Отношение маяковского к теме любви. «Тема любви в творчестве Маяковского (Первый вариант)

Урок по литературе в 11 классе

Тема урока: « Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского)

Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В.Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;

закрепить умение анализировать лирическое произведение; воспитать уважительное отношение к женщине

оборудование: портрет В.Маяковского, диапроектор, проектная работа учащихся (на электронном носителе)

на доске: « Любовь- это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и прочее. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем» (из письма В. Маяковского к Л.Брик 5.02. 1923)

(список произведений по данной теме) Поэмы: « Облако в штанах» (1914-1915г) «Флейта-позвоночник» (1916г), «Люблю» (1922г), « Про это» (1923г)

Стихотворения: « Лиличка!» (1916г) «Любовь» (1926г)

« Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928г) « Письмо Татьяне Яковлевой» (1928г) Неоконченное (1928-1930)

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

Маяковский и любовная лирика. Раньше считалось, что эти 2 понятия несовместимы. К счастью, за последние годы стало появляться все больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество В.Маяковского (зачитывается эпиграф). Но как отнестись к стихотворным строкам и высказываниям поэта такого рода: «... поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы», « меланхолическая нудь», « нынче не время любовных ляс».Чем же была для Маяковского любовная лирика? « Меланхолической нудью» или зеркалом душевных переживаний? На уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а для этого необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.(назвать произведения- слайд 4,5,6)26 ноября отмечается замечательный праздник- день Матери. Хотелось бы несколько слов сказать о семье Маяковских (слайд 7,8,9) В их доме всегда царила атмосфера доброжелательства., уважения друг к другу. И в этом немалая заслуга маленькой, сдержанной, немногословной женщины, матери поэта, оставшейся в 39 лет вдовой и вырастившей троих детей. « дорогая, милая и родная мамочка! Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете»- писал Маяковский. Александра Алексеевна (1867-1954г) на восьмидесятом году жизни стала писать книгу о своем сыне. И этот труд как будто поддерживал в ней жизнь. К дню 60-летия сына, за год до смерти Александры Алексеевны, книга была напечатана. Мать сохранила многие вещи сына: стакан, ложку, маленькую металлическую мыльницу, даже папиросу, которую он забыл в один из приходов домой. « Во всем мире не было сына нежнее Володи,-свидетельствовала Александра Алексеевна.- В нем было 2 человека. Володя- нежность, бесконечно добрый и смущался так, что было несвойственно сыну. Обидеть не мог никого. А другой Владимир-во весь голос говорил о правде жизни, ожесточался, работал упорно, не знал ни дня, ни ночи. Строил... и хотел, чтобы все поняли то, что было внутри у него..»3.сообщение ученика.

МАРИЯ ДЕНИСОВА Владимир Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии 20 века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

Кроме любви твоей

Мне нету солнца... (Лиличке)

Стою

Огнем обвит

На несгорающем костре

Немыслимой любви... (Человек)

Мария Александровна Денисова родилась 21 октября 1894 года в Харькове. Здесь провела годы своего детства. Окончив 7 классов гимназии, занималась рисованием и скульптурой.

Первая встреча Марии с Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже общества художников «Мир искусства». Поэт не назвался девушке, шутливо предложив именовать себя «некто в черном». Но волею судьбы через 3 недели они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране. Достоверно то. что скрепило цепочку отношений Маяковского и Марии Денисовой-это роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Второе издание романа Марии подарили в 1911 году, очевидно, исходя из интеллектуальных запросов девушки. Первые строки монолога Веры Павловны звучат как характеристика самой Марии: « Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других... Я не привыкла к богатству,-мне самой оно не нужно... Я хочу быть независима и жить по-своему.. .Я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.» Роман был принят Марией как сигнал к действию: она оставляет гимназию, идет учиться в частную студию, решив стать скульптором. По воспоминаниям Л.Брик, на Маяковского также влиял роман Чернышевского, к которому он неоднократно обращался, как бы советуясь с автором о своих личных делах.

На одном из обедов у Филипповых зашел разговор о героях Джека Лондона. Неожиданно в разговор
вступила Мария, сказав: « Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства.» Маяковский принял
это восторженно. Позднее, в поэме «Облако в штанах», он напишет:
Помните? Любовь, страсть»,-

Вы говорили: а я одно видел:

« Джек Лондон, Вы - Джиоконда,

Деньги которую надо украсть!

Маяковский увидел в Марии живую Джоконду, как воплощение совершенной красоты и женственности. По словам Каменского, взволнованный свиданиями с ней поэт « влетал в гостиницу этаким морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка!»

Но «украсть» свою Джоконду-Марию Маяковскому не удалось. Юная девушка не решилась сопровождать Маяковского в поездке по стране. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью выплеснулась в строки поэмы «Облако в штанах» (1915г):

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы! Возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете- Я выхожу замуж. Такой огромной силы любовь ей не нужна! Она холодна и иронична. И герой превращается в проснувшийся вулкан:Мама!

Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца.
Скажите сестрам Люде и Оле,-
Ему уже некуда деться.
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-ненависть во всем и вся. Разочаровавшись в
любви, герой испускает 4 крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше строй!
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все
покупается и продается. Но нельзя путать героиню поэмы с реальной Марией Денисовой, чей путь
был устремлен в революцию. И вышла Мария Александровна замуж по любви. Героиня поэмы-образ
собирательный. Хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой.
Мария Александровна была одним из первых скульпторов, создавших с натуры портрет Маяковского.
Портрет находился в Музее изящных искусств, но судьба его неизвестна, как и судьба второго
скульптурного портрета поэта, сделанного после смерти Маяковского.
М.А.Денисова-Щаденко ушла из жизни, когда ей исполнилось 50 лет.
Для Маяковского имя Марии было священно как символ его первой любви:
Мария! Какое-то

Имя твое в муках ночей

Я боюсь забыть, рожденное слово,

Как поэт величием

Боится забыть равное богу.4. сообщение ученика. ЛИЛЯ БРИК

Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите - срываю игрушки-латы Я, Величайший Дон-Кихот!

Лиля Юрьевна Брик родилась 30 октября 1891 года в Москве. Учась в гимназии, познакомилась со своим будущим мужем юристом Осипом Бриком, ставшим впоследствии литератором, сценаристом. В 1912 году Л.Брик вышла за него замуж. В 1915 году Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.

Чем-чем, а любовью прекрасных дам Владимир Владимирович не был обделен. Но, в сущности, в его жизни была только одна женщина. Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, в их непременную обязанность входило выслушивание его восхищенных рассказов о ней. Любовь Маяковского к своей Лиличке была, действительно, всем в его жизни; понять ее и по-настоящему прочувствовать можно, читая их письма друг к другу. У влюбленного Маяковского было множество имен для Лили: Киса, Лисичка, Личика, Детик. Подписывался поэт также по-разному: Твой Щен, Щеник, Весь Я. Иногда слова заменялись по-детски нарисованными маленькими щенками.

5. Слово учителя:

Отношение Маяковского и Брик были очень непростыми. Многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта. Поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» посвящены личным переживаниям поэта, вызванные чувством к Л.Брик, социальные отношения определяют душевное состояние лирического героя, переживающего утрату любимой, виной тому безжалостный мир денег, вещей, где женщина-предмет купли-продажи. Перед властью денег слово поэта ничто, смешна его нежная, преданная любовь. В поэме «Флейта-позвоночник», пожалуй, с наибольшей силой проявилась особенность таланта Маяковского, о которой хорошо сказал Л.И.Тимофеев: « Маяковский стремится изобразить человека на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем.» (Поэтика Маяковского, М, стр. 86), на пределе злобы и отвращения к тем, кто является воплощением этого строя.

Как надвое раскололся в вопле,

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

Робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

Навесь жене жемчуга ожерелий!» («Флейта-позвоночник»)

6. сообщение ученика (продолжение)

Романтика, теплота, свет, страсть-все было в этой любви. А также была боль-пронзительная и каждый раз убивающая. Треугольник (Маяковский- Лиля Брик-Осип Брик) был для поэта самым сложным жизненным испытанием, лабиринтом, в котором он безнадежно искал выход.7. Анализ стихотворения «Лиличка» (1916г)
(в свет вышло в 1934г с заглавием «Лиличке»)

Что представляет собой это стихотворение? Обратите внимание на подзаголовок.

(обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма. Ситуация, изображенная в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблен, но возлюбленная относится к нему далеко неоднозначно и, видимо, может оставить его в любой момент.

Как называется прием, на котором построено стихотворение?
(прием антитезы, характерный для творчества Маяковского)
-Ч то противопоставляет своей любви поэт?

(любовь возлюбленной, которая как тяжелая гиря висит на ней. Образы быка, слона- символ силы, мощи, независимости; этим они соотносятся с образом лирического героя.)

Найдите строки, передающие внутреннее состояние героя.
Дикий, Дай в последнем крике выреветь
Обезумлюсь,
горечь обиженных жалоб.
Отчаянием иссечась...

Мне не один не радостен звон, .. .душу цветущую любовью выжег...

Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, дай хоть

И не выпью яда, последней нежностью выстелить

И курок не смогу над виском нажать. Твой уходящий шаг.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Чему уподобляется любовь героя?

(морю, солнцу- грандиозным природным силам. В данном уподоблении проявляется романтический характер героя. Однако в стихотворении можно почувствовать определенную полемику с романтизмом. В частности, со стихотворением М.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» (Как знать, быть может, те мгновенья,/ Что протекли у ног твоих,/ Я отнимал у вдохновенья!/ А чем ты заменила их?)

Какое место в своей жизни Маяковский отводит любви?

(Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование любви несчастливой для него является свидетельством несовершенства мира. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделенном единстве с телесным.Само представление о любви платонической у Маяковского отсутствует.)

8. сообщение ученика (продолжение)

Весной 1918 года произошло важнейшее событие в жизни поэта. Л. Брик объявила мужу о своей любви к Маяковскому. С этого времени Брики и Маяковский приняли решение всегда жить вместе и не расставаться ни при каких обстоятельствах. Годы с 1918 по 1923- счастливое время в отношениях с Л.Брик, взаимная любовь давала Маяковскому огромную творческую энергию. Заявляя в 1920-е годы, что « теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме, пытаясь внести иной смысл, диктуемый новой действительностью. Письме к Л.Брик поэт писал: « Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе.» говорить о любви для поэта- значит говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Счастье в любви неотделимо от обновления человеческих отношений. Легкость при решении этого вопроса поэта не устраивала. Он и этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе, к окружающим, что « любовь» не установить никаким «должен» и никаким «нельзя». « Любовь- это сердце всего»,- написал когда-то поэт своей возлюбленной Лиле. И, действительно, эти слова никогда не покидали поэта и являлись его заповедями. «Мы никогда не снимали подаренные друг другу еще в петербургские времена, вместо обручальных, кольца-печатки,_ вспоминала сама Брик.- На моем Володя выгравировал буквы Л.Ю.Б. если читать их по кругу, получалось бесконечно- люблю люблю люблю»9 слово учителя

В 1922 г появилась поэма «Люблю», которая писалась во время пребывания Л.Брик в Риме. Это поэма самая светлая и жизнерадостная. В ней нет мрачных настроений.

Пришла- взяла,
Деловито,
отобрала сердце
За рыком,
и просто
За ростом,
пошла играть-
Взглянув,
как девочка мячиком.
Разглядела просто мальчика.

В поэме Маяковский объяснил, что такое любовь для человека, на котором « с ума сошла анатомия.

Сплошное сердце -гудит повсеместно».

10 сообщение ученика (продолжение)

Влияние Л.Брик было настолько всеобъемлющим, что все свои стихи после их встречи поэт обязался посвящать только ей. В 1923г вышла в свет поэма «Про это», ставшая гимном любви к Лиле Брик. Обложку книги украшала ее оригинальная фотография, сделанная А.М.Родченко. Несмотря на многочисленные романы Лили Брик, о которых ходили самые чудовищные слухи, и увлечения самого Маяковского, они по-прежнему сохраняли отношения и продолжали жить в одной квартире.

11. слово учителя:

Маяковский не позволял себе анализировать отношения с любимой женщиной, даже если эти отношения были мучительными, и тем более упрекать в чем-то ее. Эту черту характера и поведения отмечали многие. Осип Брик: « Маяковский понимал любовь так: если ты любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Малейшее отклонение, малейшее колебание- уже измена. Любовь должна быть неизменна,как закон природы, не знающий исключений.» Он не только требовал это от других, но и сам был такой. 1924г был переломным моментом в отношениях между Маяковским и Л.Брик. «Я теперь свободен от любви и от плакатов»(«Юбилейное»). После возвращения Маяковского из Америки характер отношений изменился. Теперь их связывала только дружба.

12.Анализ стихотворения «Любовь» (1926г)

Какие отклонения от идеала любви поэт наблюдает? С чем это связано?

(причиной всех извращений идеала любви поэт считает все то же «обмещанивание»пролетариата, влияние на людей «пережитков прошлого»)

Каково отношение поэта к быту, к семье?

(институт брака видится поэту устаревшим, и союзу двух он противопоставляет утопический идеал товарищеского единения мужчины и женщины в обществе будущего)

13.сообщение ученика (продолжение)

И все же однажды наступил предел этих горьких и одновременно сладких отношений. 14 апреля 1930 года жизнелюбивого, глубокого, тонкого поэта не стало. Как рассказывала в своих воспоминаниях Лиля Юрьевна, многие годы ей снился Маяковский. Иногда он плакал, просил прощение и всегда не хотел расставаться. Не хотел уходить из ее снов. Иногда посмеивался и уверял ее, что она тоже покончит жизнь самоубийством. 24 августа 1978г Л.Ю.Брик покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она заснула вечным сном в «вечном городе» Риме. Теперь они снятся друг другу. По завещанию прах ее был развеян в одном из живописных уголков под Звенигородом. Оставила мемуары, публикация которых отложена в соответствии с ее завещанием.14.сообщение ученика

ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА

Последние 2 года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств, связаны с именем Т.Яковлевой. За полтора года с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. 22-летняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами и яркими светящими желтыми волосами, пловчиха, теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Точно известен день знакомства - 25 октября 1928 года. Вспоминает Эльза Триоле- известная писательница, родная сестра Лили Брик: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».

Виктор Шкловский в своей работе «О Маяковском» пишет: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». Художник В.И.Шухаев и его жена В.Ф.Шухаева, жившие в то время в Париже, пишут о том же: « Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица- высокая, стройная, под стать ему». Нам

Любовь

Не рай да кущи, Нам

Любовь

Гудит про то, Что опять

В работу пущен Сердца

Выстывший мотор. С первого дня знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. За ноябрь 1928 года Маяковский написал 2 стихотворения, посвященные Татьяне Алексеевне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с1915г), посвященные не Лили Брик. Интересно сопоставить 2 стихотворения, навеянные сильным и глубоким чувством к Т.Яковлевой, первое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе- не предназначавшееся для печати- передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» поэт размышляет не просто о любви- о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь- чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново.

15 анализ стихотворения «Письмо тов. Кострову....»

  • Что значит для поэта любовь? (цитаты из текста)
  • Как понимаете строки «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств...»? (подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной она не была)
  • Какая любовь героя?

(Простая, человеческая, дающая поэтическое вдохновение, которое проявляется в будничной обстановке. « Подымает площадь шум,/ экипажи движутся,/ я хожу,/ стишки пишу в записную книжицу», /слайд 28 показать/- Какие строки говорят о масштабности этого чувства?

(Ураган, огонь, вода подступают в ропоте... Его привлекают и «земные огни», и «небесные светила». Душу переполняет «сонм видений и идей». И из всего этого рождается поэзия.

Это единство земного и небесного. Сердце поэта готово вместить весь мир, его чувства приобретают «вселенские масштабы». Наверное, поэтому для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные, емкие слова: « Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» или « распластал хвост небесам на треть».

16. сообщение ученика Слайд 28,29

17 Анализ стихотворения « Письмо Т Яковлевой»

  • Как понимаете первые строки стихотворения? (ассоциация по цвету- губ любимой и знамени)
  • Чем это вызвано, как думаете?

(Желание перевести разговор о чувстве, связывающее влюбленных, в разговор о счастье «ста миллионов», и даже ревность здесь приобретает возвышенный характер «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Это говорит об отчаянии героя.)

  • Найдите строки, говорящие о чувствах, равных стихиям.
  • Почему герой в отчаянии?

(возлюбленная остается в Париже)

18 сообщение ученика

Несоответствия чувств не было. Было другое препятствие- неодолимое. Оказалось, что Т.Яковлеву трудно уговорить уехать в Москву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для нее невозможна. Она предполагала, что ее может ожидать на родине. Ведь она с таким трудом оттуда уехала. А взять эту женщину можно только «вдвоем с Парижем»- а это невозможно для него. Поэтому счастливое разрешение вопроса переносится в неопределенное будущее и связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе.

И все-таки В.Маяковский звал ее письмами, телеграммами. В течение нескольких лет Татьяна Алексеевна каждое воскресенье получала из магазина цветы и визитки от Маяковского. Лиля Брик дорожила ролью единственной музы великого поэта и не собиралась с ней расставаться ни при каких условиях. Она считала, что благополучие семейной жизни помешало бы поэту писать стихи. Т.Яковлева вышла замуж, так и не дождавшись Маяковского, так как заграничную визу не дали. Невыдаче визы способствовала Л.Брик. Умерла Т.Яковлева в США в 1991г. Архив Яковлевой в Гарвардском университете, содержащий письма к ней Маяковского, до сих пор закрыт согласно завещанию. Письма же Яковлевой к Маяковскому, как и других женщин к нему уничтожила Л Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь архив поэта.

19 слово учителя

Знакомство с Вероникой Витольдовной Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого « сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За 2 дня до трагического выстрела Маяковский писал: «Как говорят «инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Счастливо оставаться. В.Маяковский» 12.04.30

Читая предсмертную записку, невольно всплывают строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: « Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе». « Лиля! Люби меня»- это последние строки в предсмертном письме.

Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: « Не смоют любовь ни ссоры, ни

персты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стоперстный, клянусь, люблю

низменно и верно!»

Давайте подведем итог всему сказанному. (слайдЗО)

Итак, перефразируя самого Маяковского «Любовная лирика-это сердце всего его творчества». Это не

поэзия ради поэзии! Это душа! И так же как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и

лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора. «Я только стих, я только душа».

« Для того чтобы услышать его могучий голос через годы, надо иметь живую душу, т.е уметь любить.

А потому люди, способные на любовь, никогда не будут равнодушны к этому удивительному,

противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с

беззащитной душой. Потому что любовь- это сердце всего».


Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

Маяковский - начало творческого пути

Родина поэта - Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи - своеобразной агитацией.

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Мария Денисова - первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе, в 1914 году, и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была и первое сильное чувство поэта. Поэтому поэма получилась такой щемяще честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека.

Татьяна Алексеевна Яковлева. С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения - «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская - актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

Лиля Брик

Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место в сердце поэта. Она - его самая сильная и «больная» любовь. Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей.

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

Особенности любовной лирики Маяковского

Наиболее ярко особенности лирики поэта видны в его поэме «Люблю», посвященной Лиле Брик.

Любовь для Маяковского - это глубокие личные переживания, а не устоявшееся мнение о ней. Каждому человеку присуще это чувство от рождения, но обыватели, которые больше ценят в жизни комфорт и достаток, быстро лишаются любви. Она у них, по словам поэта, «скукоживается».

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

Поэт - максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов. Она не ведает покоя, и об этом пишет автор в своем последнем стихотворении «Неоконченное»: «...Надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Стихи о любви

Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений. ГНо каждое из них - это маленький кусочек жизни поэта с ее печалями и радостями, отчаянием и болью. «Люблю», «Облако в штанах», «Неоконченное», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», “Лиличка!” - таков краткий перечень произведений Владимира Маяковского о любви.

чего написал,

сказал —

тому виной

глаза-небеса,

В. Маяковский

В. Маяковский — поэт гениальный. Его наследие мно-готемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то вос-принимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целост-ным, оно было неотъемлемо от его жизни. Слово Маяков-ского — реакция на происходящее внутри и вокруг него, а поскольку он был человеком решительных поступков, не-укротимым бунтарем, то и в своих произведениях стре-мился, чтобы слова стали общественно значимым делом. Но мне на этот счет не хотелось бы обманываться, ведь стоит только прочитать многие из его произведений («Лиличке!» «Люблю!», «Облако в штанах», «Про это», «Человек» и др.), и образ поэта-бунтаря превращается в многоцвет-ный образ тончайшего лирика, всю жизнь проведшего на «несгораемом костре немыслимой любви». И сразу пони-маешь, что этот человек не только способен быть беско-нечно нежным и жертвенным, но и готов отстаивать свои чувства, для которых основную угрозу представляет обы-вательский быт.

Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, по-скольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что «любовь — это сердце всего», всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто «выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев ка-кое-то варево». Это глубокое человеческое чувство Мая-ковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоис-тичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до гори-зонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:

Любовная лодка разбилась о быт. С тобой мы в расчете — и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Ты посмотри, какая в мире тишь! Ночь обложила небо звездной данью; В такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданью.

Быт, обывательская среда — главные враги всех чело-веческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-душия, пошлости, самолюбования «любовь поцветет, по- цветет и скукожится», да и «между служб, доходов и проче-го со дня на день очерствевает сердечная почва». Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: «Маяковский выдернул любовь из альковов... и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавист-ной и родной ему улице».

Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, рас-крывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, ко-торый «душу цветущую любовью выжег», которому «кроме любви твоей... нету моря», «кроме любви твоей... нету сол-нца» и «ни один не радостен звон, кроме звона твоего лю-бимого имени». Чувства поэта огромны, сильны — это и «громада-любовь» и «громада-ненависть». И в то же время — бесконечная трепетность отношений:

Дай хоть последней нежностью выстрелить твой уходящий шаг.

Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что «каждый за женщину платит». Но оплата эта совершается не деньгами, не веща-ми и даже не всегда — временем, а душой, сердцем, часто — непереносимой мукой, страданием. Материал с сайта

Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои — радугой судорог.

Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовер-шенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь — бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она спо-собна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чув-ство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.

Может быть, от дней этих, жутких, как штыков острия, когда столетия выбелят бороду, останемся только ты и я, бросающийся за тобой от города к городу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое сочиение на тему вв маяовский
  • любовь и быт в произведениях в.маяковского
  • сочинения "человек и время в поэзии в.маяковского
  • любовь и быт в произведениях в маяковского
  • любовь и быт в произведениях в. маяковского

Тема любви является одной из основных тем как в прозе, так и в поэзии. Какое бы произведение мы ни взяли, в нем так или иначе упоминается это явление, будь то дружеская или родительская любовь, или любовь между мужчиной и женщиной.

Особенно трепетное отношение к этому великому чувству у русских художников слова. Даже после прихода к власти большевиков, для которых любовь не имела особого значения, эта тема не осталась без внимания литературного общества.

Примером тому служит множество поэм и стихотворений В.В. Маяковского, посвященных теме любви.

Любовь, которая причиняет боль, страдания, мы видим в основном в дореволюционных стихотворениях. Например, в поэме «Облако в штанах» говорится о неразделенной любви поэта: Вошла ты, /резкая, как «нате!», /муча перчатки замш, /сказала:/»Знаете - /Я выхожу замуж».

Это событие является основным в первой части, а во второй – автор бесцельно ходит по городу, слышит отрывки разговоров, встречает случайные лица и передает все это в поэме- поэтому она теряет смысл за обилием слов. Лишь спустя некоторое время мы понимаем зачем Маяковский использует этот прием: чтобы передать весь хаос, который творится в нашем мире («Мы/с лицом, как заспанная простыня, /с губами, обвисшими, как люстра, /мы, /каторжане города – лепрозория, /где золото и грязь изъязвили проказу…»)

Именно город с его пороками поэт винит в своем несчастье – это город душит настоящую, чистую любовь.

В третьей и в четвертой частях автор ищет утешения в революции, в вине, в женщинах, но ничто не может унять его боли. И тогда он обращается с вопросом к Богу («Всемогущий, ты выдумал пару рук, /сделал, / что у каждого есть голова, -/ отчего ты не выдумал, / чтоб было без мук/целовать, целовать, целовать?!»), и не получив ответа, ропщет на него («Я думал – ты всесильный божище, / а ты недоучка, крохотный божик».)

Ни в одном произведении Маяковского любовь не приносит счастья герою, а, наоборот, она доводит его до отчаяния, практически до самоубийства. Например, в поэме «Флейта – позвоночник» мы встречаем такие строки:

Все чаще думаю-

Не поставить ли лучше точку в своем конце.

В этой поэме поэт также обращается к Богу, но не с вопросом, а с мольбой забрать любовь из его сердца («убери проклятую, ту, / которую сделал моей любимою!»)

Ради этого он готов вынести любую физическую боль, любые муки, даже готов принять смерть. Но любовь не может просто исчезнуть: автор, где бы ни была его любимая, всегда будет рядом. И даже если она не ответит взаимностью, в его сердце это ничего не изменит.

В поэме «человек» рассказана история жизни лирического героя. И основной сюжетной линией является любовь. Но этой любви нет места в этом уродливом мире, где все решают деньги. С ужасом видит герой, что его любимая «в святошестве изолглась», она предпочитает остаться с Повелителем Всего. И он покидает земную жизнь. Но пребывание его на небе длится недолго, «человека» возвращает на землю тоска по любимой. Но, к сожалению, в мире все осталось по-прежнему; герой чувствует себя лишним на этой земле («И только/боль моя/острей -/стою, /огнем обвит, / на несгорающем костре/ немыслимой любви»).

Большинство стихотворений о любви посвящено Лилии Брик, которую Маяковский очень любил, но она не ценила этой любви, была равнодушна. К таким стихотворениям относится «Лиличка!» - крик страдающего сердца поэта:

Все равно

Любовь моя –

Тяжкая гиря ведь –

Висит на тебе,

Куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

Горечь обиженных жалоб.

Сюжет показывает, как тяжело герою отпускать любимую женщину, но расставание – единственный способ освободить себя и ее:

Последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

Ярким примером послереволюционной лирики Маяковского является автобиографическая поэма «Люблю». Поэт искренне верил, что социализм изменит жадный мир и людей. Поэтому послереволюционные стихи отличаются легкостью и оптимистичной концовкой («Взяла, /отобрала сердце/ и просто/ пошла играть- / как девочки с мячиком» и «Не смоют любовь/ ни ссоры, /ни версты./Продумана, /выверена, /проверена./Подъемля торжественно стих строкоперстый, / клянусь -/люблю/неизменно и верно!»)

Ироническое стихотворение «Про это» также написано в послереволюционный период творчества поэта. Эта ирония поэта, прежде всего над самим собой:

В этой теме,

И личной,

И мелкой,

Перепетой не раз

И не пять,

Я кружил поэтической белкой

И хочу кружиться опять.

Он понимает, как много любовь значит в жизни, и восторженность, с которой поэт говорит о ней, отнюдь не поддельная:

Эта тема день истемнила, в темень колотись – велела – строчками лбов.

Имя этой теме:

Рассмотрев творчество Маяковского, можно сказать, почему он вступил в партию и был ярым ее членом: он был уверен, что при социализме в мире будут править справедливость, понимание и любовь. Только после прихода к власти большевиков он начал верить в светлое будущее.

Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Именно эта тема является тем самым ларцом постоянного вдохновения и идей, толкающая знаменитых автор на создание новых произведений искусств. Абсолютно все поэты видели в этом великом и грандиозном, что-то личное. Пушкин, к примеру, видел в таком прекрасном чувстве, как любовь восторг перед душой и красотой женщины, так же это светлое и прекрасное чувство, которое возвышает и облагораживает человека.

Для Лермонтова любовь - это чувство, которое может приносить человеку только боль и разочарование. У героя Блока, который преклонился перед одной очаровательной и обворожительной дамой, любовь, приманивает к себе прежде всего своей тайной и загадкой этих необычных и удивительных чувств. В произведениях Маяковского, любовь выражена весьма необычно в отличие от других.

Любовь у Маяковского, явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Самую свою первую поэму Маяковский написал в 1915 году и называлась она "Облако в штанах", а сам он называл ее "четыре крика", она получила от автора такое прозвище поскольку была разделена на четыре части под названиями "Долой вашу любовь, ваше искусство, ваш строй, вашу религию". Самый первый «крик», по общему мнению, читателей является самым сильным и насыщенным, именно после него появляются остальных три крика. Это крик сошедшего с "ровной дорожки" от ненависти и боли человека.

Главный герой охвачен по истине гигантским спектром чувств и эмоций, он предъявляет к любви слишком большие требования: повернуть себя самого так, чтобы были "только губы", быть "неописуемо нежным", одним словом "облако в штанах". Любовь, которая остается без ответа разбивает его сердце и проводит к ужасу потерянного счастья. Именно по этим причинам, внутри него, как он сам говорит, горит сердце. Первое мученье - ожидание любимой женщины. В его сердце все больше и больше разгорается пожар, гнев и злость со временем только увеличиваются и всем уже становится понятно, что скоро точно должно произойти, что-то плохое. Вот наконец случается кульминация - пляска нервов. Решение всего этого происходит в главе под названием "Ты вошла", но к сожалению, это оказывается не кульминацией, а восхождением к исходной точки эскалации конфликта, предел всему этому достигается только в последних строфах первой главы.

Сочинение Тема любви в творчестве Маяковского

Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои чувства, эмоции, любовь. Именно поэтому зачастую каждое стихотворение поэтов это именно их истории. Одним из знаменитых русских поэтов считается Владимир Маяковский, который был признан поэтом-бунтарём своего времени.

Многие считали его просто на просто крикуном и агитатором. Однако несмотря на всё это, данный поэт был невероятно чутким человеком, с прекрасной и очень ранимой душой, которая умела любить по-настоящему. Всему этому он нашёл выход в каждом из своих произведений о любви.

Каждое стихотворение поражает страстной силой чувств, которые испытывал поэт во время его написания. Маяковский считал, что любовь - это самое главное, что должно быть в жизни каждого человека. Он приравнивал чувство любви к самой жизни, искренни веря в той, что без любви не сможет прожить не один человек.

Всем произведениям Владимира Маяковского об этом прекрасном и нежном чувстве свойственно открывать душу читателя, обнажать самые тайные любовные переживания, помогать найти именно своего человека.

Глубочайшая линия любви, которую поэт вкладывает в свои произведения удивляет и поражает довольно насыщенной и откровенной образностью, красотой чувства.

Нельзя не отметить и то, что все стихотворения, без единого исключения наполнены различными метафорами, которые поражают своей уникальностью и оригинальностью. Употребление в стихотворениях сравнительного приёма делает их неповторимыми и непохожими на произведения других поэтов.

Очень часто занимаясь написанием подобных произведений поэты и писатели хотят лишь одного донести до людей понимание того, что настоящая любовь всё же есть, её просто нужно дождаться, в неё нужно просто искренни верить, и она неизбежно настигнет каждого.

Несколько интересных сочинений

  • Примеры милосердия из литературы

    Милосердие – это когда люди оказывают безвозмездную помощь нуждающимися, обездоленным, претерпевающим какие-либо страдания и лишения, либо просто сопереживают таковым. Тема милосердия широко представлена в мировой литературе

  • Герои рассказа Чистый понедельник Бунина (характеристика) сочинение

    Замечательное произведение под названием «Чистый понедельник», написанное в жанре рассказа, создано великим русским писателем начала 20 века – Серебряного века русской литературы, Иваном Алексеевичем Буниным.

  • Сочинение Почему Чичиков - главный герой поэмы?

    В поэме «Мертвые души» Н. Гоголь обращает внимание читателя на развитие исторического пути нашей с вами страны. Многие в 20 веке видели, что общество стало жадным до денег как никогда, дельцы

  • Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина

    Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать

  • Сочинение Летняя ночь (со словам тишь, глушь, ночь, полночь, сыч, камыш, рожь, дрожь)

    Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.