Практическое занятие, методика его подготовки и проведения. Методика проведения практикума, практического занятия Структура учебного практического занятия состоит из

Вам понадобится

  • - План проведения практического занятия;
  • - методические указания по изучаемой учебной дисциплине;
  • - основные и вспомогательные материалы;
  • - рабочий журнал преподавателя.

Инструкция

Итак, в вашем расписании стоит «практическое занятие» (лабораторные занятия значатся именно как «лабораторные»). Темы и вопросы и задания для практических занятий, как правило, отражены в рабочей программе соответствующей учебной дисциплины. При необходимости их можно корректировать. Позаботьтесь о том, чтобы план семинарского занятия, включая рекомендованной литературы, студенты получили заранее – за несколько дней до его проведения.

Подумайте о форме проведения практического занятия. При изучении гуманитарных и социальных дисциплин основным видом практических занятий является семинар. Чаще всего это обсуждение трех-четырех вопросов со всеми студентами группы или заслушивание докладов и рефератов отдельных студентов. Вы также можете использовать интерактивные методы обучения: дискуссии, работу в микрогруппах, деловые игры, кейсов (ситуационных задач), индивидуальные и групповые презентации.

Изучение дисциплин математического и естественнонаучного цикла имеет свою специфику. При проведении «практик» упор делается на решении типовых задач и выполнении упражнений (семинар по высшей ). Если это лабораторно-практическое занятие, студентов технике эксперимента и работе с оборудованием, приборами, инструментами и т.д. Собственно лабораторные работы (лабораторные практикумы) требуют особых условий для проведения и выделяются как особый вид занятий.

Во время проведения практического занятия держите в голове его структуру и старайтесь все рассчитать по времени. Семинар, например, обычно предполагает вступительное слово преподавателя, затем контроль теоретических знаний и/или выполнение практических заданий, далее следует подведение итогов. Деловая игра требует иной организации и структурирования времени. Типичной проблемой новичков является или слишком поспешное рассмотрение всех запланированных вопросов, или, напротив – катастрофическая нехватка времени (успели разобрать только один вопрос из трех).

Следите за тем, чтобы обсуждение вопросов практического занятия проходило в психологически комфортной атмосфере. Избегайте как чрезмерного дистанцирования от студентов, так и проявлений панибратства. Направляйте и поддерживайте диалог студентов не только с собой, но и друг с другом, контролируйте шум в аудитории. Поощряйте правильные ответы и оригинальные суждения, разъясняйте непонятные моменты и корректно поправляйте допущенные студентами неточности и ошибки.

Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов Практические и лабораторные занятия получили распространение в университетском образовании в друг й половине XIX в Усилиями МВ Ломоносова лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской работыоботою.

Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины Практическими занятиями называют занятия с решения задач по высшей математике, физике, теоретической механики, нары иснои геометрии и других предметов, выполнение упражнений на построение схем, графиков, диаграмм, выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам, выполнение упражнений на чтение, например, аудиюва ния, разговорная речь при изучении мов.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

Углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

Формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

Развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

Развития самостоятельности и т.д.

По дидактической сути практические работы близки к лабораторным работам В некоторых случаях используется термин \"лабораторно-практические работы\" (например, в физике, химии, геодезии и т.д.) Лабораторные и работы (от латти (від лат. labor ~ трудности, работа; laboro - трудиться, работать, преодолевать трудности, беспокоиться) - один из видов самостоятельной учебной работы студентов, которая проводится по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств Содержание лабораторных работ связан с другими видами учебного эксперимента (демонстрационными опытами, решением экспериментальных задач) и нау ми наблюдениями Одно из важных преимуществ лабораторных занятий по сравнению с другими видами аудиторной учебной работы заключается в интеграции теоретических знаний с практическими умениями и навыками с тудента в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера Выполнение лабораторных работ требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принятии решений, глубокого знания и разум иння учебного материала, предоставляет возможности стать \"открывателем истины\", положительно влияет на развитие познавательных интересов и способностейта здібностей.

Сочетание теории и практики, что происходит в специально оборудованном аппаратурой и материалами помещении-лаборатории, содержание и внешний вид которой должен активизировать познавательную деятельность студентов предоставляет конкретного характера изученном на лекциях и при самостоятельной работе, способствует детальному и более глубокому усвоению учебной информации Лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстет ики и эргономики: необходимо методически целесообразно и эргономично правильно оборудовать рабочие места студентов, способствовать воспитанию у них культуры труда можно использовать так называемое \"методическое раскрасок ния \"установок (объект исследования покрасить красным, детали - синим и тд) Полезно добавить к каждой установки наглядный методический плакат, где четко и лаконично изложить содержание лабораторной работы, ее м ету, идею и задачи, методы их реализации, которые целесообразно детализировать в соответствующей \"Инструкции\" или \"Методических рекомендациях\" В таком случае лабораторно-практические работы будут органично дополнять и лекции и семинарские занятия, на которых основным каналом восприятия информации является \"ухо-мозг\" А это входит в противоречие с психологическими требованиями к организации учебного процесса, ведь известно, что бы лизько 80-90% людей привыкли получать информацию через зрительный анализатор \"глаз-мозг\" и пропускная способность которого в 100 раз выше слухового канала (\"ухо-мозг\") Об этом свидетельствуют и достижения народной педагогики, утверждает, что \"лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать\" Итак, методическое обоснование лабораторных занятий должна быть одним из важных факторов, который может положительно повлиять на качество учебно-познавательной деятельности студентов и их практической подготовкина якість навчально-пізнавальної діяльності студентів і їх практичну підготовку.

Разновидностью лабораторных работ в высшей школе является лабораторный практикум - система специально разработанных, содержательно и методически объединенных лабораторно-практических занятий по большим разделом, темой или целые исним учебным курсом Во время практикума студентам обычно предлагают сложные и трудомисткиши работы, которые должны способствовать формированию специалиста, в арсенале которого должны занять видное место исследовательница ьки умения в соответствующей практической областиі.



При проведении лабораторно-практических занятий количество студентов не может превышать половины академической группы На художественно-творческих специальностях практические занятия по профессиональных учебных дисциплин мо ожуть проводиться с одним, двумя или тремя студентами Психологически важно создать для студентов такие условия деятельности на практических занятиях, которые вызывали у них желание работать творчески Поэтому важ Иво чтобы учебно-вспомогательный персонал, в частности Препараторы и лаборанты, имели профессиональную и педагогическую подготовку Они должны понимать когда, чем и как можно помочь студенту, а при каких обстоятельствах \"помощь \"может нанести только вред Например, если лаборант предоставит в распоряжение студента одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как преподаватель планировал это одной из задач лабораторно й работы, то это будет не помощь, а по крайней мере бесплодное для студента трата времени Поэтому преподаватель должен постоянно работать над формированием у своих помощников ответственного отношения к организац ее учебной работы студентов в лабораторииів в лабораторії.

Методика подготовки и проведения лабораторно-практических работ охватывает несколько этапов:

Предварительная подготовка к лабораторной работе заключается в изучении студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы, техники безопасности ки при работе с электрическими приборами, химическими и взрывчатыми веществами тощ.

Консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории

Предварительный контроль уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы (получение так называемого \"допуска\" к выполнению работы)

Самостоятельное выполнение студентами заданий согласно обозначенной учебной программой тематики

Обработка, обобщение полученных результатов лабораторной работы и оформление индивидуального отчета

Контроль и оценка преподавателем результатов работы студентов

В практике высших учебных заведений сформировались различные подходы к методике проведения лабораторных занятий:

1 По месту лабораторных работ в структуре учебной дисциплины: выполнение лабораторных работ или тематического лабораторного практикума после теоретического курса (последовательный метод);

2 За организационными особенностями: фронтальные лабораторные работы (когда все студенты выполняют одно и то же задание на одном оборудовании) и групповые лабораторные работы (когда студенты разделены на пидгр рупы из 2-4 человек, которые выполняют различные по тематике, планом и содержанием работы).

Фронтальные и групповые формы лабораторно-практических занятий имеют свои недостатки и преимущества, которые следует учитывать К преимуществам фронтальных лабораторных работ можно отнести:

Непосредственная связь с изучаемым, и усваивается одновременно всеми студентами;

Реализацию принципов систематичности и последовательности;

Благоприятные условия для преподавателя: устный инструктаж перед началом работы и в процессе ее выполнения, подготовка типового оборудования, достаточно легкий контроль за выполнением студентами лабораторной работы т и ее результатам.

Обсуждение результатов, которое осуществляется на данном или следующем занятии, позволяет их обобщить в процессе коллективного обсуждения, выявить типичные ошибки студентов и осуществить их коррекцию

Однако при фронтальных лабораторных работах чаще используется достаточно простое оборудование: 25-30 однотипных комплектов оборудования, и поэтому для проведения более сложных экспериментальных опыт ний целесообразно организовывать индивидуально-групповые работы с использованием более сложного, современного оборудования Они имеют разное дидактическое направления и требуют разного уровня самостоятельности студен тов Ученые-методисты ВИ Мокин, ВО Папьев, ОВ Мокин предлагают использовать такие разновидности лабораторных работ какобіт як:

1 Ознакомительные лабораторно-практические работы, предусматривающие формирование умений и навыков пользования приборами, устройствами, необходимых для выполнения профессиональных задач

2 Подтверждающие лабораторно-практические работы, выполнение которых имеет целью подтверждения правильности полученных теоретических знаний

3 частично-поисковые лабораторно-практические занятия, стимулирующие самостоятельность и творческое мышление студентов В инструкциях и методических рекомендациях к таким работам определяется тема, цель, задачи общий план исследований и ориентированный перечень вопросов, на которые следует найти ответы Студенты самостоятельно детализируют план исследования и выбирают траекторию движения для достижения цели исследованияння.

4 Опытные практические работы имеют только цель исследования, все остальные этапы работы студенты планируют самостоятельно Такой вид лабораторных работ требует больших временных затрат, высокой интеллектуальной напряжения и и предусматривает соответствующее оценкеня.

Наш опыт свидетельствует о возможности и необходимости дифференцированного подхода к студентам при выполнении лабораторно-практических работ В этом случае возможна система многовариантных задач по праву вы ибору студентом уровня сложности задачи и соответствующей оценки его правильное выполнение Для выполнения лабораторно-практических работ разного уровня сложности студентов можно объединять в гомогенные г рупы с учетом уровня их подготовки (высокий, средний, низкий) индивидуализирующую задачи, преподаватель должен определить уровень знаний и умений, который соответствует задачам высшей школы, и обеспечить неоперенные ервне его повышения для каждой группы При этом занятия должны организовываться таким образом, чтобы каждый студент (сильный, средний, слабый) испытывал повышения уровня своей подготовки индивидуализирующую и задачи лабораторно-практических работ, следует, сохраняя целостность системы теоретической и практической подготовки, их взаимосвязь, рассматривать их как единое целое, в котором каждое занятие - это тематически по вершена звено учебного процессоцесу.

17. Инновационные формы и методы обучения и их педагогическая ценность .

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.

1. Лекции нетрадиционной формы проведения

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

2. Лекция-визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

3. Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов – сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

4. Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10–15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

5. Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2–3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3–5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

6. Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

7. Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

8. Лекция с разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

II. Метод «круглого стола»

Эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форму деятельности научных работников.

1. Учебные семинары

Междисциплинарный семинар. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т. п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентационных семинаров помогает подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системный семинар. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

2. Учебные дискуссии

Они могут проводиться:

– по материалам лекций;

– по итогам практических занятий;

– по проблемам, предложенным самими студентами или преподавателем, если студенты затрудняются;

– по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

– по публикациям в печати.

Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за «круглым столом»

При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы или работающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т. п.

Перед такой встречей преподаватель предлагает студентам выдвинуть интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

При применении всех этих форм занятий студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; она помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, такие как пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т. д.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.

К таким методам относится проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигаласьобщая дидактическая цель. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура ПЗ в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения.

Семинарские занятия

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления и чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Семинарское занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.



Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

Развитие творческого профессионального мышления;

Познавательная мотивация;

Профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

Повторение и закрепление знаний;

Контроль;

Педагогическое общение.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленнойих разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга. Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев ни в школе, ни в институте не обучают целенаправленной логике рассуждении на материале отдельных предметов, не учат правилам и логическим требованиям определения понятий; в результате понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать подменяется буквальным запоминанием готовой формулировки.

Коллоквиум

Слово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collocvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.


1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;

2) поработать с конспектом лекции по теме семинара, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;

3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.

При подготовке к лабораторному занятию студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма;

1) ознакомится с планом предстоящего занятия;

2) проработать литературные источники, которые были рекомендованы и ознакомиться с вводными замечаниями к соответствующим разделам;

4) если в ходе лабораторного занятия будут использоваться психодиагностические методики, то каждый студент должен заранее подготовить бланк для фиксации результатов данной методики;

5) в заключении, каждый студент должен представить преподавателю краткий письменный отчет, включающий:

Протокол опыта;

Запись обработки результатов исследования;

Анализ обработанных результатов;

Выполнение домашнего занятия и задания СРС.

При подготовке к коллоквиуму студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) ознакомится с планом предстоящего коллоквиума;

3) довести занятия до уровня обобщенности.

При подготовке итоговой СРС студент должен:

1) выбрать тему исследования;

2) осуществить подбор литературы по теме исследования, наметить план работы.

3)и согласовать с преподавателем содержание и объем работы;

2) предварительно сдав преподавателю работу на проверку, приготовится к итоговому занятию, на котором будут обсуждаться результаты СРС.

Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со спе­цифическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.

Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руковод­ством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретичес­ких знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении задач по общенаучным курсам, но и за­нятия по общеинженерным и специальным дисциплинам, лаборатор­ные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.

Практические занятия - метод репродуктивного обучения, обеспечи­вающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Раскроем сущность и содержание практического занятия, его организа­цию и планирование.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по ре­шению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их распо­ложить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предме­те и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и практических занятий. Лекция является первым шагом подготовки сту­дентов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Аналога лекция среди других видов занятий не имеет. Хотя каждое прак­тическое занятие, будучи занятием в традиционном плане развивающим, закрепляющим и т.д., может активно выполнять функции подготовитель­ного занятия к последующему активному восприятию лекции.



Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны про­блемной ситуацией. Лекция должна готовить обучающихся к практиче­скому занятию, а практическое занятие - к очередной лекции. Опыт под­сказывает, что чем дальше лекционные сведения от материала, рассмат­риваемого на практическом занятии, тем тяжелее лектору вовлечь сту­дентов в творческий поиск.

Однако следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на пер­вых порах обучения, опасна несогласованность лекций и практических занятий, когда лектор и преподаватель, ведущий практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основы­ваясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда даже на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это может запутать обучающихся, нанести тем самым вред усвоению курса, снизить его эффективность, сделать процесс восприятия материала бо­лее трудным.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это кол­лективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важ­ную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют кол­лективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, от­крыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Педагогический опыт показывает, что нельзя на практических заня­тиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, построения графиков и т.п. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учеб­ной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В та­ких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показы­вать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и прин­ципиальных научных концепций и положений.

Цели практических занятий:

помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и
других видов заданий;

научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами,
пользоваться справочной и научной литературой;

формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода­
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Всистеме профессиональной подготовки студентов практические за­нятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятель­ное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их зна­ния, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выс­тупают важным средством достаточно оперативной обратной связи. По­этому практические занятия должны выполнять не только познаватель­ную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающих­ся как творческих работников.

На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явле­ниям или предметам реального мира, формируются еще непрочные ас­социации и аналогии. Физическая основа практических занятий состоит в упрочении образовавшихся связей и ассоциаций путем повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины.

Повторные действия в процессе практического занятия достигают цели, если они сопровождаются разнообразием содержания учебного материа­ла (изменением исходных данных, дополнением новых элементов в учеб­ной задаче, вариацией условий ее решения и т.п.), рационально распре­деляются по времени занятия. Как известно, однообразные стереотип­ные повторения не приводят к осмыслению знаний.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с дру­гими видами учебных занятий и практикой.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия на­чинается с изучения исходной документации (учебной программы, те­матического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведе­ния занятия.

На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работ, который должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического заня­тия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить по­нятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, произ­водится отбор содержания, подлежащего усвоению.

Важнейшим элементом практического занятия является учебная за­дача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры (задачи и логические задания) для практического занятия, дол­жен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких навыков и умений применительно к каждой задаче установить, каких усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться твор­чество студентов при решении данной задачи.

Основной недостаток практических занятий часто заключается в том, что набор решаемых на них задач состоит почти исключительно из про­стейших примеров. Это примеры с узкой областью применения, которые служат иллюстрацией одного правила и дают практику только в его при­менении. Такие примеры необходимы, без них не обойтись, но в меру, чтобы после освоения простых задач обучающиеся могли перейти к ре­шению более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки.

Если студенты поймут, что все учебные возможности занятия исчер­паны, интерес к нему будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятие так, чтобы обучающиеся постоянно ощущали увеличение сложности выполняемых заданий. Это ведет к осознанию собственного успеха в учении и положительно моти­вирует их познавательную деятельность.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его про­тяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, по­исками правильных и точных решений, чтобы каждый получил воз­можность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планиро­вании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важ­но учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать не­обходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обу­чающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.

Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требу­ющую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контро­лировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах од­ной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, пред­ложенному на лекции.

Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся.

В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем - полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса.

Выстраивая систему задач постепенно возрастающей сложности, преподаватель добивается усвоения студентами наиболее важных методов и приемов, характерных для данной учебной дисциплины.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и Г изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа - костяк предстоящего заня­тия;

выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, пре­
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения, забо­тясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);

подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;

распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивиду­альные особенности обучающихся данной группы. Это касается рас­пределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для ре­шения.

Создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке пла­на проведения практического занятия.

В какую форму целесообразно облечь его рабочий план? По-видимо­му, целесообразна та форма, к которой привык сам педагог. Практика работы вузов показывает, что такой план может включать общие исход­ные данные для проведения занятия и содержательную его часть.

В плане проведения практического занятия должны быть даны ответы на следующие вопросы.

♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?

♦ Сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы необходимо задать?

♦ Какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?

♦ На что обратить внимание в той или иной задаче?

♦ Как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?

♦ Кого нужно будет опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач?

♦ Какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?

♦ Какие задачи предложить «сильным» студентам?

♦ Какие задачи задать для самостоятельного решения дома?

План практического занятия отрабатывается преподавателем на ос­нове определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.

Рассмотрим порядок проведения практического занятия. Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопро­сов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и поря­док проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром тем­пе показать кадры, использованные лектором на предшествующем заня­тии, и тем самым восстановить в памяти обучающихся материал лек­ции, относящийся к данному занятию.

Затем рекомендуется поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некото­рой паузы вызывать конкретного студента.

Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у боль­шинства студентов работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).

В других случаях задачу решает и комментирует свое решение вызван­ный к доске студент под контролем преподавателя. Но и в этом случае задача педагога состоит в том, чтобы остальные студенты не механичес­ки переносили решение в свои тетради, а проявляли максимум самосто­ятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяс­нениям, которые делает их товарищ или преподаватель, соединяя об­щие действия с собственной поисковой деятельностью.

Во всех случаях важно не только решить задачу, получить правильный ответ, но и закрепить определенное знание вопроса, добиться прираще­ния знаний, проявления элементов творчества. Обучающийся должен не механически и бездумно подставлять знаки в формулы, стараясь полу­чить ответ, а превратить решение каждой задачи в глубокий мыслитель­ный процесс.

Основная задача любого педагога на каждом практическом занятии, наряду с обучением своему предмету (дисциплине), - научить человека думать. Именно здесь у преподавателя имеется много возможностей про­явить свой педагогический талант. Он прежде всего должен добиваться знания методов изучаемой науки.

Очень важно приучить студентов проводить решение любой задачи по определенной схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целе­сообразен. Это способствует развитию у них определенных профессионально-значимых качеств личности.

Особое место среди практических занятий, особенно в технических вузах, отводится так называемым групповым занятиям, на которых изуча­ют различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практи­ческого использования.

Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

♦ соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

♦ максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;

♦ поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от зна­ний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

♦ использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т.п.;

♦ выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Раскроем более подробно сущность, назначение, особенности, по­рядок подготовки и проведения в вузе подобного вида практических заня­тий.

Подготовка преподавателя к практическому занятию на технике начина­ется с изучения исходных документов по организации учебного процесса на кафедре. На их основе у преподавателя должно сложиться представле­ние о целях и задачах занятия, объеме работ, который предстоит выполнить обучающимся, уровень, до которого нужно довести их умения и навыки.

На каждое практическое занятие, как правило, разрабатывается спе­циальное задание обучающимся, призванное обеспечить методическое со­провождение их подготовки к работе на технике. Формы подобных зада­ний могут отличаться друг от друга в зависимости от требований, выра­ботанных в конкретном вузе, дидактических целей занятия, а также осо­бенностей его проведения. Но существуют общие подходы к разработке подобных заданий, на которых следует остановиться подробнее.

Как правило, специальное задание для обучающихся состоит из двух основных разделов и приложения. В первом разделе указываются учебные вопросы, к отработке которых должны быть подготовлены обучающиеся. Вопросы определяются тематическим планом и охватывают содержание работ на всех учебных точках. Во втором разделе указывается, как сту­дентам организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изу­чить, что исполнить, к чему быть готовым, на каких учебных точках предстоит работать. Кроме того, указываются общий порядок и место (места) проведения занятия, а также меры безопасности.

Приложениями к заданию оформляются выдержки из руководств, пособий и инструкций (в том числе по технике безопасности), графи­ки работ на учебных точках и другой необходимый справочный мате­риал.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

При формулировании дидактических и воспитательных целей заня­тия, которые приводятся в первом разделе задания, необходимо акцен­тировать внимание не только на привитии студентам умения выполнять что-либо, но и закреплении и расширении их теоретических знаний. Ос­новным содержанием второго раздела является либо расчет учебного времени, либо график работы обучающихся на учебных точках. С учетом конкретных условий (продолжительность учебного времени, количество учебных вопросов или точек), как правило, выделяемое время для отра­ботки учебных вопросов (работы на учебных точках) жестко не связано с продолжительностью академического часа, и в связи с этим не предус­матриваются специальные перерывы между ними. Для отдыха и переклю­чения внимания обучающихся с одного объекта на другой используется время смены учебных точек или перехода от одного учебного вопроса к другому.

В методических рекомендациях руководителю занятия указываются порядок разработки учебно-методических Материалов, определения со­става учебных групп, последовательность смены рабочих мест. Кроме того, в них определяются организация подготовки обучающихся и учебных то­чек к занятию, методика проверки знаний по технике безопасности (про­ведению инструктажа) и соблюдению режима работы технических средств, указываются рациональные методы работы, выполнения опе­раций и действий на технике.

В качестве приложений обычно используются те же документы, кото­рые предусматриваются заданием на практическое занятие.

Рабочим документом преподавателя является план проведения заня­тия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) всту­пительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов, инструктаж по технике безопасности, рас­пределение по учебным местам и определение последовательности рабо­ты на них.

В основной части плана выделены последовательность действий обу­чающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эф­фективное достижение целей занятия, а также на активизацию познава­тельной деятельности обучающихся.

Параллельно с разработкой учебно-методических материалов произ­водится подготовка техники и учебных мест к отработке практических за­дач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т.п.).

С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие воп­росы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, ка­кие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих мес­тах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить и т.п.

Технический состав лаборатории за несколько дней до начала заня­тия в соответствии с общим замыслом проведения проверяет его реали­зуемость на практике. Основной задачей является проверка работоспо­собности техники и соответствие ее технических характеристик установ­ленным нормам, а также проверка наличия и готовности контрольно-измерительных приборов. В ходе проверки фиксируются особенности эк­сплуатации и состояние техники. Результаты проверки докладываются ру­ководителю занятия. По согласованию с ним может проводиться частич­ная корректировка замысла с учетом выявленных особенностей практи­ческого использования техники. Корректировку целесообразно произво­дить для всех учебных групп с отражением сделанных изменений в соот­ветствующей документации.

Практическое занятие в учебных группах может проводиться как од­ним, так и двумя преподавателями с привлечением инженерно-техни­ческого персонала лаборатории. Второй вариант можно считать более предпочтительным с учетом наличия нескольких рабочих мест и необхо­димости индивидуализации обучения.

Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.

В начале занятия объявляются его тема, учебные цели и вопросы, осуществляется мотивационная подготовка обучающихся к предстоящей работе. Далее обязательно проводится инструктаж по технике безопас­ности. Преподаватель указывает меры предосторожности и правила безопасности при работе с электроустановками, источниками электромаг­нитных излучений, ядовитыми жидкостями и т.д. Обращается внимание на недопустимость вскрытия блоков, их замены, нарушения порядка выполнения операций по эксплуатации аппаратуры, указанного в эксп­луатационной документации. После инструктажа обучающиеся расписы­ваются в «журнале инструктажа по технике безопасности».

Целесообразно проверить теоретические знания обучающихся по изу­чаемым образцам техники, сформированные на лекциях и в период са­мостоятельной подготовки.

После проверки знаний двух-трех обучающихся преподаватель объяв­ляет порядок проведения занятия. Выполнение всех структурных компо­нентов разбивается на этапы, для осуществления операций каждого эта­па определяется конкретное время. Учебные вопросы, основные этапы занятия, время, выделяемое на их выполнение, рекомендуется записать на доске.

Практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). Это деление производится преподавателем накануне согласно заданию. В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее под­готовленных студентов. При этом на доске также целесообразно указать порядок взаимодействия подгрупп при отработке учебных вопросов (рас­пределение по рабочим местам, порядок смены и т.д.).

Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на технике, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направ­ляет их деятельность на достижение учебных целей.

В процессе занятия руководитель показывает методы, способы и при­емы выполнения действий, объясняет их последовательность, взаимо­связь, предостерегает от характерных ошибок (но не следует чрезмерно увлекаться показом своих действий). В некоторых случаях допускаемые обучающимися ошибки могут быть им хорошим, надолго запоминаю­щимся уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки не приводили к на­рушениям техники безопасности, поломкам материальной части, к из­лишним затратам энергии, средств и материальных ценностей.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько про­блемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.

При организации практического занятия необходимо продумать сис­тему контролирования формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии для всех руководителей по определению сте­пени овладения нормативными действиями.

В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведе­ния итогов, которые желательно подводить сначала по подгруппам: указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся, - а затем со всей учебной группой. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершен­ствования умений и навыков в период самостоятельной работы.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоя­тельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практичес­кое занятие заканчивается.

Лекции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА УМК

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины "Психология личности и группы" согласно учебному плану строится по схеме:

№ п/п Форма обучения Количество часов Контрольные мероприятия (семестр)
Всего Аудиторные занятия Сам раб. Экз Зач Контр раб. Курс. Раб.
Всег Лекц Групп Лаб
1. Дневное отделение - - + - -
2. Заочное отделение - - + + -
3. Заочное отделение (сокращенный срок, экономические специальности) - + +
4. Очное отделение (сокращенный срок, технические специальности) - - + + -

Современные требования к содержанию образования в целом направлены на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

Факторы повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

Основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

Знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

Оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Специальные методические рекомендации, в которых содержатся подробные планы проведения различных занятий, а также методические рекомендации о построении учебного процесса, введение в учебные пособия специальных вопросов и заданий позволяют активизировать изучение предлагаемых дисциплин и усилить профессиональную подготовку студента.



Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студента, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

При отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;

Новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

Отдельные темы учебников особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

Лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействия лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Преимущества лекции:

Творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие;

Лекция – весьма экономический способ получения в общем виде основ знания;

Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информированность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных приемов, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательного излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Структура лекции.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно вспомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализирующих положений следует сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее делается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклад в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях, требованиях к зачету.

Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектировать? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамках и пр.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.

Узловые критерии оценки качества лекции. К узловым критериям оценки качества лекции относятся: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, достижение дидактических целей.

Формы лекций. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция-визуальная, лекция – пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элемент традиционной формы на части занятия (пары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге – как результат – слушатели приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психологические исследования показывают, что наглядность не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряды, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

Обеспечить усвоение новой информации;

Демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

Натуральные;

Изобразительные (слайды, рисунки, фото);

Символические (схемы, таблицы).

В визуализованной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режессуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

Уровень подготовленности и образованности аудитории;

Профессиональную направленность;

Особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.

Лекции с заранее запланированными ошибками призвана:

Активизировать внимание слушателей;

Развивать их мыслительную деятельность;

Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Процесс обучения студентов предусматривает практические задания. Они предназначены для углубленного изучения дисциплин. Их формы разнообразны.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке дальнейших навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель .

Структура практического занятия в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студента по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и пр.

Цель занятия должна быть ясна не только для преподавателя, но и для студента.

Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали настроение сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в обучении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При разработки заданий и плана занятий, преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента , выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студента.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике образования.