Взаимодействие человека со средой обитания. Основы безопасности жизнедеятельности

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

В составе окружающей среды выделяют , производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

В составе окружающей среды выделяют:

  • Природная среда () — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.
  • Техногенная среда () — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

  • Рост потребления энергии
  • Массовое использование транспорта
  • Рост затрат на военные цели

Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":

  • Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая , гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.
  • Допустимые . Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.
  • Опасные . Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации .
  • Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:
  1. устранением источников опасности;
  2. повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

— наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Вопросы итогового контроля знаний по дисциплине

1. Сущность взаимодействия человека и среды обитания в процессе его жизнедеятельности.

2. Элементы и системы, входящие в состав взаимодействия человека и среды обитания.

3. Сущность и причины, формирующие опасность. Аксиома о потенциальной опасности.

4. Причины и факторы аварийности и травматизма.

5. Классификация опасностей. Из каких элементов формируются физические, химические, биологические и психофизиологические опасности.

6. Характерные свойства, которыми обладают опасности сложных систем.

7. Опасные и вредные факторы среды обитания.

8. Сущность энергоэнтропийной концепции опасности.

9. Сущность идентификации опасностей. В какой последовательности она проводится.

10. Сущность цепных структур типа «дерево», применяемых при анализе опасностей.

11. Сущность процесса анализа «дерева отказов» и «дерева происшествий».

12. Качественная и количественная оценка опасностей.

13. Сущность надежности технических систем при их эксплуатации.

14. Риск. С какой целью он применяется в технических системах. Математическая интерпретация понятия «риск».

15. Сущность методики изучения риска. Виды риска.

16. Опишите сущность система управления риском.

17. Безопасность. Системные взаимосвязи обеспечения безопасности в зависимости от источника опасности.

18. Виды безопасности. Пути обеспечения безопасности технических систем.

19. Организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие безопасность технических систем.

20. Человеческий фактор. Роль его при формировании опасностей. Пути снижения аварийности по причине влияния человеческого фактора.

21. Защита временем и расстоянием и их роль при обеспечении безопасности технических систем.

22. Сущность и основные причины обеспечения безопасности.

23. Средства коллективной защиты. Их характеристики, способы и особенности применения.

24. Опишите типовые схемы физической защиты от воздействия негативных факторов, положенные в основу экобиозащитной техники.



25. Какая из типовых схем физической защиты наиболее (наименее) эффективна и почему?

26. Охарактеризуйте способы и средства локализации и очистки вентиляционных и технологических выбросов.

27. Дать классификацию аппаратов для очистки вентиляционных и технологических выбросов их назначение и применение.

28. Гидросфера. Какие вещества и примеси делают воду опасной. Охарактеризуйте вредные стоки промышленных предприятий.

29. Охарактеризуйте пути обеспечения безопасности гидросферы. Что положено в основу обеспечения безопасности гидросферы.

30. Механическая очистка сточных вод. Методы и аппараты механической очистки.

31. Сущность физико-химической очистки сточных вод. Методы и аппараты, применяемые для этих целей.

32. Сущность биологической очистки сточных вод. Методы и устройства, обеспечивающие биологическую очистку сточных вод.

33. Литосфера. Пути обеспечения безопасности литосферы. Средства защиты литосферы.

34. Основы размещения, проектирования и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов (ТБО).

35. Охарактеризуйте сущность проектирования технологических устройств в зданиях и сооружениях. Состав и назначение проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

36. Охарактеризуйте особенности производства земляных работ и работ на высоте. Определение постоянных опасных зон при этих видах работ.

37. Средства обеспечения безопасности при производстве земляных работ.

38. Средства обеспечения безопасности при работе на высоте во время строительства и ремонта зданий и сооружений. Средства подмащивания, применяемые при работе на высоте.

39. Охарактеризуйте основные требования безопасности при работе с ручным электрифицированным инструментом.

40. Назовите основные причины элетротравм при строительстве и ремонте зданий и сооружений. От каких факторов зависит опасность воздействия электрического тока на организм человека.

41. Укажите мероприятия, которые должны быть предусмотрены для исключения опасностей поражения человека электрическим током.

42. Пути и способы обеспечения безопасности в электроустановках.

43. Воздействие молнии на здания и сооружения. Средства и способы исключения негативного воздействия молнии на здания и сооружения.

44. Особенности эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Основные причины аварий с участием сосудов, работающих под давлением.

45. Перечислите и охарактеризуйте работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности.

46. Что такое наряд – допуск? Какие виды работ, связанные с монтажом и ремонтом оборудования должны проводиться по нарядам – допускам?

47. Труд. Охарактеризуйте основные формы трудовой деятельности человека.

48. Тяжесть и напряженность труда. Как они подразделяются по гигиенической классификации.

