерб качественным. Например, решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет породила проблему ликвидации яслей и закрытия ясельных групп в детских садах.

Как подчеркивает Т.Л. Клячко, проблемы дошкольного образования не сводятся лишь к нехватке мест в дошкольных учреждениях. Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (обеспечить присмотр и накормить) и пока не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий . Тем самым, детские ясли и сады ещё во многом по старинке выполняют по образному выражению И.В. Бестужева-Лады роль «камер хранения».

Основная инфраструктурная проблема в дошкольном образовании в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей. Перед входом детей в систему общего (обязательного школьного) образования, оно не устраняет (и даже не всегда смягчает) различия в культурном и социальном капитале семей. Как отмечается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка .

В настоящее время все более актуальной становится проблема реформирования системы дошкольного образования, поиска новых

организационных, нормативно-правовых, программно-методических форм и методов работы с детьми, решения вопросов формирования профессионального корпуса педагогов и специалистов дошкольного воспитания и обучения. Сегодня в детских садах растет потребность не просто в традиционных воспитателях, но и в социальных педагогах, психологах, специалистах консультативно-диагностических служб, имеющих опыт работы с родителями, населением, поликлиниками, социальными службами, средствами массовой информации и т.д. .

В литературе подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования . В рамках задачи развития современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предусматривается реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. С этой целью предусматривается:

Обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

Обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми;

Повышение квалификации по новым образовательным программам 95% педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования.

В результате реализации принимаемых мер будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику .

Таким образом, государственная политика в области дошкольного образования представляет систему государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента (уровня) системы образования.

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.

2. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. -53 с.

3. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2336.

7. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // [Электронный ресурс]. URL: http: // pravo.gov.ru (дата обращения - 16.02.2017).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013, 25 ноября - Федеральный выпуск №6241.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

10. Рудакова, Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние / Е.Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 175-183.

1 Государственная политика в области дошкольного образования Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования


1.1.Роль образования на современном этапе России 1.2.Отечественная система образования 1.3.Принципы государственной политики в области образования 2.Становление новой системы образования в России 2.1.Стратегическая цель государственной политики в области образования 2.2.Приоритетные задачи государственной политики в области образования 3.Развитие дошкольного образования 3.1.Новые ценностные ориентиры дошкольного образования 4.Основные направления развития дошкольного образования 4.1.Приоритетные направления развития системы дошкольного образования Ставропольского края 2


3 Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Конституция РФ Стратегия развития образования до 2020 г. (Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ, распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р) Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ от 26 августа 2010 г. № 761н) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ((Действующее, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2012 гг.» Федеральный государственные требования по дошкольному образованию


4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.


5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями


6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:


7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью


8 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров


Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов; Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании; Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы; Обновление организационно-экономических механизмов системы образования; Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования; 9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс; Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. 10 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020


Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов). Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ. 11 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 12 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Основные составляющие компетентности работников образования: - профессиональная - коммуникативная - информационная - правовая 13 Квалификационные характеристики должностей работников образования


Руководитель ОУ (зам. Руководителя ОУ) : высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; или высшее (среднее)профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (+ см. п. 42 Типового положения о ДОУ о допуске к педагогической деятельности) 14 Требования к квалификации


Профессиональная компетентность: оптимальное решение управленческих проблем, нестандартное решение задач; готовность принимать происходящие изменения и умение управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования и коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть и развивать возможности и ресурсы работников. Коммуникативная компетентность: эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных. Требования к квалификации 15


Информационная компетентность: эффективное восприятие и оценка информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности; работа с различными информационными источниками и ресурсами; ведение документации на электронных носителях. Правовая компетентность: эффективное использование в управлении законодательных и иных нормативных документов; разработка локальных нормативных документов; принятие управленческих решений в рамках действующей законодательной базы. 16


Право детских садов не только предлагать услуги по дошкольному образованию, но и по присмотру и уходу за детьми. -в классификации дошкольных учреждений никаких изменений нет, но в новом Типовом положении уточняется, что в детских садах при необходимости могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми с соблюдением режима дня, но без образовательных программ. -закрепляется право создавать семейные группы. Они также могут быть двух видов - с образовательными программами и без них. -если прежде детский сад , где ведется обучение на каком-либо языке народов России, должен был обеспечить условия для изучения русского, то теперь такого обязательства нет -детский сад уже не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется -проходить государственную аккредитацию дошкольному учреждению не надо - такого требования в Типовом положении нет -Главный документ - лицензия. -в типовом положении четко прописывалось, что учредитель дошкольного учреждения - орган местного самоуправления, теперь такой графы нет. -из нового положения исчезла глава о предельной наполняемости групп и др. Типовое положение 17


Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ) 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ) 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации 6.Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям). 18 Типовое положение о ДОУ


7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии). 8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ») 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности группы компенсирующей направленности группы оздоровительной направленности группы комбинированной направленности 11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой) 19 Типовое положение о ДОУ


1.Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ на основе федеральной Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС) 2. Индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии их в контингенте ДОУ любого вида). 20 Новые документы ДОУ


Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС , в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС). 21


Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; ФГОС учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; На основе ФГОС осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании ОУ; Функции ФГОС ДО по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование: 22


Определены пользователи ФГОС : ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования; 23


ФГОС повышает ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования. 24


Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка); Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра); Концептуальные основы 25


Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона). Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семья ми воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 26 Реализация Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на2011-2015 гг.


Внедрение системы мониторинга здоровья детей. Совершенствование организации питания. Формирование индивидуальной модели оздоровления детей. Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом. Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья 27 Здоровьесбережение


Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования - детский сад - начальная школа. 28 Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.


Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах. Создание интернет сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родитель ской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. 29 Информационная открытость дошкольного образования


Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики. Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов. Миссия образовательного комплекса Ставропольского края заключается в обеспечении условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности молодых граждан страны, подготовки кадров для инновационной экономики региона. 30 Повышение эффективности управления современным детским садом


1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества. 2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека. 3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества. 31 Основные стратегические цели:


1. Повышение доступности качественного образования; 2. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Новая школа»; 3. Подготовка нового поколения педагогических кадров; 4. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения; 5. Повышение эффективности управления в системе образования; 6. Развитие современной системы непрерывного образования; 7. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования; 8. Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родитель ского попечения; 9. Интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; Поддержка талантливой молодежи. Повышение доступности качественного образования 32 Приоритетные направления развития системы образования Ставропольского края


Вопросы и задания для контроля: 1.Назовите ключевые проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования. 2.Каким правом законодательной инициативы обладают субъекты Российской Федерации. 3.Перечислите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. 4.Назовите приоритетные направления развития дошкольного образования. 5.Информационная открытость дошкольного образования (определение). 6.Перечислите основные стратегические цели в сфере образования. 7.Назовите принципы государственной политики в области образования. Создайте стандарт качества дошкольного образования в виде схемы Практическое задание 33


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ В РАБОТЕ