Игра по химии "первоначальные химические понятия". Презентация - первоначальные химические понятия Массовое число Заряд иона

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации.

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

5. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

6. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

7. Компакт-диск «Химия. 8 класс».

8. Плакат «Количественные величины в химии.

9. Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные опыты.

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).



5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или

получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение

Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

5. Опыты, выясняющие условия горения.

6. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты .

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.

1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли

Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород - восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.

Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Образцы кислот и солей.

4. Действие растворов кислот на индикаторы.

5. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты .

1. Получение водорода и изучение его свойств.

2. Взаимодействие кислот с металлами.

Расчетные задачи. Решение различных типов задач.

ВВЕДЕНИЕ

Темой «Первоначальные химические понятия» начинается курс химии в восьмилетней средней школе. Значение темы определяется не только тем, что при изучении ее учащиеся усвоят многие химические понятия, закон сохранения массы веществ, основные положения атомно-молекулярного учения, но и тем, что она предоставляет возможность для развития логического мышления учащихся, воспитания у них интереса к предмету, диалектико-материалистического мировоззрения.

1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Формирование первоначальных понятий на уроках по этой теме составляет первый этап в создании системы химических знаний у учащихся, поэтому многие определения еще не будут полными, не будут содержать все признаки изучаемых понятий. Химические явления необходимо рассматривать с точки зрения атомно-молекулярного учения. При изучении этой темы начинается формирование у учащихся умений осуществлять межпредметные связи. Особенность методики реализаций межпредметных связей заключается в том, что учащиеся в большей мере следуют за учителем, воспроизводят его рассказ, содержащий факты, понятия, известные из других предметов, особенно из курсов физики VI иначала VII классов. Учитель сам показывает возможность и необходимость привлечения знаний, например сведений о свойствах конкретных веществ (металлов, неметаллов и др.). В конце первой темы учащиеся уже могут самостоятельно привлекать теоретические знания, полученные на уроках физики.

В процессе усвоения первоначальных химических понятий мировоззренческие знания (положения и идеи) должны формироваться на доступном для учащихся материале, главным образом на базе межпредметных связей. Известно, что многие мировоззренческие идеи уже были заложены в сознание учащихся, при изучениибиологии, географии, физики. Поэтому важно умело использовать и развивать их.

Большую роль в решении задачи формирования научного мировоззрения имеют обобщения, которые делает учитель. При этом разумеется, что ознакомление учащихся с мировоззренческими знаниями проводят на уровне химической формы движения материи. При объяснении и обобщении можно использовать некоторые философские термины, например такие, как сущность, закон, причина, противоположность ит. п. Однако эти термины учитель не раскрывает, а лишь поясняет их, опираясь на обыденные представления и имеющиеся у учащихся знания. При изучении темы мировоззренческий материал должен быть усвоен учащимися в основном на уровне воспроизведения, хотя возможно и применение этих знаний в аналогичных ситуациях.

Основные задачи изучения темы следующие: дать представление о веществах, их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, связь их со свойствами и применением; разъяснить одну из причин многообразия веществ -- способность атомов разных элементов соединяться друг е другом; раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления, познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических -- друг с другом; химических -- с физическими и биологическими); разъяснить учащимся обобщенные химические знания (на атомно-молекулярном уровне), заключенные в законах и теориях химии; показать значение этих знаний для понимания мира веществ и практики людей; ознакомить школьников с некоторыми методами химии (наблюдением, химическим экспериментом), с химическим языком, приемами мышления (сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация) и путями познания.

Тема «Первоначальные химические понятия» изучается на 22 уроках: 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.

  • 2. Практическое занятие 1. «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете и с лабораторным оборудованием».
  • 3. Практическое занятие, 1 (продолжение). «Ознакомление с нагревательными приборами. Изучение строения пламени».
  • 4. Чистые вещества и смеси.
  • 5. Практическое занятие 2. «Очистка поваренной соли»,
  • 6. Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций.
  • 7. Атомы и молекулы.
  • 8. Простые и сложные вещества,
  • 9. Химические элементы.
  • 10. Знаки химических элементов.
  • 11. Относительная атомная масса.
  • 12. Постоянство состава веществ. Химические формулы.
  • 13. Относительная молекулярная масса. Вычисление массовой доли элемента, в "сложном веществе по химической формуле.
  • 14. Валентность атомов.
  • 15. Составление формул по валентности.
  • 16. Атомно-молекулярное учение в химии. 17. Закон сохранения массы веществ.
  • 18. Химические уравнения.
  • 19. Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
  • 20. Реакция замещения. Упражнения в составлении и чтении химических уравнений.
  • 21. Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия».
  • 22. Контрольная работа.

Прежде чем раскрывать методику изучения программных вопросов, кратко характеризуется химический эксперимент первой темы сточки зрения внесенных в него изменений. Число и содержание лабораторных опытов осталось прежним, за исключением пятого опыта, в котором учащимся предлагается дополнительно ознакомиться с образцами минералов и горных пород. Набор веществ, предметов, рекомендуемых для опытов, может быть иным (по усмотрению учителя). Можно изменять и технику выполнения отдельных опытов, например для изучения физических явлений предлагается опыт нагревания стеклянной трубки. Практика показывает; что нагревание стеклянной трубки на спиртовой горелке происходит долго. При этом затрачивается много горючего, Еще труднее провести опыт, если пользоваться сухим спиртом. В связи с этим опыт нагревания: стеклянной трубки можно заменить растворением в воде известных учащимся веществ (поваренная соль, сода, сахар) и выпариванием полученного раствора (нескольких капель).

Химические явления учащиеся могут изучать на различных опытах: действие раствора уксусной кислоты («уксуса») на соду, действие раствора соляной кислоты на мелкие кусочки мрамора (с мелом, как рекомендуется в учебнике, опыт проходит менее наглядно), прокаливание медного предмета и др. Опыт с прокаливанием меди нуждается в изменении. Поскольку цель опыта-- заметить образование нового вещества, то нет смысла несколько раз прокаливать медь, как рекомендует учебник, и каждый раз соскабливать черный налет (эта процедура требует много времени). Касаясь остальных опытов, используемых для доказательства химических явлений, следует обратить внимание на необходимость, применения малых количеств реактивов.

По сравнению с прежней программой на практические занятия отводится в этой теме не один, а три часа. Добавляется один час на ознакомление учащихся с техникой лабораторной работы, на изучение строения пламени и правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Второй час выделяется на практическое занятие «Очистка загрязненной поваренной соли».

Урок – путешествие

«Первоначальные химические понятия»

Цель данного урока - применение знаний на практике.

Задачи:

образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с химической посудой и реактивами; научить отстаивать свою точку зрения.

развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: применение знаний на практике

Этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, дидактический материал, штатив лабораторный, фарфоровая чашка, вода в колбе, пробирки, нагревательный прибор, спички, растворы хлоридной кислоты, сульфатной кислоты, бария хлорида, натрий карбоната, свеча.

Основные понятия и термины: простые и сложные вещества, валентность, формула, химическая реакция, уравнение химической реакции.

Методы и приемы: словесный: беседа, рассказ; практический: решение задач.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Эпиграф урока: «Единственный путь, который ведёт к знаниям, - это деятельность»

Б.Шоу

Оглашение темы и цели урока.

Учащиеся объединены в команды (экипажи), в группе выбирается лидер – капитан, боцман, радист, лоцман и матрос (или юнга)

Слово учителя.

Уже полгода мы изучаем теоретические азы химической науки. Сегодня мы отправимся в морское путешествие по океану химических знаний. В плавании вам пригодятся все те знания и навыки, которые вы приобрели на уроках. Если вы успешно пройдете это испытание, то каждый из вас получит пропуск в огромное царство химических веществ, о которых пойдёт речь на последующих уроках химии.

Я прошу подойти ко мне капитанов и получить путевые листы для своего экипажа. В них вы будете отмечать пройденные этапы и полученные баллы.

    Основная часть

I. ТАМОЖНЯ

Игра «Дешифровщик».

Каждая команда должна разгадать одно из ключевых слов нашего урока

Молекула

Вещество

Формула

Реакция

О выполнении задания докладывает лоцман, который помог вывести команду их порта.(1 балл)

II.

Что такое химическая формула?

Как правильно составить формулу вещества?

Что называют валентностью?

Боцманы работают по карточкам, составляют формулы веществ по валентности.(3 балла)

Капитаны проверяют правильность выполнения задания.(1 балл)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)

Р(III)

O(II)

F(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)

Р(III)

O(II)

F(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)

Остальные члены экипажей работают с периодической системой.

(За правильный ответ – фишка = 1 баллу)

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь космических тел

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь великих ученых

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь географических объектов

III. Остров ПЕРЕМЕН

1) Любые изменения, которые происходят вокруг, называют явлениями .

Какие различают явления?

Как иначе называют химические явления?

Назовите признаки химических реакций.

2) Для продолжения пути необходимо определить, какие из названных явлений физические, а какие – химические. (Графический диктант )

Химические явления обозначьте знаком + , а физические -

    Ржавление железа(+)

    Прокисание молока(+)

    Замерзание воды(-)

    Плавление свинца(-)

    Взрыв динамита(+)

    Образование инея(-)

    Растворение сахара в воде(-)

    Гниение листьев(+)

    Скручивание проволоки в спираль(-)

    Брожение виноградного сока(+)

Взаимопроверка.

1- 4 правильных ответа – 1 балл

5-7 правильных ответов - 2 балла

8-10 правильных ответов – 3 балла

3) Капитаны получают карточки с заданием. Необходимо расставить коэффициенты в уравнениях реакций.

IV . ОСТРОВ ЖЗЛ

Доклады учащихся «Страницы биографии» (Демокрит, Ломоносов, Лавуазье, Менделеев)

Доклад - 2 балла

V . АРХИПЕЛАГ ЛАБОРАТОРИЯ

Остров Безопасный. ( Физкультминутка )

Повторим основные правила поведения в лаборатории при выполнении опытов.

Правильное утверждение – учащиеся кивают головой, неправильное – поворачивают головой из стороны в сторону, сомневаются – пожимают плечами.

    Работать в лаборатории необходимо в специальном халате.

    Вещества необходимо брать в небольшом количестве.

    Вещества можно пробовать на вкус.

    Любую работу выполнят с разрешения учителя или лаборанта.

    Можно путать склянки и крышки.

    Пламя горелки тушить с помощью специального колпачка.

    Излишки реактивов можно слить обратно в склянку, из которой они были взяты.

    При работе с едкими веществами (кислотами и щелочами) необходимо быть особенно внимательными и осторожными.

Остров Экспериментальный.

Каждая команда в начале нашего пути получила задание, которое необходимо выполнить при условии, что экипаж успешно прошёл все предыдущие этапы пути.

Остров Результативный.

Выполнив практическое задание, результат своей работы команда оформляет на доске, составляя сравнительную таблицу «Физические и химические явления», объясняя свои наблюдения и выводы. (У доски работает радист). Все учащиеся записывают таблицу в тетрадь. (Интерактивное упражнение «Составление сравнительной таблицы»)

Физические явления

Химические явления

Плавление парафина (изменение агрегатного состояния)

«Шипучка» (выделение газа)

Испарение воды (изменение агрегатного состояния)

«Молоко» (изменение цвета, образование осадка)

VI . ОСТРОВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Это конечный пункт нашего плавания, где мы подведем итоги нашей работы. Прошу капитанов посчитать сумму баллов и сдать путевые листы.

В это время учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент м/ф «Чертёнок № 13»

    Домашнее задание

    Подведение итогов

Оценивание работы учащихся за урок

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Капитан

Боцман

Лоцман

Радист

Матрос

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Материк Химических веществ (сумма баллов)

Капитан

Боцман

Лоцман

Радист

Матрос

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Родился Демокрит около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что Демокрит был учеником неких халдеев и магов.

Багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об «атоме» - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, доказывая не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита.

Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время.

М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из молекул , которые являются «собраниями» . В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный дает такое определение: «Атом есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Молекула есть собрание атомов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы у М. В. Ломоносова часто также - «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивает, что эти частицы чувственно неощутимы. М. В. Ломоносов указывает на различие «однородных» молекул, то есть состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом», и «разнородных» - состоящих из различных элементов. Тела, состоящие из однородных молекул есть простые тела.

В письме к Л. Эйлеру он формулирует свой «всеобщий естественный закон» (5 июля 1748 года) ...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.

В 1774 году опубликует работу, в которой описаны аналогичные опыты; позднее им был сформулирован и опубликован закон сохранения вещества - результаты опытов М. В. Ломоносова не были опубликованы, поэтому о них стало известно только через сто лет.

Антуан Лоран Лавуазье – французский химик, один из основоположников современной химии. Родился 26 августа 1743 года в Париже в семье адвоката.

В своих исследованиях постоянно использовал математические методы. Он выяснил роль кислорода в процессе горения, окисления и дыхания, чем опроверг теорию флогистона, открыл закон сохранения массы веществ, ввёл понятие «химический элемент» и «химическое соединение», доказал, что дыхание схоже с процессом горения и является источником теплоты в организме. Лавуазье считают одним из основоположником термохимии.

В 29 лет Лавуазье был избран действительным членом Парижской академии наук. Кто знает, какие ещё открытия успел бы совершить этот выдающийся учёный, если бы его не убили вместе с жертвами революционного террора.

В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу наших знаний о природе, использованию их на благо человека. Среди них имя Д. И. Менделеева занимает одно из первых мест.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834г. в Тобольске. В семье был семнадцатым ребёнком. В гимназии учился сначала посредственно. В старших классах заинтересовался естественно – математическими науками, историей, географией, астрономией. Со временем успехи юного гимназиста росли, и в аттестате были только две удовлетворительные оценки. А в 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

Еще студентом в 1854 году Дмитрий Иванович проводит исследования и пишет статью «Об изоморфизме» , где установил отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов.

В 1856 г. защищает диссертацию «Об удельных объемах» на степень магистра химии и физики. В это время пишет о различии реакций замещения, соединения и разложения.

С 1880 г. он начал интересоваться искусством, особенно русским, собирает художественные коллекции, а в 1894 г. избирается действительным членом Императорской академии художеств. В качестве хобби Дмитрий Иванович делал чемоданы и сам себе шил одежду. Менделеев участвовал и в проектировании первого русского ледокола «Ермак».

Открытие периодического закона Д.И.Менделеевым положило начало новому этапу в развитии химии в целом, сыграло важную роль в создании теории строения атома. Представления Менделеева о растворах составили ядро современных теорий растворов.

Плодотворной была деятельность Д.И. Менделеева, направленная на развитие промышленности и сельского хозяйства.

Его работы по созданию бездымного пороха, аэро- и гидродинамике, способствовали освоению Северного Ледовитого океана, развитию мореходства, аэронавтики, метеорологии, содействовали научно-техническому прогрессу страны.

Менделеев неоднократно ездил по стране с целью изучения возможности развития тех или иных её районов, в том числе и Украины. Учёный побывал в Донбассе и высказал идею подземной газификации топлива.





















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Объяснительная записка.

В 2006 году мною была опубликована программа пропедевтического курса химии для 7 класса. Для эффективного изучения теоретических первоначальных понятий химии детьми более раннего возраста предлагаю использовать на уроках презентацию, составленную по авторским разработкам, по опорным схемам-конспектам, разработанным на кафедре общей и аналитической химии МПГУ, материалам учебника “Химия-8” Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана; рабочей тетради для 8 класса “Первоначальные химические понятия” И.Н. Городничевой, рабочей тетради для 8 класса “Химические элементы и химические законы” И.А. Леенсона, рабочей тетради для 7 класса О.С. Габриеляна, Г.А. Шипаревой. Также данный материал можно использовать при изучении темы “Первоначальные химические понятия” в 8 классе и отдельные слайды презентации помогают актуализировать знания по отдельным темам на более высоких ступенях обучения химии.

Описание презентации с приемами использования отдельных ее слайдов на уроках. (Презентация)

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Физическое тело и вещество.

Физические тела состоят из веществ. Ученикам предлагается выписать в два столбика физические тела и вещества из данного списка.

Слайд 3. Физическое тело и вещество .

После самостоятельной работы предлагается самопроверка получившихся результатов.

Слайд 4. Разделение смесей.

Представлены способы разделения смесей.

Слайд 5. Атомы и молекул ы.

Физические тела состоят из веществ; вещества состоят из молекул, в состав которых входят атомы или из атомов, не связанных в молекулы.

Ученики под схемой выписывают из учебника определение понятий “молекула” и “атом”.

Слайд 6. Схема разложения воды электрическим током – опыт, подтверждающий наличие молекул и атомов.

Слайд 7. Атомно-молекулярное учение М.В.Ломоносова.

Ученикам предлагается расшифровать опорный конспект:

  1. Молекулы состоят из атомов.
  2. Вещества бываю молекулярного (т.е. состоят из молекул) и немолекулярного строения (состоят из атомов, несоединенных в молекулы).
  3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Между молекулами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
  4. Атомы одного вида от атомов другого вида отличаются массой и свойствами.
  5. Между молекулами существуют промежутки, которые зависят от температуры и агрегатного состояния вещества.
  6. С веществами могут происходить физические и химические явления. При физических явлениях молекулы не изменяются, меняется расстояние между ними. При химических явлениях молекулы распадаются до атомов и атомы образуют новые комбинации молекул.

Слайд 8. Химические и физические явления.

Под схемой учащиеся записывают определение явлений и примеры.

Слайд 9. Простые и сложные вещества.

В два столбика ученики записывают определения понятий “простое вещество” и “сложное вещество”, самостоятельно зарисовывают молекулы простых и сложных веществ из данного списка, распределяя их в соответствующие столбцы, затем проводиться самопроверка.

Слайд 10. Химический элемен.

Записывается определение. Знакомим с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева.

Слайд 11. Алхимические символы химических элементов.

Знакомство и обсуждение записи химических элементов до XIX века.

Слайд 12. Обозначение химических элементов Берцелиусом.

Обсуждение современной системы обозначения химических элементов. Зарисовывается таблица с примерами, далее можно таблицу продолжить (без латинских названий) наиболее часто встречаемыми химическими элементами, пользуясь таблицей №2 учебника (стр. 24).

Слайд 13–14. Химические анаграммы.

Ученики устно отгадывают зашифрованные химические элементы.

Слайд 15. Химический диктант.

На слайде по вариантам записаны названия химических элементов. Учащимся предлагается записать знак химического элемента и чтение этого знака в формулах.

После написания диктанта возможна самопроверка или взаимопроверка работы.

Слайд 16–17 . Химические элементы в организме человека.

Работа с таблицей макро-, микро- и ультра микроэлементов. Учащиеся выполняют задание на карточках (Приложение 1) , выписывают знаки химических элементов.

Слайд 18. Атомная единица массы

Знакомство с новой единицей массы атома, образно показано чему равна 1 а.е.м. Ученики делают рисунки, записывают определение.

Слайд 19. Относительная атомная масса.

Знакомство с новой величиной, показано как выводится относительная атомная масса, обсуждение почему эта величина безразмерная. Образно показана относительная атомная масса гелия. Обсуждаем и записываем определение, ученики выполняют рисунок и правильно записывают массу атома гелия, выраженную в а.е.м. и относительную атомную массу гелия.

Слайд 20. Относительная атомная масса.

Учим находить относительную атомную массу химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева на примере водорода, кислорода, меди, записывать округленные значения величины. Далее ребята записывают относительные атомные массы различных химических элементов и массы атомов, выраженных в а.е.м. этих же элементов.

Слайд 21. Относительная атомная масса.

Обобщение знаний об относительной атомной массе оформляем в виде схемы.

Слайд 22. Химическая формула.

Рассматривая три формы записи состава вещества: алхимическое изображение вещества, описание состава и химическую формулу с помощью знаков и индексов приводим учеников к выводу, что именно современная химическая формула, являясь емкой, отражает состав вещества. Записываем пример калийной селитры: описание и химическую формулу, формулируем и записываем определение понятия “химическая формула”.

Слайд 23. Относительная молекулярная масса.

Схема-обобщение знаний об относительной молекулярной массе вещества.

Слайд 24. Массовая доля элемента в веществе.

Схема-обобщение знаний о массовой доле элемента в веществе

Слайд 25. Схема-обобщение “Химическая формула вещества”.

Схема является ответом на вопрос учителя: “Какую информацию о веществе несет его химическая формула?” Относительные атомные массы элементов, входящих в состав данного вещества выписываются из периодической системы Д.И. Менделеева для дальнейшего подсчета относительной молекулярной массы вещества и определения массовых долей элементов, а так же с целью многократного повторения и выработки навыка правильной записи этой величины.

Слайд 26 . Пример характеристики химической формулы углекислого газа.

Слайд 27–30. Алгоритм определения валентности по химической формуле вещества.

Представлены поэтапные действия для определения валентностей элементов в бинарных соединениях по молекулярной формуле вещества. Выводим с учениками обобщенную формулу для подсчета валентности элемента.

Слайд 31–35. Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по известным валентностям.

Рассматриваем и записываем поэтапно действия для составления молекулярной формулы вещества по валентностям. Выводим формулу для подсчетов индексов элементов.

Слайд 36–37. Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова.

Обсуждаем закон, ученики зарисовывают опорный сигнал, дают формулировку закона. Показываем фрагмент из кинофильма “Михайло Ломоносов” (1955 год), демонстрирующий публичный опыт М.В. Ломоносова.

Слайд 38–39. Уравнения химических реакций.

Записываем уравнение химической реакции разложения воды электрическим током. Вспоминаем формулировку закона сохранения массы веществ, подсчитываем массы исходных веществ и продуктов реакции и приходим к выводу, о необходимости расстановки коэффициентов, уравнивающих число атомов элементов до и после реакции. Ученики расставляют коэффициенты, записывают со слайда №38 расчет массы веществ с учетом коэффициентов, подтверждая соблюдение закона сохранения массы веществ. Формулируем определение уравнения химической реакции.

Слайд 40–41. Типы химических реакций.

Изучая типы химических реакций, зарисовываем схемы реакций разложения, соединения, замещения. Записываем уравнения реакций, соответствующие схемам, расставляем коэффициенты.

Слайд 42. Количество вещества.

Знакомство с новой физической величиной, иллюстрируем порцию вещества, записываем определение количества вещества, вводим обозначение n (“ню”).

Слайд 43. Моль вещества.

Вводим понятия “моль вещества”, “число Авогадро”.

Слайд 44. Количество вещества.

Схема-обобщение знаний о количестве вещества.

Слайд 45. Число Авогадро.

Схема-обобщение знаний о постоянной Авогадро.

Слайд 46. Молярная масса.

Знакомство с новой физической величиной. Работаем с таблицей (Приложение 2 ), определяем зависимость между массой и количеством вещества для разных порций веществ. Знакомим с новой физической величиной, вводим обозначение, формулу для вычисления молярной массы, единицы измерения. Подводим учеников к выводу о численном равенстве относительной молекулярной массы и молярной массы данного вещества.

Слайд 47 . Молярная масса разных веществ.

Рисунок закрепляет понимание о том, что у разных по составу веществ различны и молярные массы, хотя в них содержится одинаковое число частиц.

Слайд 48. Молярная масса.

Схема-обобщение знаний о молярной массе вещества.

Слайд 49. Закон Авогадро.

Записываем формулировку закона, рассматриваем и обсуждаем рисунок, изображающий 1 моль разных газов.

Слайд 50. Молярный объем.

Формируем понятие “молярный объем газов”, рассматривая рисунок подводим к выводу, что для веществ в твердых и жидких агрегатных состояниях молярный объем различен, а в газообразном состоянии эта величина постоянна. Вводим размерность и формулу для вычисления.

Слайд 51. Молярный объем.

Схема-обобщение знаний о молярном объеме газов.

Слайд 52. Связь количественных величин.

Демонстрируем и обсуждаем сводную формулу взаимосвязи между физическими величинами: массой, объемом и числом структурных частиц, осуществляемой через количество вещества. Делаем вывод, что формула позволяет рассчитать любую из переменных величин, если известна лишь одна из них.

Слайд 53. Список литературы.

Сборник самостоятельных работ по химии для 8 класса по разделу "Первоначальные химические понятия"

учитель химии первой квалификационной категории Наривончик Людмила Сергеевна, ГУ «Коскольская СОШ» Республика Казахстан
Тема: Сборник самостоятельных работ по химии для учащихся 8 класса по разделу «Первоначальные химические понятия»
Цель: оценка уровня усвоения знаний по разделу «Первоначальные химические понятия»
Задачи: организовать самостоятельную работу учащихся на уроке
Описание: в сборнике собраны самостоятельные работы в трех вариантах на отработку умений и навыков по разделу «Первоначальные химические понятия» для 8 класса; как итог отработки ЗУНов подготовлена итоговая контрольная работа. Сборник будет полезен как молодым педагогам, так и учителям с опытом работы.

Работа №1


Цель: Закрепить знания о веществе и материале

Вариант 1
Из приведенного перечня выпишите вещества: гвоздь, железо, стакан, линейка, стекло, графит, воронка, крахмал, алюминий, проволока.

Вариант 2
Из приведенного перечня выпишите изделия с указанием веществ или материалов, из которых они сделаны: подкова, пробирка, вилка, авторучка, провод.
Вариант 3
Из приведенного перечня выпишите в три столбика:
а) вещества;
б) материалы;
в) минералы: медный купорос, малахит, резина, вода, мрамор, асфальт, полиэтилен, древесина, сера, уголь, проволока, бетон, известняк, магнитный железняк.

Работа №2

(фронтально-дифференцированная)
Цель: сформировать понятие «свойства вещества»

Вариант 1
О каких веществах можно сказать:
а) при обычных условиях бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, закипает при 1000С, затвердевает при 0оС;
б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, имеет плотность около 9г/см3, хорошая пластичность позволяет изготовлять тонкую проволоку?

Вариант 2
По каким признакам поваренную соль можно ошибочно принять за сахар? Назовите два признака, по которым их легко различить.

Вариант 3
Какие свойства позволяют
а) алюминию конкурировать с медью в электротехнике;
б) использовать корунд для изготовления точильных камней и наждачной бумаги;
в) использовать сахар и ванилин в кондитерских изделиях?

Работа №3

(фронтальная лабораторная)

Цель: научить определять и описывать физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, плотность, растворимость в воде, твердость, запах.
1.Проведите классификацию выданных вам веществ по агрегатному состоянию и цвету: поваренная соль, сера, сахар, стекло, кварц, мел, медь, железо, вода, бензин, углекислый газ (в закрытой колбе)
2.Определите, какие из выданных вам веществ обладают запахом.
3.Определите, какую плотность имеют выданные вам вещества.
4.Какие из выданных вам веществ практически нерастворимы в воде, а какие растворимы в ней?
5.Распределите выданные вам вещества по уменьшению их твердости (царапая одно вещество другим).

Работа №4

(групповая)
Цель: закрепить понятия «вещество», «тело», «свойства вещества».

1.Выпишите из приведенных признаков: круглый, бесцветный, растворимый, плоский, овальный, прозрачный, зеленый, нерастворимый, электропроводный, кристаллический, хрупкий, газообразный, стеклянный, выпуклый, тяжелый, твердый, легкий, жидкий, имеющий определенную температуру плавления (кипения) – могут быть отнесены:
а) только к веществам (1-й ученик);
б) только к предметам (телам) (2-й ученик);
в) и к предметам, и к веществам (3-й ученик)
2.Проверьте правильность выполнения задания друг у друга

Работа №5

(групповая)
Цель: Выработать умение находить рациональные способы разделения смесей.
1. Укажите способы разделения следующих веществ:
Вариант 1
а) вода и сахар (1 ученик);
б) медные и железные опилки (2 ученик);
в) подсолнечное масло и вода (3 ученик);
г) вода и уксусная кислота (4 ученик).

Вариант 2
а) вода и глина (1 ученик);
б) порошок мела и поваренная соль (2 ученик);
в) песок и сахар(3 ученик);
г) спирт и вода (4 ученик).
2. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
3. Какие из приведенных здесь способов разделения смесей не срабатывают на борту космической станции и почему?

Работа №6

(парная лабораторная)
Цель: углубить представления о том, что свойства веществ в смесях сохраняются

1.Налейте в две пробирки воды (не более 1/3 объёма) и добавьте в них:
а)порошок мела (1 ученик);
б) поваренную соль (2 ученик). Разделите полученные смеси.
2.На лист бумаги насыпьте не смешивая:
а) железные опилки и серу (1 ученик);
б) железные опилки и порошок мела (2 ученик).
Изучите их физические свойства. Тщательно перемешайте. Изменились ли свойства веществ в смесях?
3.Разделите полученные смеси. Как называются использованные способы разделения смесей?

Работа №7

(групповая)
Цель: Закрепить понятия о смесях и способах их разделения

1.Заполните таблицу, приведя по два примера соответствующих смесей:
Агрегатное состояние вещества в смесях Примеры смесей
Твердое – твердое
Жидкое – твердое
Жидкое – жидкое
Газообразное – твердое
Газообразное – жидкое
Газообразное – газообразное
2. Тепловые электростанции, работающие на угле и мазуте, существенно загрязняют атмосферный воздух дымовыми выбросами (частички золы и сажи, сернистый и углекислый газы). Предложите возможные способы очистки указанных дымовых выбросов.

Работа №8


Цель: Выработать умение различать физические и химические явления.

Вариант 1
Из приведенного перечня явлений выпишите те, которые относятся к химическим явлениям:
а) при нагревании вода превращается в пар, а при пропускании через неё электрического тока она превращается в два газообразных вещества – водород и кислород;
б) при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с водородом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах;
в) для приготовления домашнего шипучего напитка кристаллы лимонной кислоты растворяют в оде, затем в полученный раствор добавляют пищевую соду (при этом происходит обильное выделение газа - с шипением);
г) серебряные ложки со временем чернеют, но та чернота быстро исчезает, если их поместить их на несколько минут в столовый уксус.

Вариант 2
Выпишите отдельно, какие из описанных явлений относятся к физическим:
а) при поджигании свечи парафин сначала плавится, а затем сгорает;
б) при включении в сеть электролампочка излучает свет и тепло;
в) на медных предметах образуется зеленый налет;
г) при растирании в ступке кристаллов медного купороса и серы образуется порошок зеленого цвета;
д) при сильном измельчении кусочек стекла превращается в белый порошок;
е) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок;
ж) если к духам или одеколону прилить воды, то происходит образование мути.

Вариант 3
Приведите по три примера физических и химических явлений, которые играют существенную роль в быту, технике, и поясните их значение

Работа №9

(парная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о физических явлениях и о свойствах веществ.

1.Положите кусочек парафина в тигель и с помощью тигельных щипцов внесите его в пламя. Что наблюдаете?
Тигель с расплавленным парафином поставьте на подставку штатива, погасите горелку. Что наблюдаете? Изменился ли парафин? (1 ученик)
Налейте в пробирку воды (не более третьей части) и добавьте в воду поваренную соль.
Как ускорить процесс растворения? Что происходит с солью?
Как доказать, что она превратилась в другое вещество?
Перелейте раствор в выпаривательную чашку и выпарьте воду. Сравните поваренную соль, полученную в результате выпаривания, с той, которая была вам выдана. (2 ученик)
2.Обсудите результаты работы. Какие явления вы наблюдали? Чем сходны проделанные вами опыты с различными веществами? Какие явления называются физическими?

Работа №10

(фронтальная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о химических явлениях и о свойствам веществ.

1.Поместите в пробирку кусочек мела (мрамора) и малыми порциями приливайте раствор кислоты. Что наблюдаете? Чем отличается это явление от растворения поваренной соли в воде?
2.Очищенную медную проволоку прокалите в течение минуты в пламени горелки. Что наблюдаете? Соскоблите острым предметом образовавшийся черный налет оксида меди и повторите прокаливание. Чем отличается образующийся оксид меди от меди?
3.Поместите в пробирку кусочек сахара и нагревайте в пламени грелки. Какие явления вам удалось здесь наблюдать?
4.Сделайте обобщенный вывод: что общего в химических явлениях и чем они отличаются от явлений физических?

Работа №11

(групповая)
Цель: уяснить признаки химических реакций в условиях их возникновения и течения

1.Какие признаки химических реакций появляются:
а) при скисании молока;
б) при загнивании белка;
в) при горении магния;
г) при ржавлении железа? Какие еще признаки химических реакций приходилось вам наблюдать в быту, в окружающем мире?
2.Почему:
а) природный газ не загорается, если в закрытом сосуде поджигать его электрическими разрядами;
б) скошенная трава, сваленная в кучу, быстро разогревается и сгнивает, а сваленная в яму, будучи утрамбованной и закрытой сверху слоем земли (так готовят силос для животных), сохраняется долго;
в) если тигель с горящим скипидаром поставить на снег (лед), то горение быстро прекращается;
г) в химическом стакане горит свеча: что произойдет и почему, если стакан закрыть стеклянной пластинкой?
Д) одной спичкой легко поджечь лучину, но нельзя поджечь бревно?
3.Сделайте обобщенный вывод: каковы условия возникновения и течение химических реакций?

Работа №12

(групповая)
Цель: Сформировать понятие «молекула» и «атом», научить пользоваться этими понятиями.

1.«Атом» в переводе с греческого означает «неделимый». В каком смысле с этим можно согласиться и в каком смысле нельзя?
2.Почему недопустимы такие выражения: «атомы воды», «молекулы воздуха»?
3.В каких случаях структурные частицы вещества можно называть и атомами и молекулами?
4.Молекулы углекислого газа в 22 раза тяжелее молекул водорода.
Почему же смесь этих газов в закрытом сосуде не расслаивается подобно воде и бензину?
5.Как объяснить в свете молекулярно-кинетической теории следующие факты:
а) высыхания мокрого белья в морозный день;
б) распространение запахов цветов в безветренную погоду;
в) выпадение «кислотных дождей» там, где отсутствуют промышленные предприятия?
6.В приведенных предложениях вставьте пропущенные слова – атом или молекула:
а) при растворении сахара в воде … сахара равномерно распределены между … воды;
б) … воды состоят из … кислорода и … водорода;
в) в состав … сахара, кроме … кислорода и водорода, входят.. углерода;
г) сладкий вкус раствора обусловлен … сахара;
д) запах тухлых яиц обусловлен … сероводорода, которые состоят из … водорода и … серы.
7. Почему ошибочно утверждение: «Все вещества состоят из молекул»?

Работа №13

(фронтальная лабораторная)
Цель: Закрепить знания о веществах, минералах и материалах

1. Из приведенных вам образцов: сера, уголь, медь, алюминий, вода, мел, гранит, магнетит, стекло, резина, пластмасса – выделите:
а) вещества,
б) минералы,
в) материалы
2. Зная, что все вещества можно разделить на простые и сложные, а простые – на металлы и неметаллы, проведите классификацию выданных вам веществ и оформите ответ в виде таблицы:

Вещества
Простые Сложные
Металлы Неметаллы

Работа №14

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».

Вариант 1
Укажите, где о кислороде говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
а) кислород малорастворим в воде;
б) кислород входит в состав песка и глины;
в) рыбы не могут жить в прокипяченной и охлажденной воде, так, как в ней нет кислорода, хотя около 90% массы воды приходится на долю кислорода

Вариант 2
Укажите, где об азоте говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
а) азотом наполняют электролампочки;
б) аммиак получают соединением азота с водородом;
в) с минеральными удобрениями азот вносят в почву;
г) растениям нужен азот для построения молекул белков;
д) азот называют безжизненным, но в то же время без азота не может быть жизни, так как жизнь есть форма существования белковых тел

Вариант 3
Составьте два предложения, в которых «железо» было бы употреблено в смысле простого вещества, и два предложения, где слово «железо»означало бы химический элемент.

Работа №15

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «химический элемент», «химический знак», «относительная атомная масса»

Вариант 1
1.Какие опыты (из курсов физики и химии) подтверждают существование атомов и молекул?
2.Могут ли в составе молекулы находиться следующие массы кислорода:
а) 8 а.е.м.;
б) 32 а.е.м.;
в) 24 а.е.м.?
а)О2
б)2 Fe;
в) 3Са?

Вариант 2
1.Как можно доказать, что сера – простое вещество, а оксид ртути – сложное?
2.Могут ли в составе молекулы находиться следующие массы серы:
а) 16 а.е.м.;
б) 64 а.е.м.;
в) 32 а.е.м?
3.Что обозначает химический знак? Запишите с помощью химических знаков:
а) три атома меди;
б) пять атомов углерода

Вариант 3
1.При разложении сложного вещества образовались оксид меди и вода. Какие химические элементы входят в состав этого сложного вещества?
2.Во сколько раз атом брома тяжелее:
а) атома кальция;
б) атома кислорода;
в) атома серы?
3.Запишите с помощью химических знаков:
а) четыре атома кислорода;
б) два атома серы;
в) пять атомов водорода.

Работа №16

(фронтальная)
Цель: Закрепить понятие «относительная атомная масса»
Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, определите, во сколько раз:
Вариант 1 – атом кальция тяжелее атома кислорода
Вариант 2 – атом магния легче атома железа
Вариант 3 – атом самого легкого металла – лития (Аr = 7) легче атома самого тяжелого металла, существующего в природе, - урана (Аr = 238)

Работа №17

(фронтальная)
Цель: Закрепить знания о сущности закона постоянства состава.
Зная, что при образовании сульфида алюминия алюминий и сера реагируют в массовом отношении 9:16, определите:
Вариант 1 – массу алюминия, который без остатка прореагирует с 24 грамм серы

Вариант 2 – что получится после реакции, если в ней хотели соединить 8 грамм алюминия с 8 грамм серы

Вариант 3 – массу алюминия и массу серы, которые необходимо взят для получения 15 грамм сульфида алюминия

Работа №18

(групповая)
Цель: Закрепить умения составлять химические формулы простых и сложных веществ и определять в них отношения масс химических элементов.

Вариант 1
а) белого фосфора (молекула состоит из 4 атомов фосфора);
б) оксида алюминия (на каждые два атома алюминия приходится три атома кислорода);
в) метана (на один атом углерода приходится четыре атома водорода);
г) углекислого газа (на один атом углерода приходится два атома кислорода)
2.Определите отношения масс элементов в метане
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2Н;
б) Н2;
в) 3Н2;
г) 2СН4 ?

Вариант 2
1.Составьте химические формулы следующих веществ:
а) угарного газа (на один атом углерода приходится один атом кислорода);
б) кислорода (молекула состоит из двух атомов кислорода);
в) озона (молекула состоит из трех атомов кислорода);
г) ацетилена (на два атома углерода приходится два атома водорода)
2.Определите отношение масс элементов в угарном газе.
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2О;
б) О2;
в) 3О2;
г) 4СО2 ?

Вариант 3
1.Составьте химические формулы следующих веществ:
а) серы (молекула состоит из восьми атомов серы);
б) сульфида алюминия (на два атома алюминия приходится три атома серы);
в) серной кислоты (на два атома водорода приходится один атом серы и четыре атома кислорода);
г) сахара (на двенадцать атомов углерода приходится двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода).
2.Определите отношения масс элементов в серной кислоте.
3.Что обозначают следующие записи:
а) 2N;
б)N2;
в)3N2;
г)3CO?

Работа №19

(групповая)
Цель: Закрепить умения вычислять относительные молекулярные массы веществ и проводить расчеты по химическим формулам.

Вариант 1
а) оксида магния - MgO;
б) соды – Na2CO3 .
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю кислорода.
а) глюкозы – C6H12O6;
б) мочевины – CO(NH2)2.
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите массовую долю углерода.
3.Выведите химическую формулу вещества, если известно, что:
а) на массовые доли серы и кислорода в сернистом газе приходится по 50%;
б) в мраморе массовые доли кальция, углерода и кислорода соответственно составляют 40%, 12% и 48% .
4.Проверьте результаты вычислений друг у друга и сравните их с эталонов ответа.

Вариант 2
1.Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ:
а) аммиака – NH3 ;
б) азотной кислоты – HNO3.
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю азота.
2.Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ:
а) сульфата меди (II) – CuSO4;
б) малахита – Cu2H2CO3;
Определите отношения масс элементов в этих соединениях и вычислите в них массовую долю меди.
3.Выведите химическую формулу вещества, если известно что:
а) в метане углерод и водород соединены в массовом отношении 3:1;
б) медь и кислород в оксиде меди соединены в массовом отношении 4:1.
4. Проверьте результаты вычислений друг у друга и сравните их с эталонов ответа.

Работа №20

(парная)
Цель: Закрепить умение определять валентность элементов в бинарных соединениях.

1.Зная, что водород всегда одновалентен, а кислород двухвалентен, а также, что хлор в перечисленных соединениях одновалентен, а сера двухвалентна, определите валентность других элементов в следующих веществах:
HF, PH3, FeCI3, CaO, Li2O, Cu2S (1-й ученик)
FeCI2, CCI4, P2O5,CH4, CuS,AI2O3 (2-й ученик)

2.Проверьте результаты вычислений друг у друга. Какое правило определения валентности вы применяли?

Работа №21

(групповая)
Цель: Закрепить умение составлять формулы веществ по валентности элементов.

1.Используя периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева в качестве справочной для определения валентности элементов, составьте формулы соединений, принимая во внимание, что водород всегда проявляет валентность 1, а кислород – 2; металлы А-группы проявляют валентность, как правило, равную номеру группы; валентность неметаллов в соединении с металлами определяется разностью между числом 8 и номером из группы элемента. Составьте формулы соединений, состоящих из:
а) кальция и кислорода;
б) алюминия и серы (1- й ученик)
в) натрия и серы;
г) кальция и хлора (2-й ученик)
д) алюминия и хлора
е) калия и кислорода (3-й ученик)
ж) магния и азота
з) натрия и водорода (4-й ученик)
2. Проверьте правильность составленных формул друг у друга.

Работа №22

(парная)
Цель: Закрепить понятия «моль», «количество вещества», «число Авогадро»

1.Задача. На лабораторных весах взвесили кусочек цинка – его масса оказалась 13 грамм. Вычислите:
а) количество вещества цинка в кусочке;
б) число атомов цинка (1-й ученик).
2.С помощью мензурки отмерили 90 мл воды. Сколько здесь молекул воды? Атомов водорода? Атомов кислорода? (2-й ученик)
Обсудите результаты работы.

Работа №23

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Закрепить понятия «моль», «молярная масса», «количество вещества», «число Авогадро»
Вариант 1
1.Определите количество вещества, содержащееся в оксиде меди II (СuО) массой 160 грамм.
2.Вычислите массу (в граммах). Которую составляет 0,5 моль углекислого газа (СО2)
3.Сколько молекул в 9 грамм воды?

Вариант 2
1.Вычислите массу 0,1 моль углекислого газа (СО2).
2.Определите количество вещества, содержащееся в гидроксиде натрия (NаОН) массой 10 грамм.
3.Сколько атомов водорода в 9 грамм воды?

Вариант 3
1.Определите количество вещества, содержащееся в мраморе (СаСО3) массой 1 килограмм.
2.На одной чашке рычажных весов находится 0,5 моль едкого натра (NаОН). Какое количество сульфата меди (II) (CuSO4) нужно положить на другую чашку весов, чтобы весы уравновесились?
3.Сколько атомов в 9 грамм воды?

Работа №24

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Совершенствовать умение производить расчеты по формулам с использованием понятий «моль», «молярная масса», «массовые доли», «число Авогадро», «массовые отношения элементов»

Вариант 1
1.По формуле оксида кальция (СаО) произведите следующие расчеты:
а)определите относительную молекулярную и молярную массы;
б)вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединении;
в)определите количество вещества и число атомов кальция в 7 грамм оксида кальция.
2.В земной коре содержание элементов калия и натрия примерно одинаково – 2% по массе. Каких атомов – калия или натрия – в земной коре больше? Ответ обоснуйте.

Вариант 2
1.По формуле углекислого газа (СО2) произведите следующие расчеты:
а) определите массовое отношение элементов в веществе и массовую долю углерода (в %);
б) массу 0, 25 моль этого вещества и число атомов кислорода в указанном количестве газа;
в) количество этого вещества, содержащееся в 1 м3 (плотность СО2 = 1,964 г/л).
2.Где атомов кислорода больше – в 51 грамм у оксида алюминия (Al2O3) или в 45 грамм глюкозы(С6Н12О6)

Вариант 3
1.В угарном газе углерод с кислородом соединены в массовом отношении 3:4. Выведите формулу этого соединения и по формуле определите:
а) массовую долю углерода (в%) в угарном газе;
б) массу 2,5 моль этого вещества и число всех атомов в указанном количестве;
в) какой объём займет 2,5 моль угарного газа, если плотность его равна 1,25 г\л?
2.В какой массе воды атомов кислорода содержится столько же, сколько их в 80 грамм оксида железа (Fe2O3)?

Работа №25

(групповая)
Цель: Уяснить смысл закона сохранения массы вещества.

1.Задача. При разложении 44,4 грамм малахита образовалось 32 грамм оксида меди, 3,6 грамм воды и углекислый газ. Какова масса выделившегося углекислого газа? (1-й ученик).
2.Задача. При нагревании оксида серебра образовалось 43,2 грамм серебра и 3,2 грамм кислорода. Какова масса разложившегося оксида? (2- ученик)
3.Не противоречит ли закону сохранения массы вещества тот факт, что масса горящей свечи со временем уменьшается? (3-й ученик)
4.Как изменится масса медных опилок, если их прокалить в открытом сосуде? (4-й ученик)

Работа №26

(групповая)
Цель: обучить составлению химических уравнений.