49. Работоспособность человека. Изменение работоспособности в зависимости от времени: в течение дня, недели, года.

50. Охарактеризуйте режимы труда и отдыха. Чем вызвана продолжительность перерыва на отдых.

51. Охрана труда. Опишите вопросы рассматриваемые в курсе «Охрана труда»

52. Организация службы охраны труда на предприятиях в т.ч. в зависимости от численности работников и профиля работы.

53. Чрезвычайные события, условия, ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.

54. Классификация причин чрезвычайных ситуаций при строительстве и эксплуатации ТГВС.

55. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Устойчивость работы при ЧС.

56. Какие особенности строительных систем (зданий и сооружений) должны быть изучены при исследовании их жизнедеятельности при ЧС?

57. Горение. Необходимые и достаточные условия, необходимые для обеспечения горения.

58. Пожар. Классификация пожаров в зависимости от веществ, подвергаемых горению.

59. Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной опасности.

60. Огнестойкость. Предел огнестойкости. Методы и методики, применяемые для их определения.

61. Средства пожаротушения применяемые в зависимости от огнестойкости материала и конструкций, подверженных горению.

62. Огнетушащие вещества и составы, применяемые при пожаротушении в зависимости от состава горючего вещества и вида производства.

63. Автоматические системы пожаротушения и их сущность и назначение.

64. Пожарная сигнализация. Из каких элементов состоит система пожарной сигнализации.

65. Устройство и состав первичных ручных средств пожаротушения. Виды и количество огнетушителей, которыми оснащаются помещения в зависимости от категории по пожарной опасности.

ТЕОРИЯ

Взаимодействие человека и среды обитания. Опасность. Энергоэнтропийная концепция опасностей

Взаимодействие человека и среды обитания

В жизненном цикле человека его взаимодействие в системе «Человек-среда обитания» многовариантно.

Наиболее характерными в этом взаимодействии являются подсистемы:

· человек – природная среда (биосфера);

· человек – машина – среда рабочей зоны (ноксосфера);

· человек – городская среда (урбосфера);

· человек – бытовая среда.

Рассмотрим относительную долю негативных воздействий различного происхождения в наиболее распространенных средах обитания человека в течение суток (рис. 2.1.).

Во всех вариантах системы «человек – среда обитания» постоянным субъектом является человек, а среда обитания – его вмещающим объектом, который положительно или отрицательно действует на субъект.

Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную. (Рис. 2.2.)

Основными элементами среды обитания по рис. 2.2. являются природные субъекты, технические (техногенные) средства и продукты труда (ПрТ) как целевые, так и побочные. Они выражаются в виде образующихся вредных и опасных примесей к воздушной среде и т. п., (ПО) – производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду; отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т. д.).

Природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов; стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и других природных источников; природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т. п. может проявляться как в непроизводственной сфере, так и в производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и других. Общую культуру субъектов составляют такие элементы, как нравственная культура (НК), общеобразовательная (ОК), правовая (ПК), культура общения (КО).

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами влияющими на безопасность жизнедеятельности (БЖД). Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе нетрадиционно реализовать конечную цель БЖД.

Рассматривая это системное взаимодействие одновременно отметим, что существует, как бы независимо от человека, система «производство – природная среда», но здесь роль человека не исчезает, т. к. она предопределена человеком косвенно еще на стадии создания технической системы (Примеры: Авария на трубопроводе в Уфе, Чернобыле, землетрясение в Армении, и т. п.). Таким образом, современный человек живет в мире различных воздействий – природных, техногенных, антропогенных (обусловленных жизнедеятельностью человека) экологических, социальных и др. Эти виды воздействий взаимодействуют между собой, усугубляя значительно их последствия. Оценивая воздействие негативных последствий на человека мы должны признать, что они в результате, не суммируются, как правило, а действуют по более сложным законам значительно увеличивая отрицательный эффект. Если рассмотреть систему взаимодействия, то она состоит из двух элементов: человек и среда обитания, имеющими прямые и обратные связи.

Одновременно взаимодействие в системе «человек – среда обитания», является двухцелевым:

· первая цель – достижение желаемого эффекта;

· вторая цель – исключение нежелательных последствий;

К нежелательным последствиям будем относить:

· ущерб здоровью и жизни человека;

· пожары;

· аварии;

· катастрофы и т. п.

Опасность

Все явления, воздействия и другие процессы, вызывающие нежелательные последствия, являющимися опасными для человека. Эти явления, процессы, объекты способные причинить ущерб человеку и природе и обусловленные энергетическим состоянием среды и действиями человека называются опасностью, которая является негативным свойством взаимодействующей системы «человек – среда обитания».

Жизненная практика свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна – «аксиома о потенциальной опасности». В то же время нужно признать, что уровнем опасности можно управлять. Изучение обстоятельств аварийности и травматизма в конкретных областях показало, что к подобным ситуациям наиболее часто приводят такие источники опасности, как электросиловое оборудование, средства хранения сжатых газов, токсичных и легковоспламеняющихся жидкостей, подвижное технологическое оборудование. Общей чертой практически всех рассматриваемых происшествий является то, что для их возникновения потребовалось несколько предпосылок, образующих в совокупности причинную цепь.

Наиболее типичной причинной цепью происшествия оказалась последовательность событий – предпосылок следующего вида: ошибка человека, или отказ технологического оборудования, или недопустимое внешнее воздействие; случайное появление опасного фактора в произвольной части пространства; неисправность (отсутствие) предусмотренных средств защиты или неточных действий людей в данных условиях; воздействие опасных факторов на защищаемые элементы оборудования, человека или окружающую среду.

Доля предпосылок, вызванных ошибочными действиями человека, составляет 50¸80%, тогда как технические предпосылки составляют 15¸25%. Дополнительными факторами аварийности и травматизма являются: недостаточная эргономичность и низкая надежность технологического оборудования; несовершенство профотбора и подготовки работающих для эксплуатации такого оборудования; плохая организация работ; дискомфорт технологических процессов для людей и техники и т. д. Уже общепризнанна преобладающая роль человеческого фактора в формировании первичных предпосылок аварийности и травматизма; происшествия вызваны обычно не единственной причиной, а рядом иногда взаимно обусловленных предпосылок. Так, Чернобыльская трагедия стала возможной вследствие наложения целого ряда предпосылок – несанкционированных действий персонала АЭС, несовершенства принципиальной схемы и конструктивного исполнения реактора РБМК-1000, некачественной процедуры проведения и контроля испытаний турбогенератора и т. д.

После анализа изложенного отметим, что основными закономерностями, причинами и факторами аварийности и травматизма в системе жизнедеятельности являются:

· аварийность и травматизм, как потоки случайных событий, которые распределены во времени по закону Пуассона;

· конкретные происшествия, обусловленные не отдельно взятой причиной, а результатом возникновения и развития причинной цепи предпосылок.

Составными звеньями причинной цепи происшествия служат, как правило, ошибочные и несанкционированные действия людей, неисправности и отказы используемой ими техники, а также нерасчетные воздействия на них внешних факторов среды обитания. Ошибочные и несанкционированные действия человека обусловлены его недостаточной дисциплинированностью и не подготовленностью к работам, потенциально опасной технологией и конструктивным несовершенством используемой им техники.

Отказы и неисправности техники вызваны ее низкой надежностью, а также несанкционированными или ошибочными действиями людей. Нерасчетные (неожиданные или превышающиедопустимые пределы) внешние воздействия связаны с недостаточной комфортностью условий рабочей среды длячеловека, ее вредными воздействиями на технологическое оборудование технику и человека.

Опасность – процесс, свойство или состояние природы, общества или техники, представляющее угрозу для жизни, здоровья или благосостояния людей, объектов хозяйства.

Опасность хранят все сложные системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей:

1. По природе происхождения:

· природные;

· технические;

· антропогенные;

· экологические;

· смешанные.

2. По локализации:

· связанные с литосферой;

· связанные с гидросферой;

· связанные с атмосферой;

· связанные с космосом.

3. По вызываемым последствиям:

· утомление;

· заболевание;

· травма;

· летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасности (рис. 2.3) – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т. д.

Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т. д.

Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т. ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические опасности – физические и нервно-психические перегрузки.

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется многофакторная классификация, в которой:

· факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

· факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой (зоной формирования опасности);

· факторы экологического воздействия, как правило, опосредованного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.

Более детальное рассмотрение физических опасностей связано с тем, что они наиболее широко представлены при строительстве и эксплуатации ТГВС (см. рис. 2.3).

Такая классификация наиболее удобна при анализе опасности в конкретных условиях, т. к. позволяет спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях их зарождения, когда сложная система начинает выходить из равновесия. В данном случае под устойчивым состоянием системы «человек – окружающая среда» понимается сохранение ее структуры и возможности продуктивно функционировать как во времени, так и в пространстве.

Чаще всего нежелательные последствия вызывает комбинация нескольких опасностей. Зачастую одна и та же опасность может быть реализована в нежелательные последствия через разные причины.

Вся система взаимодействия человека со средой обитания в концентрированной форме заложена в аксиомах БЖД:

· любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;

· любая деятельность потенциально опасна для человека;

· ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;

· безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности, однако, не исключающей существование объекта.

Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего психические, кроме позитивных свойств и результатов генерируют опасные и вредные (негативные) факторы.

Таким образом, опасность для человека вызывается наличием в сфере его жизнедеятельности негативных факторов, которые подразделяются на вредные и опасные.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет нее он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания» . В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой. В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом, знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с компонентами среды обитания - биосферой, техносферой и социальной средой показана на рис.1.

Рис. 1. Структурная схема взаимодействия человека с биосферой, техносферой и социальной средой

Таким образом:

1. Современный человек непрерывно взаимодействует с окружающей его средой обитания, компонентами которой являются естественная, техногенная (техносфера) и социальная
среды.

2. С конца XIX века и весь XX век непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения.

3. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс вещества, энергии всех видов и информации.

Человеку эта потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и т.д.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том числе при стихийных явлениях в природной среде. Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энергетические воздействия). В соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: “В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они неустранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве”. Техносфера способна создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерных для человека как для личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Основные потоки в естественной среде : солнечное излучение, излучение звезд и планет; космические лучи, пыль, астероиды; электрическое и магнитное поля Земли; круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах; атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в т.ч. – стихийные; другие.

Основные потоки в техносфере : потоки сырья, энергии; потоки продукции отраслей экономики; отходы отраслей экономики; бытовые отходы; информационные потоки; транспортные потоки; световые потоки (искусственное освещение); потоки вещества и энергии при техногенных авариях; другие.

Основные потоки в социальной сфере : информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.); людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения); потоки наркотических средств, алкоголя и др.; другие.

Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, пищи, воды и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики); потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.); информационные потоки; потоки отходов процесса жизнедеятельности; другие.

Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами и действиями человека.

Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности; гаранта, сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

- допустимое , когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

- опасное , когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайноопасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно-опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Проиллюстрируем сказанное конкретным примером.

В естественных условиях поверхности Земли температура атмосферного воздуха изменяется от -88 до +60 0 С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции его организма сохраняется комфортной, близкой к +37 0 С. При выполнении тяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура тела человека может повышаться на 12 0 С Наивысшая температура внутренних органов, которую вы­держивает человек +43 0 С, минимальная – +25 0 С.

Температура воздуха в рабочих и жилых помещениях, на улицах и в природных условиях существенно влияет на состояние организма человека, изменяя его жизненный потенциал. При низких температурах нам холодно, при высоких – жарко. При температуре наружного воздуха +30 0 С и более работоспособность человека значительно падает. Установлено, что у человека существует зависимость комфортных температур окружающей среды от категории тяжести выполняемых работ (легкая, средняя, тяжелая), от периода года и некоторых других параметров микроклимата.

Так, для человека, выполняющего легкую работу, комфортная температура: летом составляет 23-25 0 С, зимой – 22-24 0 С; для человека занимающегося тяжелым физическим трудом, летом – 18-20 0 С, зимой – 16-18 0 С. На рис. 2 показана зависимость жизненного потенциала человека от изменения температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ.

Работоспособность %

Рис. 2. Зависимость жизненного потенциала человека
от температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ

Отклонения температуры окружающей среды от комфортных значений на ± (2–5) 0 С (зона II ) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Дальнейшие отклонения температуры окружающей среды от допустимых значении (зона II ) сопровождается тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (нарушение дыхания, сердечной деятельности). При еще больших отклонениях температур окружающего воздуха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертермия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, а также получение им тепловых или холодных травм.

Таким образом:

1. Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками веществ, энергий и информации.

2. Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы.

3. Ряд потоков (техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер, представляя угрозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

4. Взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

5. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия.

В3АИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Человек и среда обитания

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек среда обитания».

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

Обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

Создание и использование защиты от негативных воздействий среды.

Изменяя потоки в среде обитания, можно получать ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек - среда обитания», а именно:

Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

На всех этапах своего развития человек и общество непрерывно воздействовали на среду обитания. И если на протяжении многих веков:по воздействие было незначительным, то, начиная с середины XIX в., преобразующая роль человека в развитии среды обитания стала существенно возрастать.



В XX в. на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной ее региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

Высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

Рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

Интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

массовое использование средств транспорта;

рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нuжний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим

материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера - регион города или промышленной зоны, проuзводственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуника-бельности, к обеспечению зашиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей:

Техносфера - детище XX в, приходящее на смену биосфере.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. На планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах - в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на ограниченных площадях, они представляют собой небольшие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями и поэтому подвержены сильному техносферному давлению.

Введение

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человекa в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физи-ческих, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД, в общей области знаний - экологии техносферы.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и без-опасном взаимодействии человека с техносферой.

Основы безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие. человека и среды обитания

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловлен-ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

  • - обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
  • - создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преоб-разующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уров-ней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

Изменяя величину любого потока от минимального до максималь-но возможного значения, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»:

Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют опти-мальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

  • - допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблю-дение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозмож-ность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;
  • - опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и ока-зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
  • - чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за корот-кий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соот-ветствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) -недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития при-родной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитив-ным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.