«Подарки зимы» С.Л Прокофьева план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Конспект урока чтения на тему: "В окно в окно повеяло весною"(4 класс) Словарная работа по чтению

Пьеса «Подарок для Снегурочки»-новогодняя. А почему мы ее уже в ноябрьском номере печатаем? Да потому, что предлагаем вам не просто прочесть пьесу, а успеть подготовить и поставить спектакль на новогоднем празднике.

Когда пьесу прочтешь в первый раз, может показаться-трудная она, ни за что ее не сыграть. Тут и волшебство разное, и превращения! Такая пьеса только для настоящих артистов. Но давайте не будем торопиться, не будем унывать. Не так уж все и сложно. Главное-взяться за дело всем вместе. Одни станут актерами, другие-декораторами, третьи-костюмерами, четвертые-музыкантами, пятые - осветителями. Работа для всех найдется. А руководить ею будет режиссер.

Режиссер, конечно, главная фигура в спектакле, хотя он и не играет в пьесе. Ему надо разработать «план» спектакля, каждой его сцены, представить, как будут двигаться и говорить актеры, а потом научить их хорошо играть свои роли. Режиссер руководит и работой всех остальных участников подготовки спектакля.

Как готовить роли актерам? Сначала, конечно, надо их распределить, решив, кто лучше сыграет одну роль, а кто другую (кстати, можно найти актеров и на роль ворот у домиков Волка и Лисы - сделать ворота «живыми» намного проще, чем делать декорации. После того, как роли рас

пределены, актеры должны научиться читать пьесу вслух «на голоса», научиться подавать друг другу реплики, а уж потом, когда роли выучены наизусть и «разговаривают» актеры без запинки, не забывая, кто, когда и что должен сказать, вот тогда только и надо начинать репетировать на сцене: учиться двигаться, жестикулировать.

Сложным делом, наверное, окажется и оформление спектакля. Чтобы сделать декорации, костюмы, чтобы придумать, как будут происходить все волшебства на сцене, нужна не только фантазия, нужно и техническое мастерство. Нужно и шить уметь, и молотком действовать, и в электротехнике разбираться. Конечно, вовсе не обязательно точно следовать указаниям, которые даны в пьесе. Можно оформить спектакль и попроще. Посмотрите на рисунки в журнале-вдруг возьмете эти костюмы и декорации на заметку? Сказка-это всегда условность. Вьюга может быть из марли с наклеенными на нее бумажными снежинками или из новогоднего «дождика». Музыку к волшебным песенкам подберите сами-выберите какой-нибудь подходящий мотив детской песни, чтобы октябрята знали его и могли подпевать...

Мы вам дали всего несколько советов для «пробуждения» вашей фантазии. Дальше действуйте сами. С инициативой, с. выдумкой, а главное -дружно!

Софья ПРОКОФЬЕВА, Ирина ТОКМАКОВА

ПОДАРОК ДЛЯ СНЕГУРОЧКИ

ПЬЕСА В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ, ШЕСТИ КАРТИНАХ

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПГТ ПИЖАНКА »

Конспект обобщающего урока чтения по теме «В окно повеяло весною» 4 класс

Подготовила:

Царегородцева Л. Г.

2016 год

Тема урока: Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною»

Цель урока: Повторение и обобщение произведений по разделу «В окно повеяло весною».

Задачи:

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений данного раздела; на основе элементов анализа через различные формы диалога создать описательный образ весны; формировать умение анализировать произведение, выделяя в нем основную мысль; побуждать учащихся к овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения.

Развивающие:

Создавать условия для развития мышления, навыков сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счет разнообразия слов.

Коррекционные:

Создавать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, слушать учителя и одноклассников;

социальной компетентности: взаимное сотрудничество (работа в группах) .

Воспитательные:

Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших произведений детской литературы, обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве.

Воспитывать толерантность по отношению друг к другу, уважение к мнению

собеседника.

Валеологическая цель: создать условия для здоровьесбережения учащихся, профилактика усталости, поддержка интереса на протяжении всего урока (смена видов деятельности)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный (беседа), практический, наглядный методы, методы самоконтроля, самостоятельная работа.

ПУУД – ориентироваться в своих знаниях и в учебнике; находить ответы на поставленные вопросы в изученных произведениях; делать обобщения.

КУУД – научиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться при работе в парах.

ЛУУД – проводить самооценку и оценку деятельности своих одноклассников.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, технология развивающего обучения.

Оборудование: интерактивная доска SMART Board , компьютер, мультимедийная презентация, карточки со словами, конверты к заданию «Собери картинку», учебники, простые карандаши, перфокарты.

Структура урока:

    Организация начала урока

    Проверка домашнего задания

    Подготовка к основному этапу

    Закрепление знаний

    Подведение итога урока. Рефлексия.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.
- Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
- Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове.
- Если вы любите шоколад, оближите губы.
- Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
- А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Урок чтения. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

Вы готовы сотрудничать со мной? Тогда приступаем к работе.

Дети произносят хором

Проверка домашнего задания

1). Игра «Повтори не ошибись».

март – апрель – май, май – апрель - март, апрель – март - май, май -– март – апрель

2). Упражнение на внимание «Сложи картинку»

Какое время года изображено на картинках?

Какая весна?

Свою любовь к весне выражали и композиторы. В своих музыкальных произведениях они старались передать весеннее настроение. Послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Постарайтесь определить, какая музыка грустная или веселая.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Весна»

Слайд 2

Как называется раздел, произведения которого мы читаем?

3).Речевая разминка. Слайд 3.

Сосульке сегодня совсем не до сна.

Знает она, наступает весна!

(чтение по таблице хором, медленно, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах, чтение с различной интонацией - ? ! .)

4). Проверка домашнего задания.

Что готовили на школьном часе?

Слайд 4

Проверяем. Выскажите свое мнение по прочитанному.

Что значит боец бытового отряда? Найдите в тексте.

Почему люди очень ждали Дашу? Какую работу она выполняла?

Трудно ли приходилось девочке? Как она выполняла свою работу?

Прочитайте строки, которые подходят к данной иллюстрации.

Какие слова относятся к Даше? (честная, заботливая, равнодушная, внимательная, трудолюбивая) Слайд 5

Как вы думаете, почему мы этот рассказ изучаем в разделе «В окно повеяло весною»?

Упражнение для глаз

Ребята, глазки закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем

Поморгаем

И работать продолжаем!

Повторяют хором, затем по одному.

Дети работают в парах

Ранняя, средняя, поздняя.

Дети слушают и определяют, какая музыка, какое настроение.

Мы изучаем раздел «В окно повеяло весною»

Словарное слово

Мы готовили чтение рассказа «Боец бытового отряда» Валерия Михайловича Воскобойникова

Чтение учащихся

Дети оценивают работу одноклассников.

День Победы празднуем весной.

Подготовка к основному этапу

Сегодня на уроке мы вспомним все произведения, которые прочитали в разделе «В окно повеяло весною»

- Тема урока: Обобщение по теме «В окно повеяло весною» Слайд 6

Какие задачи мы должны решить на этом уроке?

Нам нужно повторить и закрепить материал по теме, объяснить, что связывает все эти произведения.

Чтение темы урока хором

Ответы детей

Закрепление знаний

    Работаем с содержанием учебника, стр. 156. Найдите раздел «В окно повеяло весною».

Прочитайте самостоятельно названия произведений и поставьте карандашом слегка по порядку цифры.

Сколько произведений мы изучили в этом разделе?

А сейчас работаем с перфокартами. Я читаю отрывки из произведений, а вы должны вспомнить, из какого произведения данный отрывок и поставить на листочках номер этого произведения.

1). – Как февраль ни злись,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!

(А.Майков, «Ласточка примчалась»)

2). – Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел. Как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам. (К.Ушинский, «Ласточка»)

3). Пароход немного проплыл. Как вдруг его сигналом потребовали к берегу.

(Б.Житков, «Наводнение»)

4). Никита распахнул дверь на крыльцо. Весь воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды.

(«Весенние ручьи», А.Н.Толстой)

5). И резвых деток звонкий смех,

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновленье.

(А.Плещеев «Весна»)

А сейчас поменяемся листочками и проверим работу друг у друга. Слайд 7

2. Прочитайте пословицы.

Объясните.

К каким произведениям их можно отнести. Почему? Слайд 8

Весенний дождь лишним не бывает.

Ласточка летит - скоро гром загремит.

- Как К. Ушинский описывает ласточку? Найдите в рассказе.

- Чему учит этот рассказ?

Физкультминутка под музыку

Разминка «Кружись»

Слайд 9

3. Игра «Подбери картинку » Слайд 10

Слова: картинки

быстрые, голодные муравьи

копошатся жуки

неуклюжий, мохнатый шмель

крошечные вертолетики комарики

крылья распластали бабочки

Как называется это произведение?

4. - Какие цвета можно встретить весной в природе?

В каком стихотворении об этом говорится?

Докажите строчками стихотворения.

Весна света

весна воды

весна зелени

весна звуков Слайд 11

5. – К какому произведению относятся эти рисунки? Лейки, лопатки, подснежники, скворечники, кораблики, грач. Слайд 12

6. – Какие весенние праздники вам известны? О каких из них мы читали в этом разделе?

Слайд 13

7. - А сейчас поработаем со словарной копилкой.

Слова на карточках:

Ил, буксирный пароход, небесная лазурь, баржа, изумруд, невпроворот, обновленье.

Какие произведения из этого раздела вы хотели бы еще перечитать?

11 произведений

Дети договаривают

Ответы детей

Дети читают пословицы хором

Ответы детей

Дети работают с интерактивной доской

Дети читают отрывок из учебника.

зеленый. синий, белый, желтый

В. Софронова «Весна»

С. Прокофьева «Подарки весны»

Дети по очереди вынимают из копилки карточку со словом, читают вслух и объясняют значение слова.

Ответы детей

Информация по домашнему заданию

- Домашнее задание. В перемену по одному подойдите к столу, и выберите любую карточку. На обратной стороне карточки стихотворение о весне. Задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.

Подведение итога урока. Рефлексия

Обратите внимание на доску. Что вы видите? Какое оно? Слайд 14

Когда бывают такие деревья? В какое время года?

Давайте, оденем дерево: если настроение отличное, и вы довольны своей работой и урок понравился – зелёный листок; не очень – жёлтый; не понравился и настроение плохое – красный.

И я прикреплю листок зелёного цвета, потому что довольна вашей работой.

Какое дерево получилось? (весеннее, красивое, нарядное)

Оценки за работу. Спасибо! Слайд 15

Работа с интерактивной доской

Колобушкина Анжелика ВладимировнаМОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида. г.Калязин Тверская область. Учитель начальных классов

Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени. 2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие познавательного интереса. 3. Коррекция логического мышления. 4. Воспитание любви к природе, наблюдательности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде.На занятиях, в труде.Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.

2. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Вы хотите узнать кто? Отгадайте загадку и узнаете.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень).

Правильно. Но Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой своего младшего брата Кто из вас догадался, что это за брат? Отгадайте загадку и узнаете. (Месяц – сентябрь.)

Загадка.

Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Молодцы. Как вы догадались? Младший брат Осени очень любит играть. Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Сколько времён года вы знаете?

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц был перед ним?

Какой месяц будет следующий?

Что выглядывает из-за туч?

Какого цвета листья осенью?

Какой ветер дует осенью?

Что делает дождь?

Что делают птицы?

Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

3.Работа с демонстрационным материалом.

Картинки:

Солнце. (Солнце греет меньше).

Шапка, куртка, сапоги. (На улице становится холоднее).

Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. (День становится короче, ночь – длиннее.)

Зонт. (Часто идут дожди).

Дерево. (Начали желтеть и опадать листья).

Птица. (Птицы улетают на юг).

Повторение признаков осени по опорным картинкам по цепочке, затем одним учеником.

Вывод: Осень только началась, в сентябре ещё мало жёлтых листьев, ещё не очень холодно. Говорят, сентябрь – начало осени, или, по –другому, ранняя осень.

Учащиеся несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

4.Работа с пословицами.

Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Сентябрь – вечер года.

Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое движениями).

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Деревцо все выше, выше.

Ветер тише, тише, тише.

5. Закрепление.

Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, с подарками.

Ученик читает стихотворение «Подарки осени» С.Прокофьева

Вопросы и задания

Какие плоды созревают в сентябре?

Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

Отгадать загадки:

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

Под осень лист берёзовый

Абсолютно розовый. (Не розовый, а жёлтый.)

У сосны иголки,

Короче, чем у ёлки. (Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

Чтоб было осенью тепло,

Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение .

Используемая литература:

      И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. М.: «Мозаика - Синтез», 2007

      Т.Н. Ильюшина Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста, В.: «Издательство Учитель», 2011

      Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи. М.: «Мозаика - Синтез», 2006

      С.Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

      Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000