Ленин-кот, старая крыса плеханов и околоточный троцкий. Лев Троцкий


03. Ленин и Троцкий (белогвардейская открытка, 1918 год)

Милый Вова, полно ныть,
Ты подумай, где нам жить?
Не признали люди-твари
Нас на этом круглом шаре!
Нет нам места на Руси. Поместимся на оси!


04. Лев Давидович Троцкий - Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель Революционного военного совета РСФСР (РСФСР, 1919 год)


* Для справки: ОСВАГ (ОСВедоми́тельное АГе́нтство) было основным информационно-пропагандистским органом белого движения, учрежденное лично Деникиным. На его содержание белое правительство регулярно выделяло весьма и весьма круглые суммы. Например, в январе 1919 года на пропаганду было выделено 25 миллионов рублей. К августу 1919 г. на подконтрольных территориях действовало 232 пункта и подпункта Освага, в подчинении находился ряд газет, журналов и театров; издавались плакаты, брошюры и листовки, проводились фото- и киносъемка.Для передачи информации, кроме обычного телеграфа, использовались установленные союзниками в Гурьеве, Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе радиостанции мощностью до 35 кВт.

Выхлоп от этих трат был весьма сомнителен - между пропагандистами и и целевой аудиторией зияла бездонная пропасть. Даже среди бойцов белых в ходу была фраза: «бей жидов и осважников». Несмотря на махровый антисемитизм (особой любовью художников в этом контексте пользовался товарищ Троцкий) - Осваг упрекали за то, что он якобы переполнен евреями, стремящимися избежать призыва в Добровольческую армию. Придя к власти в 1920 году, генерал Врангель лавочку прикрыл.

Не Ильич, а картинка!

При Владимире Ильиче Ленине искусство карикатуры в стране расцвело, а сами карикатуристы чувствовали себя вольготно (а вот после смерти вождя многих из них, увы, расстреляли). Вообще оценить роль личности в истории можно по отношению ее к юмору и критике, в том числе художественной. Ведь, как говорил известный французский философ-литературовед Ролан Барт, даже восстание жертв куда более перспективно, чем карикатура на палачей.

«МК» изучил сохранившиеся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) карикатуры на самого Ленина и его жену Надежду Крупскую. А еще ученые обнародовали оскорбительные и даже содержащие откровенные угрозы письма Ильичу, к которым также прикладывались «веселые» картинки.

Карикатура в антибольшевистской газете. Фото: ргаспи.

В 20-х годах прошлого века карикатуры были частью жизни политической элиты. Работники аппарата ЦК РКП(б) отдавались этому увлечению с неким восторгом и диким азартом. Были целые серии зарисовок о партийных, военных и хозяйственных руководителях. Многие из карикатур были откровенно хулиганскими! Что ж, это свидетельство того эмоционально-культурного состояния, которое отличало новую элиту. А еще ученые-историки уверены: «Это же были рисунки для своих, кто бы мог себе представить, что когда-то это будет опубликовано?!»

Главными карикатуристами на большевистском олимпе были Николай Бухарин и Валерий Межлаук, - начинает профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Ватлин. - Профессиональные революционеры с дореволюционным стажем и гимназическим образованием. Поэтому в подписях к их карикатурам встречается латынь и даже древнегреческий язык. Портреты и дружеские шаржи, как правило, увязывались с конкретными сюжетами, которые обсуждались в высших органах власти Советской России - в Политбюро и Совете народных комиссаров. Плоды самодеятельного творчества пускали по кругу, участники заседаний, которые порой продолжались много часов подряд и требовали эмоциональной разрядки, оставляли на рисунках свои комментарии, порой весьма соленые. Все это делает карикатуры и шаржи, сохранившиеся в фондах РГАСПИ (прежде всего в личном фонде Ворошилова, который был страстным коллекционером подобного творчества), уникальным источником по истории первых десятилетий советской власти.


Такой увидел Крупскую Межлаук. Фото: ргаспи.

На Ленина и Крупскую карикатур рисовали мало - сказывался пиетет к вождю и его супруге. И все же карикатуры на них были. Вот, к примеру, одна из них. На ней Бухарин изобразил потупившего взгляд Ленина. Всклокоченные брови, сверкающая лысина - иронии в образе мало, так что его вполне можно было бы принять не за карикатуру, а просто за дружеский портрет. Надежде Константиновне повезло меньше. Межлаук нарисовал ее на листе блокнота в образе старухи-ведьмы с пучком жидких волос на затылке, красным лицом, длинным носом и оттопыренной нижней губой. Рисунок сделан черным и красным карандашами, есть дата 1.06.33 и надпись «член ЦКК. ВИМ». Между прочим, Крупская в то время была уже заместителем наркома просвещения.

Не скажи мне, что это Надежда Константиновна, подумал бы, что тут нарисован Папа Карло, причем уже после стаканчика вина, - комментирует один из самых известных карикатуристов современной России Алексей Меринов.

Карикатуры на Ленина в больших количествах печатались в антибольшевистских газетах.

В 1917 году таких рисунков было много в «Биче» и «Стрекозе» и других изданиях, - рассказывает заместитель начальника Центра документальных публикаций РГАСПИ, доктор исторических наук Александр Репников. - Ленин там изображался неприглядно. Можно говорить о формировании визуального образа врага, но не столько грозного, сколько слабого. Его пытались представить маргинальным, мелким, заискивающим. Были картинки, на которых он изображался как ставленник немцев, словно чертик из табакерки вылезающий из мешка с немецкими марками. Карикатуры весьма обидные, но Ильич, скорее всего, их даже не видел.


Из секретного письма Ленину. Фото: ргаспи.

Чувствуется, что Роскомнадзора в те времена не было, - снова комментирует Меринов, которому мы показали картинки. - Полная свобода выражений! Не могу сказать, что это лучшие карикатуры, которые я видел в своей жизни. Правда, видно, что задача у них явно другая - разжечь классовую ненависть. В данном случае - к большевикам. Но выполнены более-менее профессионально.

А еще были письма с угрозами, которые десятилетиями хранились засекреченными в РГАСПИ. Некоторые представляют из себя газетные вырезки с карикатурами на Ленина и надписями на них от руки.

После того как их рассекретили, оказалось, что они вообще чудом сохранились, - рассказывает Репников. - Нашла их в 1923 году работница одного из государственных архивов Бронштейн. Лежали они, по ее словам, в ящике с бумагами, в которые заворачивали еду или использовали для папирос. Всего сохранилось 32 письма.

Среди них было, к примеру, такое: на вырезке из газеты подпись ручкой: «Очень сожалеем, гражданин Ленин, что не Вы утонули. Было бы лучше для России, если бы утонули, а Карпович благополучно вернулся. Москвичи». На других были подписи: «Посылаю Вам, не только Вам одному, а всем вам - свое Ф», «Герр Ленин! Берегитесь, мое оружие выроет вас из-под земли!»

Что стало с авторами таких писем - неизвестно. Большинство из них были анонимными и до самого Ленина, скорее всего, даже не доходили. А вот многих карикатуристов-революционеров постигла печальная участь. Их расстреляли в 1937 году, а жен сослали на Колыму.

И Бухарин, и Межлаук стали жертвами большого террора, - вздыхает Ватлин. - Сказать с уверенностью о том, что их художества стали причиной смертного приговора, нельзя. Но их рисунки, изъятые при аресте, фигурировали в следственных делах.

Плеханов вскоре после отъезда Носкова поместил в «Искре» открытое письмо в ЦК под заглавием «Теперь молчание невозможно». В этом письме, ссылаясь на тайную информацию Носкова, Плеханов требует от ЦК лишения полномочий Ленина, обвиняя его во всех смертных грехах. Прочитав это возмутительное письмо, мы, по обычаю, собрались у Ильича, чтобы обсудить, как нам реагировать на него. Решили, чтобы кто-нибудь из нас написал открытое письмо к Плеханову. Сейчас же принялись писать несколько человек. Из всех написанных Ильич одобрил мой проект и проект Вольского (Нилова) – недавно приехавшего из России молодого товарища, который, правда, очень скоро после этого отошел от нас к меньшевикам, а затем и совсем от революционной работы. Мы послали наши письма в «Искру». Мое письмо, как участника съезда и старого, всем меньшевикам известного работника, они должны были напечатать. Письмо Нилова, как полученное якобы от неизвестного человека, напечатано не было. Мое письмо было напечатано вместе с плехановским ответом на него. Ответ был написан генеральским тоном, в котором явно сквозило пренебрежение к рядовому работнику, осмелившемуся задавать вопросы признанному генералу от марксизма.

Ответ Плеханова не рассердил нас. Он показал, что Плеханов окончательно потерял самостоятельную линию, оказался уже вполне на поводу у меньшевиков. Первый ответ, который мы дали ему на его выступление, было коллективное письмо 37 большевиков. В нем прямо указывалось на обывательщину, которая сквозит во всей статье Плеханова. На его угрозу при торжестве ленинской точки зрения в партии уйти из партии авторы письма спрашивают его, кто, собственно говоря, собирается уйти из партии, если тамбовский дворянин Плеханов (так назвал он себя в ответе на мое письмо), то скатертью ему дорога. Жалко будет, если уйдет социал-демократ Плеханов. Редакция это письмо не напечатала, ссылаясь на то, что ей неизвестно, состоят ли подписавшиеся товарищи в партии. И это несмотря на то, что подписавшиеся товарищи заявили, что список их настоящих имен имеется в ЦК партии.

В столовой Лепешинских у кого-то явилась мысль изобразить весь этот инцидент в карикатурах. Мы за обедом все коллективно придумали содержание и текст. Лепешинский мастерски нарисовал карикатуру.

Насколько помню, первая карикатура появилась на статью Мартова «Вперед или назад», в которой он в беззубой злости пытался политически похоронить Ильича, критикуя его брошюру «Шаг вперед, два шага назад». В статье Мартова имелся подзаголовок «Вместо надгробного слова». В ответ мы коллективно придумали, а Лепешинский нарисовал карикатуру «Как мыши кота хоронили». Карикатура вышла очень удачной. Ильич, изображенный котом, Плеханов – старой крысой, все остальные лидеры меньшевиков (Мартов, Аксельрод, Троцкий, Дан, Потресов) в виде мышат поразительно удались Лепешинскому. Все дальнейшие карикатуры напоминали отдельные эпизоды из нашей фракционной борьбы.

В ответ на письмо Плеханова и отказ редакции напечатать письмо 37 большевиков получились две карикатуры. Одна под названием «Житие Георгия Непобедоносца» в шести картинах изображала важнейшие моменты из жизни Георгия Валентиновича Плеханова: как он вместе с Лениным боролся сначала с «экономистами», после – с меньшевиками, как он затем испугался съезда лиги, открыл храм «Искры» для меньшевиков, как он начал вместе с этими меньшевиками гадить в этом храме, наконец, как он вспомнил о том, что он «тамбовский дворянин». Последняя заключительная картина представляла, как Ильич в виде атамана разбойников приказал нам, его сподвижникам, разложить Плеханова и всыпать ему горячих. К сожалению, эта карикатура пока не найдена и нигде не была воспроизведена, хотя довольно широко распространена была в литографированном виде за границей. Вторая карикатура изображала участок: Плеханов в качестве исправника или частного пристава, Мартов в виде канцелярской полицейской крысы, Троцкий в виде молодого, готового на всякие услуги околоточного надзирателя, Дан в виде одетого в штатское сыщика, а мы все, большевики, в виде толпы оборванцев, подающих бумагу в «небюрократическое учреждение», т.е. в редакцию «Искры». Стоящие в шкафу «дела» представляли из себя перечень всех спорных и склочных вопросов, выдвигавшихся против нас меньшевиками.

Конечно, эти карикатуры моментально расходились по всей Женеве и по другим заграничным колониям. Меньшевики были возмущены до глубины души. Плеханов выходил из себя от злости. Его жена как-то решилась прийти к одному из большевиков и заявила ему, что пусть не забывают, что Плеханов действительно дворянин и получил военное образование и что, если выведут его из себя, он может вызвать автора карикатуры на дуэль.

Мы все во главе с Ильичем хохотали самым веселым образом над всей суматохой, которую подняли меньшевики по поводу карикатур. Это оказалось сильным оружием, и на каждую ругательную статью меньшевиков мы отвечали новой карикатурой.

Лядов М. Из жизни партии в 1903-1907 годах (воспоминания). М., 1956. С. 45-47.

Познавательные картинки, о многом говорят....

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".


Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года.

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки.


Рисунок Дмитрия Мора.


Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить.

Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.


Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети!


После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках!


Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!


Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!"

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

А потом из него сделали икону вождя трудового пролетариата...

Каким изображали Ленина его современники. Поскольку при жизни Ленина не было нарисовано ни одного его портрета, мы вспоминаем карикатуры на Ильича, к которым сам вождь относился с юмором.

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".


Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года.

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки.


Рисунок Дмитрия Мора.


Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить.


Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.


Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети!


После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках!


Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!


Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!"

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

"Историческая правда"