Использование ментальных карт на уроках английского языка. Образовательный портал Ментальные карты русский как иностранный

Сегодня я расскажу об одном из самых простых и надежных способов повысить отдачу от изучения языка (и одновременно усваиваемость текстов) - использовании ментальных карт.

Для того, чтобы пользоваться этой техникой, вам понадобятся три вещи:

  1. Небольшой текст на иностранном языке.
  2. Знакомство с . Карту в данном случае, особенно для начинающих изучать язык, будет удобнее рисовать при помощи компьютера - например, в Mind42 .
  3. Удобный словарь с озвучкой - например яндекс .

Большую роль в технике использования ментальных карт будет играть ваш уровень владения языком. Поэтому я приведу две инструкции - для начинающих и продвинутых.

А. Инструкция для начинающих

Разбейте текст на абзацы, пронумеруйте их и с каждым абзацем сделайте следующее.

  1. Поместите в центре карты порядковый номер абзаца.
  2. Нарисуйте расходящиеся из центра главные ветви - порядковые номера предложений в абзаце (короткие предложения объединяйте с ближайшими по смыслу).
  3. Теперь от каждой ветви, обозначающей предложение, рисуйте подветви - слова предложения. Закончив рисовать ветвь с предложением, организуйте в ней слова по смыслу - например, главными ветвями могут быть подлежащее или сказуемое, а от них уже отходить связанные с ними слова (см. пример ниже).
  4. У каждого слова пишите перевод, пользуясь словарем, и там же слушайте, как это слово звучит. Современные словари способны определять большинство производных форм слова и возвращать вам исходную.

Пример: моя ментальная карта первого абзаца сказки братьев Гримм Die vier kunstreichen Brüder.

Исходный текст:

Ментальная карта (нажмите, чтобы увеличить):

Как видно из этой карты, даже один абзац текста содержит гораздо больше информации, чем нам кажется.

Б. Инструкция для продвинутых

Разбейте текст по смыслу на небольшие отрывки и с каждым отрывком сделайте следующее.

  1. Выберите центральную тему отрывка, обозначьте ее ключевым словом и поместите в центре карты.
  2. Нарисуйте расходящиеся из центра главные ветви - основные мысли, содержащиеся в отрывке.
  3. Теперь от каждой ветви рисуйте подветви - ключевые слова, располагая их по смыслу, пока не достигнете нужной вам степени детализации.
  4. Непонятные слова сопровождайте переводом.

Пример: моя ментальная карта инструкции по созданию ментальных карт из книги Тони Бьюзена Use Your Head: How to unleash the power of your mind .

Что с этим делать дальше?

На самом деле главную часть работы вы уже выполнили. На выходе вы имеете набор ментальных карт, каждая из которых не просто перечисляет используемые в тексте слова, а визуализирует их в смысловом и тематическом контексте, тем самым значительно повышая их запоминаемость. Кроме того, по этим картам вы в любое время можете восстановить содержание текста и повторить новые слова.

Периодический просмотр созданных вами ментальных карт сделает результаты еще лучше, потому что запоминаемость очень сильно зависит от повторения. Тони Бьюзан, автор идеи ментальных карт, рекомендует освежать изученный материал в памяти через 10 минут после окончания работы, а затем через сутки, неделю, месяц и полгода. В этом случае, как он утверждает, обеспечивается стопроцентное усвоение материала.

Еще одно интересное использование полученных карт для изучения языка - игра в катену, о которой я расскажу в следующий раз.

Несколько замечаний

Чтение - самый простой способ изучения языка, который есть в нашем распоряжении. Оно естественным образом мотивирует нас узнать, что же дальше, и при этом дает возможность остановиться в любой момент, чтобы вникнуть в текст глубже или поработать с новыми словами. Однако проблема в том, что для чтения на иностранном языке требуется определенное усилие.

Ментальные карты, как это ни парадоксально, оказываются здесь не дополнительной нагрузкой, а, наоборот, средством ее снижения. Визуализация содержания текста по определенной схеме помогает замедлить чтение, тем самым давая нам передышку, и одновременно переключить внимание с внутреннего, мысленного воспроизведения и перевода текста на его внешнюю, визуальную фиксацию, что гораздо легче. Помимо прочего, фиксация текста в виде ментальной карты устраняет необходимость постоянно держать его содержание в голове - мы всегда можем вспомнить, на чем остановились.

Кто-то может возразить, что можно просто выписывать новые слова в процессе чтения безо всяких ментальных карт. Здесь есть один тонкий момент. Наша память устроена так, что информация запоминается в контексте ( я подробно писал об этом). Если мы пытаемся запоминать новые слова в отрыве от их контекста, у нас низкие шансы на успех. Создание ментальной карты - это фиксация контекста, каркаса, на который легко нанизываются новые слова.

В данной статье мы расскажем вам об очередном способе грамотно оформить и систематизировать материал для изучения иностранного языка.

«Интеллект-карты» или « mind maps ». Почему и как это работает?

Для многих из нас намного легче запомнить новый материал, записав нужную информацию на бумаге. И это неудивительно. Главной причиной полезности такого способа запоминания является работа нашего головного мозга, намного лучше усваивающего материал через ассоциации.

Так, представьте. Вы на экзамене и, выполняя задание по словообразованию, должны изменить ряд слов из одной части речи в другую. Вы понимаете, что вам нужно вспомнить суффиксы, скажем, существительного. Для этого вы пишите в черновик «noun» (существительное) и, рисуя стрелки от этого слова, выписываете все окончания данной части речи. Например, ship , ion , or , er и т.д. Выписывая их, вы вспоминаете их значение. Так, упомянутый выше суффикс ship означает «отношение / умение, мастерство / абстрактное понятие », ion «действие, состояние / абстрактное понятие », —or и –er «название действующего лица / профессия, род занятий / устройство со специальной функцией ».

И вот, записывая все суффиксы, вы, так или иначе, вспоминаете слова, в которых они используются: friendship (дружба) , inventor (изобретатель), plumber (водопроводчик), leader (лидер), situation (ситуация), absorption (поглощение) и т.д. Всплывающие в голове примеры подталкивают вас к изменению нужной основы слова, и вы вспоминаете (или даже угадываете) нужное вам окончание, записав полученный вариант в качестве ответа в тесте.

Зачем проводить такую долгую «операцию», спросите вы? Затем, что записывая на листке бумаги свои ассоциации и мысли, ваш мозг активируется и помогает найти правильный ответ.

«Mind map » позволяет организовать любые идеи, даже самые сложные, помогая систематизировать материал и запомнить / вспомнить его в процессе обучения.

Как использовать «интеллект-карты» для запоминания нового материала?

«Интеллект-карты» − идеальный способ систематизации материала по грамматике английского языка. Так, любую тему можно расписать от «А» до «Я» в виде схемы. Начали проходить время Present Simple ? Напишите тему в центре листа бумаги и нарисуйте «ответвления» от нее, которые приведут к объяснению использования данного времени.

Рисуя правило схематично, вы уже запоминаете его: мозг запоминает картинку, и это помогает вам вспомнить нужный материал, когда придет время. Перешли на новый уровень и узнали новое по данной теме? Просто дорисуйте схему, дополнив правило новой информацией.

В последующих публикациях мы расскажем вам, для чего именно можно применять «интеллект-карты» в процессе изучения иностранного языка, а также дадим практические рекомендации.

// 2 Comments

Ителлект-карты (Mind maps) являются прекрасным способом помочь нам визуализировать грамматику и словарную структуру. Предлагаем вам интеллект-карту по прошедшим временам, которая поможет вам разобраться в этой теме и научиться правильно использовать времена группы Past.

Mind map — Past Tenses (карта увеличивается по клику)

(Полный размер можно скачать )

Past Simple Tense – Прошедшее простое время

Google shortcode

Большинство изучающих английский знают, как правильно использовать это время, а именно — для описания законченных действий и состояний (Подробно мы рассматривали это время в ). Мы обычно знаем, когда произошло действие – либо это указано в предложении, либо мы догадываемся по ситуации.

  • Законченные действия
    — I did all the lessons yesterday – Я сделала все уроки вчера
  • Привычные действия в прошлом
    — In my childhood I was interested in collecting stamps – В детстве я интересовался коллекционированием марок.
  • Действия, следующие друг за другом
    — I returned home, changed my clothes, had dinner and watched TV – Я вернулся домой, переоделся, пообедал и посмотрел телевизор.

На что нужно обратить внимание в этом времени, так это на произношение окончания –ed, при помощи которого образуется прошедшее время правильных глаголов (например, kicked /t/, decided /id/ played /d/), а также выучить неправильные глаголы, которых не так уж и мало (go – went, buy – bought, tell – told) (Список неправильных глаголов вы можете найти ).

Past Continuous Tense – Прошедшее Продолженное время

Форма прошедшего продолженного времени может иногда запутать изучающих английский язык (Подробно об этом времени читайте ). Мы используем это время в следующих случаях:

  • Действие продолжалось в указанное время в прошлом
    — I was cooking dinner at 12 o’clock yesterday – Вчера в 12 часов я готовила обед
  • Несколько действий продолжались параллельно в одно и то же время
    — He was sleeping while I was doing my homework – Он спал, пока я делал домашнее задание.
  • Вводная информация
    — He was trying to call you but there was no reception in the area – Он пытался тебе позвонить, но в том районе не брал телефон
  • Продолжающееся действие в прошлом, прерванное другим действием, выраженным простым прошедшим временем
    — I was watching television when the phone rang – Я смотрел телевизор, когда зазвонил телефон.

Мы часто используем обстоятельства времени, такие как “while ”, “when ” и “as ” в прошедшем продолженном времени, которые означают что «что-то происходило в то время, как происходило сто-то еще ».

  • While/when they were checking the test-sheets they discussing some educational questions. – Пока они проверяли контрольные работы, они обсуждали некоторые вопросы образования.
  • НО если вы имеете в виду «сразу, как что-то произошло, или сразу, как кто-то что-то узнал », используется только “when с прошедшим простым временем (Past Simple) .
    — He got angry when learnt about his son’s behavior – Когда он узнал о поведении своего сына, он рассердился.

Past Simple или Past Continuous?

Иногда для описания ситуации мы можем использовать любое из этих времен. Простое прошедшее время предполагает отдельное, законченное действие , в то время как Прошедшее Продолженное время делает акцент на продолжительность действия .

  • We discussed each item separately and then made a decision – Мы обсудили каждый вопрос по отдельности и затем приняли решение.
  • We were discussing each item separately for two hours and then made a decision – Мы обсуждали каждый вопрос в течение двух часов и затем приняли решение.

Past Perfect Tense – Прошедшее Совершенное время

  • Прошедшее Совершенное время (Past Perfect) используется преимущественно в письменной речи, в разговорной — реже. Оно употребляется, когда у вас есть два прошедших, законченных действия, и вы желаете сделать ударение на то, что одно событие произошло раньше другого в прошлом. То действие, которое произошло первым, будет выражено в Прошедшим Совершенным временем. Сравните два примера, указанные ниже, которые описывают одну и ту же ситуацию:
    1. We came to the theatre at 19:15. The performance began at 19:00. (оба глагола в простом прошедшем времени)
    2. When we came to the theatre the performance had begun (первое по времени действие выражено Past Perfect)

    В первом примере два действия существуют отдельно друг от друга, а во втором примере между ними есть сильная связь. Прошедшее совершенное время указывает на то, какое время произошло первым.

  • Прошедшее совершенное время часто используется с глаголами, передающими работу нашего мозга — know (знать), realize (осознавать), remember (помнить), be sure (быть уверенным), think (думать).
    • When I approached the office I worked at I realized that I had not put on the scarf – когда я подошел к офису, в котором я работал, я понял, что забыл надеть шарф.
    • He was sure that Mary had invited his friend to the party, but asked just in case she hadn’t – Он был уверен, что Мэри пригласила его друга на вечеринку, но спросил на случай, если нет.
  • Обстоятельства времени, которые часто используются в Прошедшем Совершенном времени, — это just, after, once, by, already, never и meanwhile. Слово still часто используется в отрицательном предложении.
    • She had just set to work when somebody knocked the door – Он только сел за работу, когда кто-то постучал в дверь.
    • It was midnight and I still hadn’t completed my work. – Была полночь, а я все еще не окончил свою работу.
    • Everything had been sold out by 4 o’clock. – К 4 часам все было продано.

Подробно о Past Perfect Tense читайте .

USED TO / WOULD + INFINITIVE

  • Used to описывает действия, которые были привычными или повторялись в прошлом, но сейчас уже не выполняются (подробнее смотрите ).
    — I used to drink much vodka three years ago – Я пил много водки три года назад (но сейчас не пью)
    — With his girlfriend John used to go to restaurants every Saturday – Со своей девушкой Джон обычно ходил в ресторан каждую субботу.
  • Used to описывает состояние или положение дел в прошлом, которое изменилось.
    — I used to have much money but now I own nothing – У меня раньше было много денег, а сейчас я ничего не имею.
    — I used to be a motorman, but now I am an engineer – Раньше я был мотористом, а сейчас я механик.
  • В отрицательном и вопросительном предложениях used to меняется на use to :
    — You didn’t use to cook soup – Ты обычно не готовила суп.
    — Did he use to go to sleep late? – Раньше он ложился спать поздно?

Would + infinitive используется также как и used to, но эта конструкция просто описывает повторяющиеся действия в прошлом, а НЕ состояние или положение человека. Она немного более формальна.
— Before they opened an underground station in our area, it would take me two hours to get to my office. До того, как в нашем районе была открыта станция метро, у меня, бывало, уходило по 2 часа на дорогу до офиса.

Present Perfect Tense — Настоящее Совершенное Время

На нашей интеллект-карте вы также видите время Present Perfect – Настоящее совершенное. Хоть оно и относится к группе Present, но обозначает действие, произошедшее в прошлом. В нашем посте « » мы довольно подробно рассматривали употребление Present Perfect и его отличие от Past Simple.

Если вы и в самом деле хотите лучше понять, как правильно использовать эти времена, вам нужно видеть их в контексте. Чтение текстов на английском языке — лучший способ почувствовать, как их нужно употреблять. Поэтому читайте как можно больше – неважно, что именно – и мы уверены, использование времен будет для вас так же просто, как дважды два — четыре.

Что такое мыслительные карты?

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. (рисунок 1)

Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.

Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект.

Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению.

Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт , разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Почему я считаю возможным использование мыслительных карт на уроках английского языка?

Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов, в ней аккумулируется и выплескивается многовекторность слов. Именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные?

Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления.

Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Мыслительные карты можно использовать для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

6) проведения “мозгового штурма”.

С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.

7) проведения дискуссии, дебатов.

Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

В своей работе я использовала мыслительные карты при изучении следующих тем :

  • Твоё идеальное будущее.
  • Моя будущая профессия.
  • Здоровый образ жизни.
  • Планирование романтических выходных.
  • Планирование идеального путешествия.
  • Покупка подарков на Новый Год (рисунок 2)
  • Спорт
  • Одежда
  • Экология (в частности, переработка отходов) (рисунок 3,4)
  • Фрукты и овощи (рисунок 5)
  • Животные
  • Современные изобретения
  • Литература, писатели
  • Средства массовой информации
  • Праздники в Росси, Великобритании, США
  • Города и страны (рисунок 6)
  • Семья (рисунок 7)
  • Политические системы и партии
  • Времена английского глагола в активном залоге и т.д.

рисунок 2

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 6

рисунок 7

Составление мыслительных карт помогает сделать изучение элективных курсов более интересным, позволяет изучить большое количество материала за ограниченное количество часов, выделяемых на курс. Я использую мыслительные карты в процессе преподавания элективного курса “Деловой английский язык”.

Порядок и особенности создания мыслительных карт

(на примере темы “Фрукты”). (рисунок 5)

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Fruit (фрукты), можно нарисовать корзину с фруктами или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
  2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например apple (яблоко), orange (апельсин),pineapple (ананас),cherry (вишня), banana (банан). Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом (green), следующая ветвь – поговорка an apple a day keeps the doctor away, следующая – Ева и змей и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться с health (здоровье), vitamins (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
  4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
  5. Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
  6. При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.

Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным!

Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

  • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
  • правильности написания английских слов и выражений;
  • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
  • наличия оригинальных идей, оформительских решений;
  • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

По моему мнению, создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам (возможно на уроках истории, литературы, биологии и других). Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, исторические личности, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам птицы, растения, животные, системы организма человека и т.д.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Ментальные карты (Mind Map) как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка в средней школе Гучок Ирина Григорьевна, учитель английского языка ГУО «Средняя школа №6 г. Жодино»


Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто К.Д. Ушинский


История создания и развития методики


Система записи

Линейная

Ментальные карты (Mind Maps)

  • Who was Robin Hood? Test 1
  • It is not often that we make a hero of a robber, but Robin Hood somehow seems to be different. Everybody knows it is wrong to steal, yet Robin Hood is admired. The reason for this, of course, is that he stole from the rich and gave to the poor.
  • Was Robin Hood a real man? We know that he was a favourite figure in the ballads and stories of England in the fourteenth and fifteenth centuries. We also know that according to these stories he lived in the twelfth century. In the year 1521, there appeared a Latin history which mentioned Robin Hood.
  • This is what it said: “About the time of Richard I, Robin Hood and Little John, the most famous of robbers, were hiding in the woods and stealing only from rich men; they killed none except those who resisted them or came to attack them. Robin had 100 men – all skilled archers – well trained for fighting. They were so good that not even 400 men dared to come against them.
  • All England sings of the deeds of this Robin; he did not allow any woman to be hurt, nor did ever take the goods from the poor; indeed he gave them a lot of the goods he stole from the abbots.”
  • Robin Hood definitely captured the imagination of the English people of that period, because he was a hero working for justice. Robin pleased them and they built around his name one legend after another. They made him a great sportsman, a wonderful archer, a loyal friend, and a lover of the green woods where he lived.
  • There are many theories about Robin Hood. One of these suggests that he was a Saxon, and among the last of those who held against the Normans when they conquered England. It seems certain that a man called Robin Hood really existed. But it is also quite clear that many of the stories about Robin Hood were made up by people.
  • Choose the right ending:
  • Robin Hood is admired because (he was a robber, everybody knows him, he helped people who had no money, he was different from others).
  • The Latin history mentioning Robin Hood was written in the (12 th , 14 th , 15 th , 16 th) century.
  • Robin Hood and his men killed (people they didn’t like, only rich people, skilled archers, people fighting against them).
  • Robin Hood didn’t let his men (offend women, steal from women, take the goods away from women, meet women and abbots).
  • The English people of the Middle Age made up stories about Robin because (he could fight skillfully with a sword, he was a great athlete, he wanted life to be fair, he was a great lover).
  • We certainly know that Robin Hood was (a ballad character, a Saxon king, a real man, a Norman conqueror).
  • A Romantic Story
  • Norah was 20 and wanted to get married to George. The young man (serve) in the Army and (send) to Africa on expedition. Norah (be) lonely ever since.
  • One evening she (lie) on the sofa. Her eyes (close). She (dream) about George. It (get) dark. Norah (feel) the wind (whisper) words of love in her ears …
  • She (wake) up suddenly. She (hear) light footsteps … She hurried across the room repeating: “Darling! Dearest! You (be) back at last!” The man (put) all his strength into pushing the girl away. He (be) a robber who (come) to Norah’s place in search of her money.


Принципы работы головного мозга

1. Лево- и правополушарное мышление

2. Ассоциативное мышление



  • Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека.
  • Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека.
  • Чем богаче его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

  • Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект от которого отходят все ассоциации;
  • Рисуйте карту по часовой стрелке ;
  • Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;
  • Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;
  • Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;
  • Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).

Выбирайте правильный цвет

цвет

скорость восприятия

оранжевый

коричневый





Education

the world


Discussion

Compare the system of education in Belarus and in Great Britain. Find similarities and differences between them. Explain their advantages and disadvantages.



  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности
  • Творите сами и вместе с учениками!

  • Обучение
  • Решение творческих задач
  • Планирование и разработка проектов разной сложности
  • Конспектирование лекций
  • Составление списков дел
  • Решение личных дел


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков