Презентация "Сказка о добром и злом огне" презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Сказка о том, как Человек подружился с Огнём Сказка про огонь добрый и злой

Сказка о том, как Человек подружился с Огнём

Были когда-то такие времена на земле, когда Человек : боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:

— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?

— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.

— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.

— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.

— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.

Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.

— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.

— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.

Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

СТ. НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ

Внеклассное занятие.

«Огонь - добрый, огонь - злой»

Подготовила

учитель начальных классов

Санникова Людмила Ивановна

Тема: «Огонь -добрый, огонь- злой »

Цель: показать каким бывает огонь: добрым, когда несёт пользу людям и злым, когда несёт беду; закрепить знания по пожарной безопасности.

Огонь бывает разный -

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Учитель Ребята, сегодня мы поговорим с вами о пожарной безопасности, о добром и злом огне; о том, как избежать пожара и вести себя, если он возник.

Много лет назад человеку жилось очень нелегко. Его окружала дикая природа, холод, сырая пища. Люди боялись огня, приписывая ему божественную силу, поклонялись. Постепенно они привыкли к огню, «укротили» его и начали активно использовать в повседневной жизни для обогрева жилища, приготовления пищи. Добрый огонь несёт пользу людям.

Нам без доброго огня

Обойтись никак нельзя.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Учитель . - Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди других профессий.

1.Ты видел, как он управляет огнем?

Железная каска надета на нем

Вот строится дом – посмотри поутру

Он в стеганой куртке стоит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов

Варил он суда из огромных листов..

2 Железо с железом он может сварить.

Он добрый волшебник, что тут говорить.

Знают все человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

3. Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг,

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом!

Учитель . Огонь-это великая сила. Великое благо и великое зло. Огню поклонялись, его боялись, нередко беспечно к нему относились и тогда огонь становился злым. За свою беспечность люди наказывались- возникали пожары.

Пожар- это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, разрушения зданий, уничтожение растительного и животного мира. Пожары приносят неисчислимые беды, травмы и гибель людей, уничтожают всё на своём пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.

Он всегда бывает разным

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок.

Учитель . - Очень часто от пожаров страдают дети. Особенно, когда они не слушают родительских наказов и, оставшись одни дома, играют со спичками, включают электроприборы, газовые плиты. Происходит возгорание, и дети могут погибнуть в огне и в дыму.

Самуил Маршак «Пожар».

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь

Приоткрой пошире дверь»

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок…

Учитель . - Пожарные службы и МЧС тогда приходят на помощь людям. Тревожно завывая сиренами, пожарные машины мчатся к месту пожара по вызову 01 .

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин

При пожаре, при пожаре

Набирают 01.

И вот машины красные

Спешат в места опасные

Прохожие сторонятся,

Пожарные торопятся.

Инсценировка.

Ноль-один – зазвонил телефон,

Чей-то крик принесли провода,

Чей-то плач уловил микрофон –

Значит, где-то случилась беда…

(Выходят Огонь и Спички .)

Огонь. 3-я спичка.

Я- огонь, я друг ребят. Огонь силен – он может сжечь деревню,

Но, когда со мной шалят, Он беспощаден, зол, напорист, груб.

Становлюсь тогда врагом И сгубит он столетние деревья

И сжигаю все кругом. Быстрее, чем умелый лесоруб.

(Кружится по сцене.)

1-я спичка. 4-я спичка.

Человеку друг – огонь И там, где он проходит,

Только зря его не тронь! Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Если будешь баловаться, Недаром поговорка есть в народе:

То беды не миновать, «Бояться как огня».

От огня несдобровать!

2-я спичка. 5-я спичка.

Знайте, в гневе он сердит: Гибнут в пламени пожара

Ничего не пощадит! Даже люди иногда.

Уничтожить может школу, Это помните всегда!

Поле хлебное, твой дом Хором.

И у дома все кругом. Это помните всегда!