1. В приведенных схемах расставьте коэффициенты и замените стрелки знаком равенства.
Вариант 1
а) Mg + O2 = MgO
б) Al + Cl2 = AlCl3
в) Ag2O = Ag + O2
г) N2O5 + H2O = HNO3

Вариант 2
а) Fe + О2 = Fe3O4
б) Fe + Cl2 = FeCl3
в) P + O2 = P2O5
г) KClO3 = KCl + O2

Вариант 3
а) Na + H2O = NaOH + H2
б) CuO + Al = Al2O3 + Cu
в) Fe3O4 + Al = Al2O3 + Fe
г) NO2 = NO + O2
2. Проверьте правильность ответов.

Работа №27

(фронтальная лабораторная)
Цель: Экспериментально установить особенности реакции разложения.
1.Соберите прибор для исследования продуктов разложения вещества, проверьте его герметичность и закрепите в штативе.
2.В реакционную пробирку поместите немного основного карбоната меди (малахита), а газоотводную трубку – в пробирку с известковой водой.
3.Нагрейте в течение 1 мин, после чего, прежде чем прекратить нагревание, поднимите прибор так, чтобы газоотводная трубка не касалась известковой воды.
4.Какие факты позволяют утвердить, что произошла химическая реакция?
Сколько веществ было взято до реакции и сколько получилось после реакции?
Какие вещества образовались после реакции и по каким признакам это установлено?
Составьте уравнение химической реакции (формула малахита Cu2H2CO5 , а формулы полученных веществ CuO, H2O, CO2).
Какова характерная особенность реакции разложения?

Работа № 28

(фронтальная лабораторная)
Цель: Экспериментально установить особенности реакции замещения.
1.Прилейте в пробирку 3 мл раствора хлорида меди (II) (СuСl2) опустите в раствор железный гвоздь или проволоку.
2.В другую пробирку прилейте 2 мл раствора йодида калия (KI) и добавьте 1 мл хлорной воды (Сl2). Что наблюдаете? (Изменение окраски указывает на выделение йода - I2).
3.Выньте железную пластинку (проволоку) из раствора. Какие изменения произошли на её поверхности? Как изменился цвет раствора?
4.Составьте химические уравнения проделанных реакций.
5.Сформулируйте, какие реакции называют реакциями замещения.

Работа №29

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: Совершенствовать знания о количестве вещества, химических реакциях, их типах, а также умение расставлять коэффициенты.

Вариант 1

а) Ca + O2 = CaO
б) Fe2O3 + H2 = Fe + H2O
в) MgCO3 = MgO + CO2

Вариант 2
1. Расставьте коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и укажите, к каким типам они относятся:
а)KClO3 = KCl + O2
б) Al + HCl= AlCl3 +H2
в)N2 + H2 = NH3
2. Укажите на любом примере из предыдущего задания, какое количество и какого вещества вступило в реакцию и получилось в результате её.

Вариант 3
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и укажите, к каким типам они относятся:
а)FeCl3 + Zn = ZnCl2 + Fe
б) CH4 = C + H2
в)NO + O2 = NO2
2.Укажите на любом примере из предыдущего задания, какое количество и какого вещества вступило в реакцию и получилось в результате её.

Работа №30

(индивидуально-дифференцированная)
Цель: совершенствовать умение производить вычисления по химическим уравнениям, используя алгоритм решения задач.
Алгоритм решения
(последовательность действий)
1.Прочитайте текст задачи.
2.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений.
3.Составьте уравнение реакции.
4.Подчеркните формулы веществ, о которых идет речь в условиях задачи.
5.Надпишите над подчеркнутыми формулами исходные данные, под формулами – данные, закономерно вытекающие из уравнения реакции и соответствующие коэффициентам.
6.Рассчитайте количество вещества.
7.Найдите молекулярную массу М определяемого вещества,
зная, что [M] = Mr
8.Используя формулу расчета количества вещества, вычислите его массу
9.Составьте пропорцию.
10.Решите пропорцию.
11.Запишите ответ.

Вариант 1
Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу оксида магния (MgO), который получится при сгорании 6 грамм металла.

Вариант 2
Составьте уравнение реакции взаимодействия железа с хлором (Cl2) и вычислите массу железа, необходимого для получения 42, 6 грамм хлорида железа (III) FeCl3

Вариант 3
Cоставьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) P2O5) и вычислите, хватит ли 10 грамм кислорода на сжигание 6,2 грамм фосфора.

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

ЗАДАНИЕ 1. Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:
Вариант 1. – а) NH3 б) FeCl3 в) Cr2O3
Вариант 2. – а) SO3 б) CH4 в) P2O5
Вариант 3. – а) As2O5 б) CrO3 в) Mn2O7
ЗАДАНИЕ 2. Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:
Вариант 1. а) азота (V) с кислородом
б) кальция с хлором
в) калия с серой
г) фосфора (III) с водородом
Вариант 2. а) алюминия с кислородом
б) азота (III) с водородом
в) магния с кислородом
г) кальция с азотом
Вариант 3.а) фосфора (V) с кислородом
б) хлора (VII) с кислородом
в) серы (VI) с фтором(I)
г) кальция с азотом
ЗАДАНИЕ 3.Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, определите тип реакции:
Вариант 1. – а) Cu +O2 = CuO
б) Mg + HCl = MgCl2 + H2
в) Al (OH)3 = Al2O3 + H2O
г) Na + S = Na2S
Вариант 2. – а) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
б) Na + Cl2 = NaCl
в)Zn + HCl = ZnCl2 + H2
г) H2+ Cl2 = HCl
Вариант 3. – а) Ca +O2 = CaO
б) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe
в) Al + HCl = AlCl3 + H2
г) Ag2O = Ag + O2
ЗАДАНИЕ 4. Напишите уравнение реакции, происходящей между:
Вариант 1. – серой и алюминием
Вариант 2. – углеродом (IV) и серой (II)
Вариант 3.- калием и серой
ЗАДАНИЕ 5. Решите одну из предложенных задач.
Вариант 1. – Дан оксид серы (IV) массой 6,4 грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида серы (IV);
б) число молекул оксида серы (IV), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида углерода (IV), содержащую столько же молекул, сколько их в оксиде серы (IV) указанной массы.
Вариант 2. – Дан оксид азота (I) массой 4,4 грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида азота (I);
б) число молекул оксида азота (I), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида серы (IV), содержащую столько же молекул кислорода, сколько их в оксиде азота (I) указанной массы.
Вариант 3. – Дан оксид углерода (IV) массой 8,8грамм. Вычислите:
а) количество вещества, соответствующее указанной массе оксида углерода (IV);
б) число молекул оксида углерода (IV), содержащихся в указанной массе этого вещества;
*в) массу оксида углерода (II), содержащую столько же атомов кислорода, сколько их в оксиде серы (IV) указанной массы
* - дополнительное задание

Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир