На каких уроках вы изучаете правила построения. Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иманов Тимур Куанышевич Э т а п ы с о в р е м е нн о г о у р о к а п. Мещеряковский 2013г.

Введение основные отличия уроков 1. Первым показателем различий служат цели урока, с осознания и формулировки которых начинается подготовка учителя к любому уроку 2 . Второй показатель различий традиционного и современного урока заключается в изменении роли и функций учителя на уроке. 3. Изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества 4 . Различия при планировании этапов урока 5. Связь с другими предметами 6. Общение учащихся в процессе учебной работы

Главная цель современного урока Приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Показателями качества урока уже не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель - организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.

Универсальные Учебные Действия (УУД) означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта. П о з н а в а т е л ь н ы е Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, выбирать критерии для классификации. Устанавливать причинно – следственные связи. Строить логическое рассуждение, делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных задач Смысловое чтение Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в своей практической деятельности

Коммуникативные Работа в группе, паре, умение согласовывать действия Умение осознанно использовать речевые средства, владение устной и письменной речью, монологической речью Развитие компетентности в области использования ИК Т Регулятивные 1.Самостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов 2. Выбор путей достижения цели 3. Самоконтроль и коррекция в процессе работы 4. Оценка результатов деятельности 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, осознанный выбор Универсальные Учебные Действия

Этап 1 Повторение изученного Для проверки знаний можно использовать несколько видов опроса: опрос по цепочке, « тихий опрос » (беседа с одним или несколькими учащимися), программируемый опрос (выбор ответа из нескольких предложенных), взаимоопрос, фронтальный опрос класса, тренировочный опрос (учащиеся задают вопросы друг другу и только потом отвечают учителю), идеальный опрос (ученик сам оценивает степень своей готовности и сообщает об этом учителю), ответ у доски в парах-тройках, показательный ответ (к доске выходит один человек, а одноклассники задают ему вопросы). Приёмы письменного контроля: тест, диктант по терминам, выборочный контроль ((«подводный камень») – тетради сдают все, а проверяются 5-6 по выбору), блиц-опрос (ответы даются быстро, без обдумывания), тренировочная проверочная (отметки выставляются по желанию).(П. К.)

Этап 2.Мотивация Очень важен этап мотивации на любом уроке. Можно начать с высказывания известного человека, пословицы, поговорки, прием « отсроченная отгадка»(то есть вопрос, неоконченное предложение, рассказ), ответ на который можно узнать в течение урока. Также возможен отрывок фильма, стихотворение, проблемный вопрос. Главная задача этого этапа: заинтересовать, заинтриговать, настроить на рабочую волну.

Этап 3.Целеполагание, тема урока Современные требования таковы, что тему, цель и задачи урока должен озвучить сам ученик. В 6-7 классе можно начать с загадки (отгадка будет темой урока). Прием «Зашумленная тема». Тема записывается с добавлением других букв, без пробелов. Ученики должны увидеть и назвать тему. Прочитать отрывок из сказки, ситуацию из жизни. Вы заблудились в лесу, у вас есть карта, компас, но вы не можете найти дорогу. Почему? Прием «Удивляй!». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. (Вода) Прием «Мобильная связь». Многие дети любят играть в мобильный телефон на уроке. Конечно, учитель запрещает ему. Но эта игра не запрещает играть в мобильный телефон, а он даже необходим на уроке. Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер. Например, 2(4); 3(2); 5(3); 2(4); 6(1); 2(1); 7(1);4(1); 9(4) (География) В 8-9 подводящий диалог для формулирования целей. (К.Р.) – проговаривание и осознание, диалог с учителем (П,Р,К.) _ узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Этап 4. «Открытие» новых знаний Ставится задача, предоставляется материал к предстоящей деятельности. Самостоятельная работа Стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем интереснее задание, вопрос, тем больше концентрация внимания. Работу нужно организовать так, чтобы ученик мог преодолевать посильные трудности, так же нужно учитывать возрастные особенности. Перед работой нужно проинструктировать учеников, что нужно сделать, каким образом выполнять, зачем нужна данная работа. Примером может служить работа по карте. Карта – важнейший источник информации, который помогает понять взаимосвязи объектов и явлений.

И зучающее чтение Особенно важно в начальный период изучения географии. Ученики знакомятся с текстом (можно вслух, можно самостоятельно) . После прочтения задать несколько вопросов и практическое задание (использование полученных знаний на приобретение новых). В примере не раскрываются некоторые понятия, но при выполнении практического задания, эти термины становятся понятными без всяких усилий.

Ф.И.О. Исследовательская работа Позволяет более глубоко учитывать и использовать личностные особенности, дает возможность проектировать учебный процесс и обеспечить результаты обучения. Некоторые методы исследования: сравнение (географическое положение гор, материков, стран), наблюдение и описание явлений, значение в жизни человека, моделирование (выявление закономерностей, связь между компонентами природы П,К,Р

Объяснение с использованием интерактивной доски (показ презентации) Планеты солнечной системы: планеты-гиганты, планеты земной группы (особенности планет земной группы 1 группа, особенности планет гигантов 2 группа) Сравнение планет (Р), диалог (К) - Уникальность нашей планеты, особенности других планет (П)

Динамические паузы Позволяют детям отдохнуть, снять усталость, переменить деятельность. Можно провести несколько упражнений на снятие физической усталости. Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.

Физминутку можно провести на географическую тему Веер Учащиеся записывают на листочке определения, к какому либо слову по заданной теме и складывают в виде веера. Например, природные зоны: 1 ряд - тундра, 2 ряд - тайга, 3 ряд - степь; воды суши – река, озеро, болото; атмосферные явления -дождь, снег, град, почвы. Перекличка Чтобы проверить знание географической номенклатуры, предложить учащимся задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово. Например: задумать по 1 городу - центру черной металлургии. Глухие телефоны Эту физкультминутку можно проводить при изучении любой темы. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое.

Этап 5. Закрепление, применение новых знаний « Я утверждаю, что…». Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ. Конкурс на лучшую шпаргалку. (умение сворачивать информацию)(П, Р) Осколки (учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения). Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.(К, П) Реставрация (учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить “пробелы”) . (П, К) Лови ошибку (ученики получают текст со специально допущенными ошибками (К)

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (К, Р,П) Тонкие вопросы Толстые вопросы кто... Дайте объяснение, почему.. что... Почему вы так думаете…. когда... Почему вы считаете…. может... В чем разница… будет... Предположите, что будет, если.. мог ли... Что, если…. как звали... было ли... согласны ли вы... верно... Прием «Установи соответствие » (П) Предлагается две стопки карточек, в одной стопки термины, в другой их функции, или характеристика и т.д. Приём «Толстые и тонкие вопросы

Этап 6. Рефлексия Что такое рефлексия? Обращение назад (по лат.) Размышление о внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) Самоанализ (толковый словарь русского языка) В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Виды рефлексии: - Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

Основные приемы рефлексии Плюс, минус, интересно" Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением « Плюс-минус-интересно ». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Приём « Синквейн » это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний ”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

"Рефлексивный экран" Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Анкета В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне бы 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен легким / трудным интересно / не интересно

Этап 7. Домашнее задание Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка. Для выполнения учебно-воспитательной задачи этапа необходимо отводить специальное время, вполне достаточное, чтобы задача была выполнена. Ни в самом конце урока, а то и давать его после звонка. Задание должно проходить при полном внимании всего класса. Надо чтобы учащиеся рассматривали этот этап урока как не менее важный, чем все остальные, как работу, во многом определяющую весь успех процесса их учения. Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока. Домашнее задание, являясь его составной частью, как бы вытекает из него, взаимодействует с ним, ибо оно порождено всем его холодом и развитием. Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понятно всеми учащимися без исключения

Прием «Трехуровневое задание» Учитель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать: - Частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

Мещеряковская школа

Ч етыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий .

Правило 1. Правильная организация урока

    Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

    а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

    б) проявлением и тренировкой познавательной активности;

    в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

    Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

    Организация урока должна обязательно включать три этапа:
    - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

    Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    - левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

    стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
    - правополушарные люди - доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    -
    равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

    На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;
    - кинестетическое восприятие.

    Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

    Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

    При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

    Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:

    5-25-я минута - 80%;

    25-35-я минута - 60-40%;

    35-40-я минута - 10%.

    Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

    Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования? Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является? «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

    В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка? Международный пакт о гражданских правах

    Сторонами трудового договора в образовательной организации являются: руководитель образовательной организации и педагог

    Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования: дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

    Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

    Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов? возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

    С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме? устав образовательной организации

    Что является предметом педагогики? образование как педагогический процесс; 4. развитие.

    Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим? ориентация на личность

    Какой компонент образовательного процесса является системообразующим целеполагание

    Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива? знание педагогом теории коллектива

    Ведущим в становлении человека как личности является: воспитание

    В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование? Я.А. Коменский

    Методы формирования сознания личности включают: соревнование

    Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса? методическое пособие

    Что такое дидактика? теория обучения, образования и воспитания

    Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется: социализация

    В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения: субъект-объектные.

    Технология воспитания – это … система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

    Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике? Деятельностный;

    Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся? технология сотрудничества и взаимообучения;

    Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом: 1. совместной деятельности учителя и ученика2. учебной деятельности3. педагогической деятельности√4. все ответы верны

    Образовательная система – это… социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

    Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть: принципа личностно-ориентированного подхода

    Для волевого регулирования поведения и деят-ти необходимы действия: сознательные

    Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это: меланхолик

    По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом: особенностей функционирования нервной системы

    Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается… отсутствие нарушений в межличностных отношениях

    то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. социальная ситуация развития

    Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста. старшего школьного

    Ведущим видом деятельности подростка является: общение со сверстниками

    В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... . его ближайшего развития

    Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения? Л.В. Занков

    Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку учебная деятельность

    Средством невербального общения не является: речь

    Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений: компромисс

    Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это: эмпатия

    Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная … рефлексия

    Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий: основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

    Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется: педагогической теорией

    Метод в педагогике – это... способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

    Главной организационной формой обучения является: урок

    К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники: рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

    Профессиональная компетентность педагога - это: знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

    Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как: линейный способ построения содержания

    Приемы могут носить следующий характер: логический, организационный и технический

    Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как: дистанционное обучение

    Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к... 1. структуре основных образовательных програм2. условиям реализации основных образовательных программ3. результатам освоения основных образовательных программ√4. верны все вышеуказанные варианты

    Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как: средства обучения

    Проблемное обучение раскрывается через: . постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

    Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом И.Ф. Гербартом

    Инновации в образовании – это: распространение новшеств в педагогической практике

    Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направл-ть мотивация

    Экспозиция; Развитие действия; Кульминация; Завязка; Развязка

Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии

1 вариант

1. Приемы воспитания – это:

A) часть общего метода

B) форма организации воспитания

C) средство воспитания

D) воспитывающие ситуации

E) критерии оптимизации

2. Основной метод воспитания

A) убеждение

B) слово учителя

C) приучение

D) упражнение

E) пример

3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется :

A) гимнастика

B) воспитание

C) беседа

D) тренировка

E) упражнение

4. Логика воспитания:

A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация

D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль

5. Критерием эффективности воспитания являются

A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

C) формирование эстетического вкуса

D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

E) уровень профессиональной подготовки

6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

A) Низкий уровень знаний учащихся

B) Проблемная ситуация

C) Низкий уровень знаний учителя

D) Затруднения, возникшие в учебном процессе

E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии :

A) Л.В.Занкова

B) А.Г.Ривина

C) А.А. Амонашвили

D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - ес ть:

A) дискуссия

B) опрос

C) обсуждение

D) диалог

E) консультация

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности

B) Научности

C) Систематичности и последовательности

D) Доступности

E) Наглядности

10. Путь достижения цели и задач обучения:

A) Форма обучения

B) Методика обучения

C) Метод обучения

D) Способ обучения

E) Принцип обучения

11 . Образовательные программы разрабатываются на основе :

A) концепций образования

B) программ развития образования

C) закона об образовании

D) учебников

E) образовательных стандартов

12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельно сти:

A) Инновационное обучение

B) Педагогическая инноватика

C) Инновационная деятельность

D) Инновационное образование

E) Педагогическая инновация

13. Этапы, необходимые для подготовки урока:

A) прогнозирование, тренировка, упражнения

B) планирование, ход урока, рефлексия

C) диагностика, прогнозирование, планирование

D) диагностика, планирование, мастерство проведения

E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

14. Уровень притязаний характеризуется:

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением

E) уровнем трудности будущих действий

15. Компонент структуры личности

A) мышление

B) возраст

C) характер

D) память

E) пол

16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Педагогического менеджмента

B) Возрастной психологии

C) Педагогической психологии

D) Педагогики

E) Дидактики

17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

A) влияние педагога

B) педагогическая ситуация

C) условие воспитания

D) договор

E) педагогическая значимость

18. Основная побудительная сила развития человека:

A) Генотип

B) Воспитание

C) Научение

D) Обучение

E) Врождённые качества

19. Раздел педагогической психологии:

A) психология младшего школьника

B) психология воспитания

C) психология подростка

D) психология развития

E) психология юноши

20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция

B) Знание

C) Привычка

D) Умение

E) Навык

2 вариант

1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

A) культурологический подход

B) психологический подход

C) индивидуальный подход

D) комплексный подход

E) системный подход

2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива :

A) Сотрудничество семьи, школы, общественности

B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников

C) Влияние на воспитанника через коллектив

D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника

E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

3. Наказание:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

4. Воспитательный процесс – процесс:

A) взаимодействия

B) воздействия

C) рефлексии

D) обратного действия

E) действия

5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

A) знания, умения и навыки

B) индивидуальные особенности школьника

C) успеваемость

D) приспособление к условиям

E) поведение школьника

6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответс твует……….. аспекту их анализа

A) Частнонаучному

B) Частно-описательному

C) Процессуально-описательному

D) Описательно-действенному

E) Научному

7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

D) Определение степени усвоения изученного учебного материала

E) Выработку умений и навыков применения знаний

8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:

A) Иллюстрация и демонстрация

B) Беседа и демонстрация

C) Семинар и наблюдение

D) Словесные и наглядные

E) Дискуссия и видеометод

9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:

A) Индуктивных и дедуктивных

B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод

C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов

D) Словесных, наглядных и практических методов

E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля

10. Метод обучения:

A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

11. Последовательность этапов процесса усвоения:

A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике

B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство

C) ощущение – восприятие – осознание

D) восприятие – осмысление – закрепление – применение

E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение

12. Нововведение в педагогическую деятельность:

A) Педагогическая инноватика

B) Инновационная деятельность

C) Инновационное образование

D) Педагогическая инновация

E) Инновационное обучение

13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

A) Педагогический мониторинг

B) Педагогическая диагностика

C) Педагогическая рефлексия

D) Педагогический менеджмент

E) Педагогический анализ

14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:

A) эгоизм

B) альтруизм

C) социолизация

D) деспотизм

E) центризм

15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость

B) лидерство

C) адаптивность

D) пластичность

E) дезадаптация

16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности :

A) вербальные

B) общие

C) специальные

D) невербальные

E) коммуникативные

17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:

A) осмысленность знаний

B) важность усвоения

C) эмоциональные особенности

D) трудность выполнения

E) объем материала

18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:

A) интериоризация

B) экстериоризация

C) валидность

D) активизация

E) сублимация

19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:

A) статусно-позиционно-ролевым

B) индивидуально-психологическим

C) межличностно-социальным

D) этно-социокультурным

E) возрастно-индивидуальным

20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

A) мотивационный

B) материализованный

C) контрольный

D) внешнеречевой

E) ориентировочный

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5.Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урокаОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.