Основные виды деятельности человека — классификация с определениями. Человеческая деятельность и ее многообразие Многообразие видов деятельности и их иерархия

Многообразие деятельности

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов - «второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что направлена деятельность;

    цель -ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,

    вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов - практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Человек сумел приспособиться к жизни в самых разнообразных условиях. Многообразие деятельности его можно найти там, где господствует вечная жара и там, где тепла вообще не бывает - в низинах и на высоких горах, в джунглях и в голой пустыне.

Область действия человека

Оказывается, что более 56 процентов людей проживают в зоне не выше двухсот метров над уровнем моря. Тем не менее эта зона по площади занимает чуть больше четверти земной суши. Человек может жить без вреда для себя и потомства не только в высокогорных районах, а и в такой местности, что находится ниже уровня Мирового океана. В горных странах люди не ощущают никаких неприятностей, связанных с высотой.

В Боливии, Афганистане, Эфиопии, Перу, Мексике высота составляет преимущественно 1000 метров над уровнем моря. В Тибете более двадцати поселений расположены на высоте, превышающей пять тысяч метров. В Перу имеется самый высокогорный в мире поселок, где люди живут на высоте 5200 метров. А в Мексике, возле самого кратера вулкана Попокамепетль, на высоте 5420 метров долгое время жили работники, которые добывали серу. На такой высоте без кислородных аппаратов, кроме них, никто никогда не работал длительное время.

Под морем и на Крайнем Севере

Сорок процентов голландцев, приблизительно 5 миллионов человек, живут и работают буквально на дне морском, предварительно осушенном. Две пятых территории их маленькой густонаселенной страны лежит ниже уровня Мирового океана. Вся эта земля отвоевана у моря. Иногда море разрушает ограды и пытается вернуть забранную у него территорию. Но люди не сдаются: укрепив плотины, они заставляют море отступать и вновь на отвоеванной плодородной земле сеют хлеб, сажают сады и огороды. Благодаря достижениям науки и техники человечество имеет возможность заселять такие места, где раньше оно жить не могло.

Многообразие деятельности человека распространилось даже на Крайний Север. Эта местность успешно заселяется людьми, человек идет туда жить не потому, что ему стало тесно на нижних широтах. Далекий Север скрывает в своих недрах бесчисленные богатства - руду разных металлов, нефть, газ.

В далеком сибирском Заполярье, где раньше оседлая жизнь даже не мыслилась, где из-за вечной мерзлоты нельзя было построить ни одного сооружения, построен большой город - Норильск. Там сооружены многоэтажные современные дома, вечную мерзлоту перехитрили, и жители Норильска пользуются всеми благами, доступными современному горожанину.

Наука считает, что сейчас на планете нет таких мест, где человек не смог бы жить, если ему это будет необходимо. В средней школе на уроке обществознания в 10 классе многообразие деятельности раскрывается как способ существования людей.

С чего началась деятельность человека?

Человек отличается от всех остальных биологических существ, населяющих нашу планету, тем, что обладает многообразием деятельности, которая включает в себя разные стороны взаимодействия человечества с миром. Это форма активности человека, которая направлена на изменение окружающего мира и себя в том числе. Вначале своего развития человечество приспосабливалось к климатическим и географическим условиям, чтобы выжить.

В те времена высыхание реки или затопление реками полей могло значительно повлиять на жизнь того или иного поселения, характер и виды его хозяйственной деятельности. Понадобилось уйма времени и стараний для того, чтобы подчинить природу своим потребностям. Люди построили всевозможные каналы, дамбы. Человек научился управлять природной стихией. Направленное многообразие деятельности человечества началось с изготовления орудий труда. Только люди могут воздействовать на среду с помощью сотворенных ими средств.

Первая деятельность

История деятельности человека ведет свои истоки еще с первобытных времен с самых первых орудий труда. были у наших предков еще четверть миллиона лет назад. Ножи из металла начали использовать около 8 тыс. лет назад. Самые древние гвозди были изготовлены из меди на Ближнем Востоке и датируются приблизительно 3500 годом до нашей эры.

Уже 5-6 тысяч лет тому назад были изобретены первые гончарные круги - большие столы, которые вращал помощник гончара, в то время как сам гончар придавал глине форму. Позже гончарные круги были снабжены маховиком и педалью, вращающими стол быстро и равномерно.

Развитие науки и техники

Человек - существо разумное и любопытное. Все многообразие форм деятельности человек с помощью своей наблюдательности и логики взял из природы, наблюдая за птицами и животными, изучая природные явления. Робот - управляемый компьютером человек-механизм - фантазия писателей-фантастов.

Тем не менее роботы как запрограммированные машины, которые могут приспосабливаться к новым ситуациям, существуют уже с 1913 года, когда американец Сперри разработал для самолетов автопилот, поддерживающий постоянный курс и самостоятельно исправляющий отклонения самолета от маршрута.

В 1940 году в США был изобретен робот-руки, который мог совершать всевозможные манипуляции с радиоактивными веществами. С 1970 года существуют которые совершают сборку, сварку, лакирование на автомобильных предприятиях. Сейчас уже невозможно представить промышленное производство без таких роботов, которые внедрились буквально в любую отрасль промышленности.

Промышленная революция в 17-19-м веках, когда ручной труд был заменен машиной, изменила труд и в сельском хозяйстве. Усовершенствование орудий труда позволило добывать значительно больше пищи. Первую современную севалку сконструировал в 1701 году англичанин Джетро Талл, в этой конструкции использовались элементы музыкального органа, в том числе и педаль.

Первые серийные трактора сконструировал Генри Форд в 1916 году. Около 5 тысяч лет назад люди впервые смешали медь и олово и получили новый металл - бронзу. Он сыграл настолько важную роль в развитии науки и техники, что в его честь назван целый исторический период - бронзовый век.

Чуть позже, около 3,5 тысячи лет назад, во время железного века, люди впервые переплавили железную руду в железо. В то время кто владел железом, тот владел миром, ведь для изготовления оружия и военной техники этот металл подходил больше, чем бронза. Затем был изготовлен чугун в Европе в 1400 году, а первая нержавеющая сталь появилась в 1913 году, когда англичанин смешал сталь с хромом.

Средства передвижения в небе, по воде и суше

Яркими примерами многообразия деятельности служат различные транспортные средства, созданные человеком. Еще задолго до начала использования электродвигательной силы инженеры мечтали о том, чтобы плыть на корабле под водой. Голландец ван Дреббель в 1620 году сконструировал подводную гребную лодку с герметизированными отверстиями для весел. Эта лодка была похожа на бочку с плавниками.

В 1801 году американец построил подводную лодку, которая могла двигаться под водой много часов, а первый ядерный подводный аппарат был спущен на воду в 1955 году. Первые работающие на бензине автомобили сконструировали немцы Бенц и Даймлер, которые имели вид карет, в них лошадей заменил вмонтированный двигатель. Французы Танхар и Левассор изобрели автомобиль, который больше напоминает современный.

Первый паровой локомотив был изобретен в 1800 году англичанином Тревитиком, и только через четверть века между английскими городами начал курсировать первый пассажирский поезд. В 1981 году в Европе началась эпоха скоростных поездов. Именно тогда между Парижем и Лионом со скоростью 260 километров в час начал ходить первый сверхскоростной экспресс. В 1903 году знаменитые братья Райт совершили первый полет на самолете с мотором, преодолев расстояние 260 метров. С этого времени началась эпоха авиации.

Первый реактивный самолет с двумя реактивными двигателями построил в 1939 году немецкий инженер фон Охайн. Еще 1000 лет тому назад у китайцев были ракеты, которые использовались как военное оружие. В 1932 году, в войне с монголами, они использовали стрелы, оснащенные ракетами. Первые современные ракеты, предшественники космических ракет, использовались как артиллерийское оружие в Англии. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Компьютер и Интернет

Мы испытываем удивление каждый раз, когда видим многообразие видов деятельности человека и отдаем себе отчет, как быстро и широко компьютеры распространили свое влияние на все области нашей жизни - производство, быт и досуг. Самой первой вычислительной машиной можно считать древнегреческий абак. Механические машины для вычислений строили в 17-м веке Паскаль и Лейбниц.

А первая ЭВМ была построена в США в 1946 году. Персональные компьютеры появились в 1976 году, а Интернет начал покорять мир в 1980 году.

Искусство и музыка

Человек усовершенствовал не только научные знания, окружив себя технически комфортным существованием. Духовное развитие играет важнейшую роль во взаимодействии человека с окружающим миром. Трудно представить себе современный мир без музыки, изобразительного искусства, литературы, театра или кино.

Они открывают нам необъятный мир красоты, наполняют душу целебным бальзамом, смыслом бытия, вдохновляют на новые победы и заставляют забывать окружающие нас проблемы. Без этого мир человека был бы серым и безрадостным, а сам человек стал бы подобен роботу.

Покорение космоса

Еще 500 лет назад наши предки верили, что Земля - это плоский диск, находящийся в центре мироздания. С тех пор астрономия не только изменила наши представления о родной планете, но и представила совершенно другую картину Вселенной. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Были получены удивительные данные. Человечеству есть чем гордиться и восхищаться, ведь многообразие деятельности получило новую открывшуюся перспективу - покорение космических просторов.

Несмотря на многообразие человеческой деятельности, все блага цивилизации и технические достижения, мы остаемся частью природы, живем по ее милости. Природа время от времени напоминает об этом человечеству, которое иногда забывается в своей тяге к прогрессу.

Сохранение невосполнимых ресурсов природы, ее первозданной красоты и уникальности должно стать задачей всего человечества, ведь все мы тоже часть природы, живем внутри, подчиняемся ее законам и не можем существовать без нее.

1. Основные характеристики деятельности человека. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. 4 носит практически-преобразовательный характер; 4 животные – приспосабливаются к природе; 4 а человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует её.

Отличия деятельности человека от поведения животных Деятельность человека носит: 1. н натель соз ый р аракте х 2. дуктив про ный р аракте х 3. преоб разую щий харак тер 4. обще ствен ный харак тер человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат она направлена на получение результата (продукта) в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя в процессе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения потребностей человека. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. 4 Какие виды потребностей вы знаете?

Потребности человека естественные или врожденные, биологические, физиологические, органические (в питании, дыхании, самосохранении) социальные (в творчестве, общении, социальной активности, самореализации и общественном признании) идеальные, или духовные, культурные (в знаниях, в искусстве, создании и освоении культурных ценностей) Приведите примеры видов потребностей.

Потребности человека пирамида Маслоу духовные потребности престижные потребности вторичные потребности, то есть приобретенные социальные потребности экзистенциальные потребности физиологические потребности первичные потребности, то есть врожденные

2. Структура деятельности и ее мотивация. субъект объект тот, кто осуществляет деятельность то, на что направлена деятельность субъектом может быть человек, организация, государство объектом могут быть различные предметы и области жизни, а также люди, организации, государство, сам субъект

Структура деятельности «Кого считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели» Абу-ль-Фарадж, сирийский мыслитель XIII века цель средства достижен ия цели действия, направленные на достижение цели результат Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Структура деятельности «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» Н. Лесков цель средства достижен ия цели действия, направленные на достижение цели результат Средства – это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Задание. Перед вами два выражения: 1. Для этого человека все средства хороши. 2. Цель оправдывает средства. Подумайте, совпадают ли они по смыслу.

Структура деятельности цель средства достижен ия цели действия, направленные на достижение цели результат Факторы, влияющие на результат деятельности: выдвижение заведомо недостижимой цели, недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий и трудностей, неверный выбор средств достижения цели, неполноту действий, направленных на достижение цели, неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.

Что движет деятельностью? «Подходы представителей различных философских направлений к объяснению деятельности людей» философские направления географическое направление основная мысль географические условия обусловливают характер и склонности людей социологический «идеи правят миром» идеализм исторический материализм деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего, изменениями в производстве технологическое направление определяющий фактор движения общества – техника и технология психологическое объяснение социальных процессов с точки зрения направление психологии больших социальных групп

Что движет деятельностью? мотивы (побудительная причина, повод к какому-либо действию) и потребности социальные убеждения интересы установки идеалы влечения Задание: Подумайте над словами французского философа Д. Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» . Может ли человек что-либо делать без цели?

Задание: У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Аргументируйте ответ. Задание: Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать из следующего высказывания римского писателя и историка Светония (I-II вв.): «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – и никакой улов не возместит потери» ?

3. Многообразие деятельности. 4 практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества: - материально-производственная деятельность – преобразование природы, - материально-социальная – преобразование общества; 4 духовная деятельность связана с изменением сознания людей: - познавательная (отражение действительности в художественной или научной формах), - прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности), - ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения)

Многообразие деятельности. 4 созидательная или разрушительная деятельность; 4 законная и незаконная деятельность; 4 моральная и аморальная деятельность; 4 коллективная, массовая, индивидуальная деятельность; 4 экономическая, политическая, социальная деятельность; 4 инновационная, изобретательская или однообразная, шаблонная деятельность.

Многообразие деятельности. творчество труд игра учение Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Элементы творчества сознательное воображение фантазия бессознательное интуиция

творчество труд игра учение Труд – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд отличает: - сознательная деятельность, активность и целеполагание (цель – удовлетворение потребностей), - практическая полезность и наличие результата, - своеобразие ее мотивов (труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов).

творчество труд игра учение Игра – это вид человеческой деятельности, которая осуществляется в условных действиях. Игровая деятельность в отличие от трудовой деятельности ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Признаки игры: - сюжет, - двуплановость (с одной стороны, играющие осуществляют реальное действие, с другой – многие моменты ее носят условный характер), - она моделирует конкретные ситуации поведения людей, - у каждого есть определенная роль (соответствует принятым нормам поведения в игровой ситуации), - используют символы, условные знаки.

творчество труд игра учение Учение – это приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром. Знания, которые преподносятся ученику, составляют содержание образования. Оно включает сведения (информацию) о природе, технике, обществе, человеке. Особые средства – это учебные книги, пособия, справочники; обучающие компьютерные программы, различные средства наглядности.

1. Из перечня высказываний выберите те, которые характеризуют духовную деятельность человека: а) преобразование природы, б) отражение действительности в мифах и сказках, в) формирование мировоззрения человека, г) преобразование общества.

2. Какое из утверждений раскрывает предложение «Для успеха трудовой деятельности необходимо мастерство, умения, знание»: а) Каждому по трудам его, б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, в) Делу – время, потехе – час, г) Дело мастера боится.

3. Выберите результат творческой деятельности: а) «Седьмая симфония» Шостаковича, б) строительство самолета, в) объявление на подъезде «Береги тепло! Закрывай двери подъезда!» г) цветочная «альпийская горка» .

4. Какие признаки характеризуют игру как вид деятельности? а) выбор роли и характера деятельности, б) обязательное достижение поставленного результата, в) наличие определенного содержания, в которое включены: опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности и определенное ценностное отношение к миру, г) сочетание реальных действий и условных.

Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами, оценками и так далее 4 человек нуждается в общении с другими людьми с момента своего рождения, 4 общение становится главным условием развития ребенка с 1, 5 месячного возраста

Компоненты общения физиология тон голоса слова (невербальное) (вербальное) 55% 38% 7% Формы общения: монолог и диалог Диалог – это разговор между двумя и более лицами

Коммуникация и общение - передача и восприятие информации, - при общении действуют субъекты, а при коммуникации - субъект и объект (субъект – тот, кто передает информацию, а объект – это получатель информации), - однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи

Виды общения общение между реальными субъектами общение реального субъекта с иллюзорным партнером общение реального субъекта с воображаемым партнером общение воображаемых партнеров – художественных персонажей

Функции общения цель общения обслуживает предметную деятельность функция общения подчинение деятельности, взаимодействие субъекта с объектом или взаимодействие субъекта с субъектом по поводу объекта общение ради тождественно деятельности, составляет общения для человека цель и смысл приобщение стремление обогатить партнера к своему опыту, знаниям, ценностям

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.



Россия на пути к рыночной экономике. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс - класс собственников. Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге - многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация может быть осуществлена в различных формах: а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собственности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации - создание широкого слоя частных собственников в стране - пока не достигнута. Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач: остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.