А взметнувшись до небес,

Учитель . -Люди, которые профессионально борются с огнём, называются пожарными. Профессия пожарного – это дело, которое требует максимального напряжения физических, психических, душевных сил. Рискуя собственной жизнью, пренебрегая опасностями, они борются с огнём, спасают людей, попавших в беду.

Стихотворение о пожарных.

Боятся степи, горные просторы

Его горячих, беспощадных лап.

Но есть такие люди, для которых

Он как прирученный – послушен, тих и слаб.

Они его к земле прибьют, потушат,

В горящий дом, бесстрашные, войдут.

За жизнь других они, не сомневаясь,

Свои жизни отдадут.

Таких людей, ведущих бой с огнем,

Мы нашими пожарными зовем!

Учитель . - А чтобы не было беды, ребята, необходимо помнить о правилах пожарной безопасности.

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

Правило первое касается каждого.

Правило это самое важное!

На улице и в комнате

О нём всегда вы помните-

Спички не тронь, в спичках огонь

Правило второе легко запомнить можно,

С электроприборами будьте осторожны!

С утюгом и чайником,

С плитой и паяльником!

Электричество и газ в быту у нас – прекрасно!

Но они огнеопасны!

С газом будь осторожен -

От газа пожар возможен!

Помните об этом ночью и днём,

Будьте осторожны с огнём!

Учитель . - А теперь проверим вашу внимательность и насколько вы подготовлены к тому, чтобы правильно вести себя при пожаре. Я буду задавать вопросы, а вы в нужном месте хором будете отвечать:

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

Сам костер не разжигай

И другим не позволяй!

Даже крошка – огонек

От пожара недалек.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей.

Может быть беда большая

Для построек, для людей!

Узнали случайно шалуньи – сестрички,

Куда от них мама спрятала спички.

Однажды сестрички остались одни –

Коробку спичек в буфете нашли…

Огонь по ковру добежал до окошка,

Забрался на штору и прыгнул, как кошка!

На полку, на шкаф, на диван, на сундук,

И все запылало, как факел, вокруг.

Сестрички с испугу под полку забились

И там от огня, чуть дыша, притаились.

А пламя все ближе. А пламя вот-вот

Сестриц- озорниц языками лизнет.

Но вдруг кто-то настежь окно распахнул.

Проходит минута, проходит другая…

Лицо рукавом от огня прикрывая,

Парнишка ребенка в окно протянул,

И снова в огонь торопливо шагнул!

В дыму задыхаясь, отважный мальчонка

Из пламени вынес второго ребенка.

Учитель . - За такой подвиг утверждена медаль «За отвагу на пожаре ». Но пусть лучше не будет ситуаций, когда из пожара приходится спасать детей.

Учитель . -А теперь отгадайте загадки:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (огонь)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь

Искусает всю ладонь. (огонь)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар)

Летела мошка –

Осиновая ножка.

На стог села –

Все сено съела. (спичка)

Стихотворение – памятка. (стихи читают дети)

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Не бери из печки жар –

Ведь он таит пожар.

Уголек, хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надежный старший друг.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01.

01 – запомни этот телефон.

В случае пожара пригодится он!

Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

Быть нельзя огню вблизи

Там, где краска, газ, бензин;

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Опасно!»

Учитель . –На этом наше занятие закончено. И никогда не забывайте о правилах пожарной безопасности.

Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Непосредственно образовательная деятельность: «ОГОНЬ! ДРУГ ИЛИ ВРАГ»СКАЗКА О ДОБРОМ И ЗЛОМ ОГНЕ Жил-был Огонь. Был он очень безжалостным и горячим. ИИИ Гулял огонь, где хотел. По лесам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. Огонь – давний друг человека. В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца. Время шло и человек изобрел спички. 10 Огонь обеспечивает человека светом. Это лучина, она освещала комнату человека. Со временем появились свечи Масляная лампа Керосиновая лампа Обыкновенная лампочка На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре. Сейчас люди используют газ и газовую плиту. Огонь согревает С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла. Подковы, орудия труда. Огонь заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты. Огнем украшают праздники, запускают фейерверки Огнем зажигают бенгальские огни. Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр, во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям. Если не затушить костер, то этот маленький безобидный огонек может превратиться в злейшего врага. Огонь уничтожит деревья, растения, животных, птиц, насекомых – всю окружающую природу. Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это опасно. Люди могут получить ожоги и даже погибнуть.. Чтобы спастись от злого огня надо вызвать пожарных. Пусть знает каждый гражданин, набираем - 01. Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Автор презентации: Девяткова Е. В., воспитатель второй квалификационной категории, п. Горноправдинск, ХМАО-ЮГРА, 2014 год. Личный вклад - текст сказки в сопровождении с фото по пожарной безопасности, фото использованы из интернета.


Приложенные файлы

Маленькая Искорка оторвалась от языка пламени. Налетевший порыв ветра подхватил её. Он стряхнул с Искорки сонливость и безразличие.

«Помни, огонь огня не боится, но, согревая, не…» – догнал Искорку голос отца-костра. Последние слова утонули в шуме ветра, слились с шелестом трав. Видно, ветер посчитал, что Искорка уже вполне самостоятельна и может обойтись без родительских наставлений.

Искорка, словно маленькая звёздочка, взметнулась ввысь. Она полетела в бескрайнее небо. Она летела туда, где не было ни тепла, ни света.

Очень скоро Искорка поняла, что нужно уметь пользоваться помощью ветра, нужно знать, как опереться на него, чтобы не стать легковесной игрушкой в его руках. Ещё Искорка поняла, что только те начинания, которые поддерживает окружающий мир, позволяют жить в полёте. Полёт же окрылял её. Он вызывал в ней ощущение полной свободы.

Долго летала маленькая Искорка, но постепенно бессмысленные метания утомили её. Усталость навалилась внезапно. Лететь дальше не было сил.

Вместе с силами исчезли и мечты-картинки, которые когда-то манили её. Очертания окрестностей стали расплываться. Образы полей и лесов норовили уйти вслед за мечтами. Отчётливой была только надежда, теплившаяся внутри. Это была надежда, что ей удастся выжить. Искорка понимала, что сейчас ей не нужно ничего другого. Она хотела только одного – жить. Просто жить. Жить любой ценой.

Угасающим взглядом Искорка посмотрела вокруг. Что-то подсказывало ей, что не всё потеряно, пока жива надежда. Надежда согревала её, не давала угаснуть сознанию. Собрав остатки сил, Искорка опустилась на первую, попавшуюся на её пути, травинку.

И тут, как специально, ветер зацепил её своим крылом. Он смахнул с Искорки налёт обречённости. Смахнул пепел утрат с надежды. С новой силой вспыхнула надежда. Её свет разогнал туман в сознании, который готов был, поглотить Искорку.

Ясным взглядом посмотрела Искорка на травинку. Вид её родил в Искорке жалость. Иссохшая, совсем без признаков жизни, она согнулась до самой земли.

«Как тебя придавила жизнь», – подумала Искорка.

Жалость к травинке росла в ней. Она росла помимо её желания. Но… внезапно жалость сменилась радостью. Искорка поняла – она жива! Разве можно не радоваться этому?

Вспыхнувшая радость озарила сознание Искорки, позволила увидеть происходящее в новом свете. На смену радости пришло озарение.

«Вот оно спасение!», – кричало сознание. – «Оно рядом!»

Искорка засияла с такой силой, что наполнивший её жар воспламенил травинку.

Травинка выпрямилась. Она словно показывала Искорке, что не винит её за необдуманное поведение. Казалось, травинка понимала, что сгореть сейчас – её судьба. С достоинством отдавала она Искорке остатки своих сил. Она делала это без сожаления, ведь она отдавала их слабому, тому, кто нуждался в её помощи.

Всем своим видом травинка показывала, что не видит в поведении Искорки принуждения. Казалось, она даже гордится своей участью. Раз она нужна сейчас, такая сухая и невзрачная, значит, она не зря жила на белом свете. Значит, не зря она нежилась и страдала под лучами то ласкового, то палящего солнца!

Только сейчас травинка поняла, что её жизнь была нужна не только ей. Она жила не только ради себя, но и ради этой бестолковой искорки. Она жила ради того, чтобы помочь ей в тот миг, когда усталость почти совсем погасила в ней интерес к жизни.

Быть может, травинка понимала, что их случайная встреча вовсе не была случайной, что она была предопределена заранее, задолго до того, как родилась она, как родилась маленькая искорка. Их встреча, вероятно, готовилась кем-то… кем-то свыше, кому всё видно. Мгновение, которое они переживали сейчас, было только точкой пересечения их судеб.

Только в этот страшный миг травинка до конца осознала смысл своего существования. Сейчас она понимала, что исполнение чьей-то высшей воли, делало завершение её жизни логичным и красивым. Ещё бы, ведь она оставляла после себя не тлен и зловоние, а свет и тепло.

В травинке росло чувство благодарности за те знания, которые мир подарил ей на прощание. Последние мгновения её жизни были наполнены тем высоким смыслом, который раньше ей, молодой и зелёной, познать, было не дано. Понимание своей миссии выпрямляло травинку, тянуло её вверх. Она старалась запомнить мир таким, каким он был для неё сейчас: тёплым, лучезарным, заполненным светом.

Тем временем Искорка разгоралась.

«Зачем упираться из последних сил?» – думала она, поглядывая на травинку.

Искорка не понимала стойкости травинки. Да, она особо и не утруждала себя размышлениями о ней. Искорку волновала собственная участь.

Искорка чувствовала, что происходящие с ней изменения были не простым возрождением к жизни. Она понимала, что внутри происходит нечто большее. Она заполнялась такими ощущениями, каких не было раньше.

Искорка понимала, что причиной новизны стала встреча с травинкой. Она была благодарна травинке за эти ощущения. Ещё бы! Ведь они приносили ей такую радость, какой она никогда раньше не испытывала.

В знак благодарности Искорка направила на травинку весь жар своей души. В тот миг она не думала, что этим ещё больше сокращает и без того короткую жизнь, оставшуюся травинке.
Травинка прощала Искорку. Она понимала, что сейчас та переживает новое рождение. Сейчас она радуется большой жизни, ожидающей её впереди. Эта радость маленькой Искорки и стала последним впечатлением в жизни травинки.

Что стало с Искоркой, это уже отдельная история. Тем более что через мгновение там, где только что была Искорка, уже суетился маленький любопытный огонёк. Для него всё вокруг было в новинку.

Огонёк.

Маленький Огонёк резвился в траве. Он прыгал с одной сухой травинки на другую, перебирался с одного сухого листочка на другой. В порыве радости обнимал травинки, обнимал листочки, и они… тут же сгорали в его горячих объятиях.

Ни травинки, ни листочки не сопротивлялись Огоньку. Они понимали, что избежать своей участи не могут, а потому не роптали. В последний миг, прежде чем раствориться в пламени, они поднимали головы, распрямлялись. Они словно знали, что их смерть есть начало новой жизни, жизни Огонька.

Огонёк постепенно набирал силу. С каждым мгновением он становился ярче. Вскоре у него появилось и первое большое желание. Оно было рождено жившей в нём надеждой. Огонёк надеялся, что в будущем его ожидает яркая красивая жизнь. Он ещё не видел её, но слышал, как о ней говорили травинки.

Ветерок, бегавший рядом, услышал желание Огонька. Он решил помочь ему, хотя по своему опыту знал, что игра с огнём, обычно, приводит к печальным последствиям. Но… даже это знание не могло изменить характер ветерка. Он стал подгонять к Огоньку сухие листья. Он тоже включился в игру маленького Огонька.

Огонёк был рад, делиться пылкой дружбой с другими. Он пытался подружиться с листьями, но у него ничего не получалось. Он дружески обнимал их, а они тотчас сгорали. Огонёк был слишком молод, чтобы знать, что дружба тоже может сжечь, если один из друзей только приносит себя в жертву.

Огонёк рос. Он уже видел себя большим огнём. Он был готов осветить всё вокруг. Он собирался разогнать обступающую его тьму. Огонёк внутренне хотел этого, но не знал, что и как нужно делать. Пока он только догадывался, что для полного воплощения его желания сухих травинок и листьев недостаточно. Внутренне он был готов обнять не только эти травинки и листья, но и сухие веточки, валявшиеся невдалеке. Он верил, что сумеет воспламенить и их. Да, что там ветки! Он сумеет воспламенить всё, что попадёт в его объятия! Дело было за небольшим: кто бы дал ему пищу, соответствующую его жару.

Огонёк понимал, что добраться самому до веток ему не под силу. Ещё он понимал, что для прыжка в большую и красивую жизнь ему требуется помощь. А вот в то, что эта жизнь непременно придёт, он уже верил.

Поодаль от того места, где резвился Огонёк, бегали маленькие ребятишки. Они тоже, как и он, резвились. Как и он, они пока не были обременены житейскими хлопотами. Играя, они заодно разглядывали мир вокруг себя. Всё новое и непонятное влекло их. Привлёк их внимание и маленький огонёк.

Подбежав к Огоньку, дети стали кормить его сухими веточками. Они помогали выжить новому товарищу. Мир взрослых ещё не погасил в них стремления помогать. Помогая, они всё ещё получали удовольствие. Огонёк тоже был рад нежданному появлению добровольных помощников. Ещё бы! Они превращали его желание во вполне достижимую цель.

Когда кто-нибудь из малышей терял бдительность и стремился положить веточку в самую середину Огонька, тот, словно маленький котёнок, норовил лизнуть протянутую руку. Так он выражал свою признательность. Маленький благодетель с нервным смешком отдёргивал руку. Он не сердился на Огонёк. Он чувствовал, что Огонёк поступает так не со зла.

Усилия детей довольно скоро превратили маленький Огонёк в небольшой костерок. С этого момента у Огонька, а точнее уже – Костра, началась новая жизнь.

Ребятишки азартно кормили маленький костерок сухими веточками. Их усилия не пропадали даром. С каждым мгновением костерок становился всё больше и больше, а вскоре превратился в настоящий большой Костёр.

Костёр привлёк внимание взрослых, работавших поодаль. Сумерки и усталость подтолкнули их к Костру. Ещё бы! Рядом с ним можно было отдохнуть и обогреться.

По одному взрослые потянулись к Костру. Каждый считал своим долгом принести для него охапку сухого валежника или несколько толстых сучьев. Взрослые помогали малышам накормить Костёр досыта. Вскоре он радостно потрескивал, отдавая тепло и свет людям.

Постепенно и взрослые, и дети расположились вокруг Костра. Всем было тепло и уютно. Люди чувствовали, как огонь сжигает их усталость, как восстанавливает силы. Люди были благодарны Костру за это. Одновременно они понимали, что Костёр помогает им только до тех пор, пока сам полон сил, поэтому они неустанно кормили его, восполняя затраты. Дров для этого они принесли с собой достаточно. Так люди отвечали Костру добром на добро.

Разомлев от тепла и пищи, люди стали располагаться на ночлег. Первыми угомонились ребятишки. Только самые стойкие из них, хлопая осоловевшими глазками, пытались, продолжить диалог с Костром. Этот разговор поддерживал и кто-нибудь из взрослых, подбрасывая в огонь очередное полено или порцию хвороста. Костёр был недоволен угасанием внимания. Да и кто бы на его месте чувствовал себя иначе!

«Они получили от меня всё, что хотели, а теперь… Теперь они морят меня голодом! Почему я должен задарма согревать этих жадных людей?» – возмущался Костёр.

Он с завистью поглядывал на охапки хвороста и толстые сучья, лежавшие поодаль.

«Зачем они принесли так много дров, если не хотят как следует накормить меня? Сами-то, небось, уплетали за обе щеки, нежась в моём тепле. Это несправедливо!» – распалял себя Костёр.

Воспользовавшись порывом ветра, он перебросил языки пламени на ближайшую кучу хвороста. Сучья тотчас вспыхнули. С громким треском огромное пламя взметнулось вверх, освещая окрестности и рассыпая вокруг мириады искр. Люди испугались. Детишки заплакали, а кто-то из взрослых даже плеснул в Костёр ведро воды.

«Что? Не нравится?» – шипел Костёр. – «А каково было мне? Я отдавал вам тепло. Я давал вам свет. А что получал взамен? Те крохи, которыми вы меня кормили? Теперь смотрите, каким бы я был сильным и красивым, если бы вы отнеслись ко мне с должным уважением!»

Люди, не слушая шипения Костра, собрались и ушли. Они шли к маленьким костеркам, которые зажглись от искр, разлетевшихся от Костра. Они забрали с собой остатки хвороста и дров, которые собирали когда-то для Костра.

Гнев и обида на людей поддали Костру жару. Они распаляли его. Чем больше Костёр злился, тем быстрее уходили люди. Они опасались его ярости. Они не хотели быть обожжёнными. Они боялись того, кто совсем недавно был их другом и благодетелем.

Наконец, Костёр остался один. Некому было подбросить в него те поленья, которые он не сумел проглотить. Обожжённые они лежали рядом, но дотянуться до них у Костра не было сил. Костёр понимал, что его жизнь, такая яркая и горячая, заканчивается столь же стремительно, как и началась.

Временами, словно спохватившись, Костёр распалял себя: «Где былое внимание? Где охапки валежника? Где руки людей, обращённые ко мне?»

Попытки обвинить в неблагодарности людей отбирали у Костра последние силы. Он уже не надменно, а печально глядел вокруг. Он понимал, что мгновения его жизни сочтены. И тем больнее было осознание того, что жизнь, большая жизнь, в которой участвуют и люди, ещё недавно сидевшие рядом с ним, продолжается.

Горько стало Костру от таких мыслей. Горько стало ему от одиночества, от ощущения людской неблагодарности и несправедливости, чинимой по отношению к нему. Он отдал людям всего себя! Он отдал им весь пыл своей души! А они?.. Где людская благодарность?.. На кого он потратил свои силы?..

Огонёк, ещё теплившийся в Костре, уже не мог ни обжечь, ни согреть. Он даже не мог дать достаточно тепла самому Костру. Лишь жалость к себе, вырываясь из-под слоя пепла, хоть как-то поддерживала жар, позволявший Костру жить.

Очередной порыв ветра раздул обиду, тлевшую внутри Костра. Не успевшие сгореть угли вспыхнули. Из последних сил они осветили только малюсенький кусочек пространства, в котором когда-то пылал Костёр, но вскоре и они угасли.

«Только огонь огня не боится. Согревая, не обжигай…» – донёсся до угасающего Костра чей-то голос. Голос звучал неизвестно откуда… Он пришёл словно из вечности, словно из небытия...

В одночасье некогда величественный Костёр превратился в кучу пепла.

Маленькая искорка, рожденная прощальным всполохом, тоже слышала эти слова. Увлекаемая потоком воздуха она взметнулась ввысь и полетела за линию костров. Она летела туда, где ещё не было ни тепла, ни света.

https://pandia.ru/text/78/134/images/image002_23.gif" alt="393dab163a1fddc5db7d" align="left" width="181" height="186 src=">

https://pandia.ru/text/78/134/images/image004_2.jpg" align="left hspace=12" width="196" height="195">

Рассказ «Бумажный самолётик».

Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя – маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.

Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки . На площадке играли в классики знакомые девочки – Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нём: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.

Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.

Придумал! – обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.

Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.

Что ты наделал! – закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.

Но Петя только замахал руками.

Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.


Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.

Что такое?! – воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.

Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! – возмутилась старушка.

Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:

Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков – мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки – не игрушки.

поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.

Мария Ивановна! Здравствуйте! – приветливо встретил её папа Пети. – Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.

От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. – Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу – поведать о Петиных проделках.

И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.

Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.

Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.

Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.

Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».

Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик»:

1. Кто пришёл к Пете?

2. Во что стали играть мальчики?

3. Что вырезал и склеил Петя?

4. Что вырезал и склеил Андрей?

5. Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?

6. Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?

7. Куда упал горящий самолётик?

8. Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?

9. можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?

10. Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?

11. пошла к соседям?

Моделирование ситуаций:

1. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло.

(кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме,…)

2. Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры.

(вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне и начался пожар,…)

3. Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома.

(трава загорелась и мог начаться пожар возле дома,…)

Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».

Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ёлку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.


Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.

Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.

В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность , она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.

Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.

Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.

В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.

Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.

Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.

Вопросы к рассказу-беседе «Украшаем ёлку»:

1. Какие бывают ёлки?

2. Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная ёлка? Почему?

3. Почему детям нельзя оставаться одним в комнате, где стоит новогодняя ёлка?

4. Почему ёлку не ставят у дверей?

5. Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки,..?

6. Почему устраивать фейерверки нужно на улице?

Моделирование ситуаций:

1. Если на ёлке зажгли свечи.

2. Если на ёлку повесили неисправную электрогирлянду.

3. Если запускают фейерверки рядом с домом.

4. Если в квартире поджигают петарды.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.

Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.

«Пожар»

Мать на рынок уходила, На руках Кузьма - пожарный

Дочке Лене говорила: Вынес Лену из окна.

Печку, Леночка, не тронь. Он, Кузьма, пожарный старый,

Жжётся, Леночка, огонь! Двадцать лет тушил пожары,

Только мать сошла с крылечка, Сорок душ от смерти спас,

Лена села перед печкой, Бился с пламенем не раз.

В щёлке красную глядит, Ничего он не боится,

А печи огонь гудит. Надевает рукавицы,

Приоткрыла дверцу лена – Смело лезет по стене

Соскочил огонь с полена, Каска светится в огне.

Перед печкой выжег пол, Вдруг на крыше из-под балки

Влез по скатерти на стол, Чей-то крик раздался жалкий,

Побежал по стульям с треском, И огню на перерез

Вверх пополз по занавескам, На чердак Кузьма полез.

Стены дымом заволок, Сунул голову в окошко.

Лижет пол и потолок. Поглядел… - Да это кошка!

Но пожарные узнали, Пропадёшь ты здесь в огне.

Где горит, в каком квартале. Полезай в карман ко мне!,

Командир сигнал даёт, Широко бушует пламя…

И сейчас же – в миг единый – Разметавшись языками,

Вырываются машины Лижет ближние дома.

Из распахнутых ворот. Отбивается Кузьма.

Вдаль минуя с гулким звоном. Ищет в пламени дорогу,

Им в пути помехи нет. Кличет младшую подмогу,

И сменяется зелёным И спешат к нему на зов

Перед ними красный свет. Трое рослых молодцов.

В пять минут автомобили Топорами балки рушат,

До пожара докатили Из брандспойтов пламя тушат.

Стали строем у ворот. Чёрным облаком густым

Подключили шланг упругий, Под ногами вьётся дым.

И, раздувшись от натуги, Пламя ёжится и злится

Он забил, как пулемёт. Убегает, как лисица.

Заклубился дым угарный А струя издалека

Гарью комната полна. Гонит зверя с чердака.

Вот уж брёвна почернели … Посуши её немножко!

Злой огонь шипит из щели: Дело сделано. Отбой.

Пощади меня, Кузьма, И опять по мостовой

Я не буду жечь дома! Понеслись автомобили,

Замолчи, огонь коварный! Затрубили, зазвонили.

Говорит ему пожарный.. Мчится лестница, насос.

Плачет девочка навзрыд, Вьётся пыль из-под колёс.

А Кузьма ей говорит: Вот Кузьма в помятой каске,

Не зальёшь огня слезами, Голова его в повязке,

Мы водой потушим пламя. Лоб в крови, подбитый глаз, -

Будешь жить да поживать Да ему не в первый раз.

Только чур – не поджигать! Поработал он недаром -

Славно справился с пожаром.

1. О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)

2. От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)

3. Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)

4. Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)

5. От чего ещё может приключится пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)

Моделирование ситуаций:

1. Если не осторожно обращаться с камином.

2. Если играть со спичками.

3. Если пытаться самой развести огонь в камине.

Рассказ-беседа, чтение «Пожар» .

Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает, он и кормит нас. Но когда забывают об опасности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь выходит из повиновения, не щадит никого и ничего. Возник пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.

С дымом мешается Миг – и рассыпались медные каски.

Облако пыли. Лестницы выросли

Мчатся пожарные, Быстро, как в сказке.

Щёлкают звонко Один за другим –

Тревожно свистят, Лезут

Медные каски По лестницам

Рядом блестят. В пламя и дым ….

1. От чего же происходят пожары?

2. Можно ли оставлять без присмотра электроприборы?

3. Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

5. Как вызвать пожарную машину, если случится пожар?

О добром и злом огне

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем. Показать роль полезного огня в жизни человека.

Сказка о Спичке и добром огне

Проживала чудо-Спичка

В коробочке невеличке.

Спичка с Белочкой дружила,

Добрый ей Огонь дарила:

Огонек тот был серьезный,

Требовал, чтоб осторожно

Каждый раз с ним обращались,

Игры чтоб не затевались!

Белка Спичку уважает,

Договор не нарушает,

Очень Белка Спичку ценит -

За Огонь ее бесценный.

Яркий добрый Огонек,

В доме Белки печь разжег.

Белочка в своей печи

Хлеб печет и калачи.

В доме Белочки тепло,

В доме Белочки светло.

Верно Огонек ей служит,

Не боится Белка стужи.

Вечер. Огонек горит,

Белка с книгою сидит.

Книгу Белочка читает,

Что в ней нового узнает?

Вазы, чашки и стаканы

Огонька большое пламя

Греет, гладит, обжигает

И хозяйкам предлагает.

Книгу Белка отложила.

Огонек благодарила

Так сказала: «Огонек,

Настоящий ты дружок!»

А потом сказала детям:

«Чудо-Огонек на свете

Добрым делом согревает,

Добрым делом помогает».

Добрый огонь нужен,

С добрым огнем дружим,

Но иногда бывает,

Нас огонь огорчает.

Огонь бывает другим,

Опасным бывает и злым.

Когда мы неосторожны,

В пожаре погибнуть можно.

Лес горит

(сказочка)

Еж, Лисенок и Коза,

Бабочка и Стрекоза,

Мишка, Белочка и Зайка

На большой лесной лужайке

Жили дружно, без кручины

(Не было для ссор причины).

Вместе вечером за чаем

Все зверята не скучали.

Но однажды вечерком

Потянуло вдруг дымком…

Посмотрите! Лес горит! -

Строго Мишка говорит.

Затрещала Стрекоза,

Всполошилась и Коза,

Бабочка вокруг летает,

Как пожар тушить, не знает.

Ну а серый шустрый Зайка

Быстро скачет по лужайке,

К телефону подбегает, «01» он набирает

И пожарным говорит:

Приезжайте! Лес горит!

Адрес точный, у лужайки,

Позвонил вам серый Зайка.

Дуб и елочка пылают,

Пламя ветки их сжигает.

И роняют птички слезы.

Наши гнезда на березе,

Дом Волчонка весь в огне:

У-у-у-у! Жить где мне?

Птицы, звери… все в тревоге,

Вот уж мчатся по дороге

Две пожарные машины,

«Помощь Скорая» за ними.

А в ней доктор Айболит

Обеспокоенный сидит:

Вдруг огонь обидел птичку?

Обгорел хвост у Лисички,

Испугался вдруг Зайчонок,

Лапку вдруг сломал Бобренок?

Где пожары, там - беда,

Доктор нужен там всегда.

Пчелка встретила Осу:

Почему пожар в лесу?

Может быть, ребята знают,

Отчего пожар бывает?